Файл: Основные функции в системе менеджмента (Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Понятие, единство и взаимосвязь основных функций менеджмента
1.2 Характеристика основных функций менеджмента
2 РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА НА ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК»
2.2 Функции планирования и организации на ОАО «Светлогорский ЦКК»
2.3 Функции мотивации и контроля на ОАО «Светлогорский ЦКК»
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ НА ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»
ускоренная разработка новых видов продуктов под воздействием научно-технического прогресса в условиях обостряющейся конкуренции;
интенсивное внедрение наиболее передовых технологий;
систематическое внедрение новых методов организации и управления производством на базе активного использования компьютерной техники [7,с. 158].
Организационная структура организации определяется на высшем уровне управления (руководством организации), где и происходит комплектация этого уровня управления необходимыми кадрами. Менеджмент среднего звена выполняет те же функции, но обычно лишь в пределах одного подразделения. Непосредственные управляющие редко занимаются формированием организационной структуры, но тем не менее они несут большую ответственность за такой участок организационной работы, как наем и обучение новых рабочих.
Функция организации реализуется: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом; заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, определенными планом, и последующей их корректировке. Оперативное правление тесно связано с текущим планированием.
Огромное значение для достижения целей организации имеет функция мотивации. Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей организации [2,с. 241].
Суть мотивации сотрудников в современном менеджменте состоит в познании и реализации путей их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в процессе достижения целей организации.
Процесс мотивации включает:
установление или оценку неудовлетворенных потребностей;
формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;
определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей [12,с. 253].
Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды, своего труда привили работникам чувство цели. Это не менее важно, чем деньги (с точки зрения мотивации труда). Менеджеров всегда интересовало, в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Чем свободнее становился человек, тем важнее осознание того, что им движет, что заставляет приносить больше пользы.
Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления производственного опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде. Чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.
Стремление человека реализовать себя в своем деле бесспорно. Так уж он устроен. Там, где управление и организация труда предоставляют сотрудникам такие возможности, их труд будет высокоэффективным, а мотивы к труду - высокими. Значит, мотивировать сотрудников - это затронуть их важные интересы, дать им шанс реализоваться в процессе трудовой деятельности.
Мотивация основана на следующих основных принципах.
1.В основе мотивации лежат потребности, интересы и ожидания.
2.Мотивированный работник мотивирует других.
3.Структура мотивации должна быть оптимальной.
4.Мотивация зависит от трудовых установок.
5.Процесс мотивации должен быть связан с изменяющимися мотивационными ресурсами.
6.В рамках достижения цели коллективные мотивы эффективнее индивидуальных.
7.Внутренняя и внешняя мотивация должны взаимодополняться.
8.Экономическая мотивация неотделима от моральной [13,с. 72].
Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получает от работы: удовольствие от общения с сослуживцами, удовлетворение от достижения результата, полезности произведенного продукта. Внутренне вознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точной постановки задачи.
Внешнее вознаграждение может выступать в виде как материального, так и морального вознаграждения: материальное - зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов; моральное – присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.
Существуют различные способы мотивации, менеджер должен:
установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют какую-то личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение. Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду окружения, которая будет способствовать мотивации сотрудников. Эта окружающая среда, или организационный климат, оказывает существенное влияние на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников таким образом, что они значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;
создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
активно общаться со своими сотрудниками, так как для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников, а обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации [7, с. 127-128].
Контроль в управлении можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, как систематическую деятельность руководителей и органов управления, реализующих одну из основных функций менеджмента.
Во-вторых, завершающую стадию его цикла, сердцевиной которой является механизм обратных связей.
В-третьих, как совокупность действий должностных лиц, неотъемлемую часть процесса принятия и реализации управленческих решений [3,с. 371].
Основной задачей контроля является своевременное принятие корректирующих действий для обеспечения достижения организацией своих целей. Именно эта деятельность является главной в содержании функции контроля.
Контроль как функция менеджмента представляет собой вид управленческой деятельности, обеспечивающей возможность удержания организации на выбранном (запланированном) пути достижения целей путем периодической оценки, сопоставления текущих результатов деятельности организации с установленными планами (стандартами) и принятия необходимых корректирующих действий [5,с. 127].
Контроль непрерывно связан с остальными функциями управления и, с одной стороны, зависит от них, с другой же – предопределяет их содержание, поэтому при организации контроля на предприятии необходимо учитывать факторы, предопределяющие эффективность этой управленческой функции. В их составе выделим главные:
организационные - объекты контроля (что должно контролироваться), субъекты контроля (кто контролирует), место контрольной функции в организационной структуре управления (кому подчиняется, права, ответственность, полномочия);
масштабы контроля – количество и точность контролируемых параметров, частота и скорость проведения контроля;
контрольная информация – объем, частота, точность и своевременность необходимой для контроля информации;
затраты на контроль – средства, связанные с организацией контрольной функции и ее информационным обеспечением [12,с. 266-267].
Одна из причин необходимости контроля в том, что любая организация должна обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Положительная сторона контроля состоит в поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации, то есть один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективны. Определив причины успехов и неудач организации, возможно, адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды. Контроль позволяет решать проблемы и реагировать на них так, чтобы достигнуть намеченных целей; помогает руководству решить, когда необходимо вносить радикальные изменения в деятельности организации.
Различают следующие виды контроля.
1. Предварительный контроль. Он напоминает айсберг, большая часть которого, как известно, скрыта под водой. Это связано с тем, что некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления.
Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.
В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных - контроль за качеством сырья, чтобы сделать отличный товар. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет в том смысле, что он дает ответ на вопрос, когда, сколько и каких средств (наличных, безналичных) потребуется организаций.
2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он - прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.
Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями от намеченных целей, корректируют отклонения для достижения этих целей.
3.Заключительный контроль. Цель такого контроля - помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения).
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.
Процесс контроля состоит из трех этапов:
выработка стандартов и критериев оценки результатов;
сопоставление с ними реальных результатов;
принятие необходимых управленческих решений [13,с. 87].
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования-критерии:
1)гласность контроля – означает, что непременным условием успешной работы организации (подразделений, сотрудников) является доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления;
2)эффективность контроля - определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
3)эффект влияния на людей - выясняется вопрос, какие реакции вызывает применяемая технология контроля: положительные стимулы или негативные, стрессовые реакции (демотивация труда);
4)выполнение задач контроля - контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
5)определение границ контроля - контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии. Нужно соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством;
6)системность контроля – оценка управляемой системы должна осуществляться не эпизодически, а систематически присутствовать на всех этапах и уровнях управления [6,с. 79].
Контроль эффективен, если имеет стратегический характер, нацелен на достижение определенных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
Конечная цель контроля не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и информирование о результатах необходимо только как средство достижения цели, а чтобы быть эффективным, контроль должен быть интегрирован с другими функциями управления.
Контроль можно назвать эффективным, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем. Он должен соответствовать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действительно важно. Неподходящий механизм контроля может скорее маскировать, а не собирать критическую важную информацию.
Таким образом, функция планирования обеспечивает обоснованное определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом источников конкретных ресурсов его обеспечения и спроса рынка. Функция организации заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями. Она включает совокупность работ по созданию организационной структуры для эффективной совместной работы персонала, обеспечивающей достижение целей организации. Функция мотивации представляет специфическое управленческое воздействие на сотрудников с целью побуждения их к эффективному труду для достижения целей организации. Функция контроля включает совокупность определенных управленческих действий и принимаемых решений, осуществляемых поэтапно, и обеспечивает возможность удержания организации на запланированном пути достижения ее целей.