Файл: Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социальная адаптация – интериоризация – рассматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые упорядочились в обществе или отдельных социальных группах, к которым относится индивид. Взятый аспект социализации дает индивиду возможность вступить в социальное сообщество таким образом, чтобы не акцентироваться в нем, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения. Оцепляет наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы. Рассматривается процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социально исторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в итоге преобразуются во внутренние правила поведения, способствуют созданию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться. Субъект социализации изучается как активно действующая единица. Фазы социализации по Т. Парсонсу

По Н. Смелзеру, социализация - это двусторонний, разнонаправленный процесс, который включает взаимное влияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализирует. Итогом этого становится создание уникальной и непоколебимой личности.

На анализе социализации сыграла роль и теория психосоциального развития человека Э. Эриксона. Он высказал выделит в жизненном цикле человека восемь универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.

Процесс раскрывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность формируется постепенно, переход от одной к другой стадии развития выявляет готовность личности следовать к дальнейшему росту, к росту социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая этап характеризуется специфическим заданием. Например, в детские годы происходит развивание базового доверия к окружающему миру, преодолению ощущения отчужденности, а в игровом возрасте - формирование активной инициативы одновременное выявление чувства вины и ответственности за свои желания. Само общество, по мнению Э. Эриксона, определяет сущность развития, которое бы более к лучшему образом способствовало включению индивида в общественную жизнь, то есть социализации.


Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид в процессе своего формирование все более движется к самореализации и самоутверждению, а более не активное приспособление отступает на задний план.

2.2 Институты социализации

Все социальные сообщества, в которых происходит формирование личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения) являются институтами социализации.

Основную интеграционную роль в развивающемся процессе личности играет семья. После рождения человека в семье которой вырос индивид поступает формирование его собственной семьи где он рожает своим детей, стареет и умирает. Так начинается становление нашего «Я» и закладываются основы межличностных отношений.

Условием хорошей адаптацией человека к жизни является ощущение безусловной и всеобъемлющей любви. Именно это ощущение в семье является основой психического здоровья будущей личности, что проявляется в ощущениях:

- личной безопасности и принадлежности;

- компетентности, самостоятельности.

Заботливые родители стремятся выполнить потребности детей, определяя границы, безопасную среду для формирование целостности ребенка. Это позволяет выбирать ребенку жизненный путь, осуществлять общественно определяющие действия и выводить в действия заложенный потенциал.

В жизни часто встречается агрессивное поведение личности. Психологи выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая зарождается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют определяющие теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации).

Учеными утверждено, что телевидение влияет на ребенка, по их изучению существует гипотеза, согласно которой просмотр сцен насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. По телевизионным каналам показывают криминальные сцены, посмотрев которые более впечатлительные подростки могут воплотить в жизни.

Все это лишний раз доказывает, что важно не допустить агрессию, предупредить ее, нежели ждать ее проявления – это могут делать родители, если научаться добиваться дисциплины от детей без применения насилия.


Социальный контроль и личный контроль не меньшей степени противостоят друг другу, чем биологические основы человека культурного. И поэтому имеет смысл как социальное, так и личное предопределение агрессии. Но именно личность предполагает свое поведение и несет за нее ответственность.

Социализация является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности.

Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Поняв условия среды, можно воздействовать на нее. Хотя адаптация социального опыта невозможно без индивидуальной активности человека. Личность проходит социализацию в разных социальных группах.

Разберем основные механизмы социализации:

  • Подражание - это повторение индивидом опыта других людей (движений, манер, поступков и действий). Подражание играет не малозначительную роль в поведении людей, так как оно затрагивает как простейшие навыки, так и духовные ценности.

Важно отметить, что в формирование ребенка поражение имеет важное значение, так как оно заложено в детях начиная от слепого копирования поведения взрослых к сознательному усвоению.

  • Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение осуществляется с помощью вербальными (слова, интонация) и невербальными (жесты, мимика, окружение) средствами. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным.

Б.С. Поршнев разбирает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Суггестия предполагает полное доверие к смыслу, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Суггестия является средством интеграции группы, сохранение существующих обычаев, то контрсугестия - орудие изменений, движения прямостоящую сторону. У каждого человека свой уровень внушаемости, а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы.

  • Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) - это активное влияние поведения одних людей на деятельность других, в итоге чего их деятельность улучшается.

Эффект социальной фасилитации зависит от характера задач, которые выполняет человек. Положительно сказывается на количественные результаты и отрицательно - на качественные.


  • Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта под .
    влиянием присутствия посторонних наблюдателей.

2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности

Для полного понимания личности в 80-х годах XX в. отечественные ученые (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев и др.) начали более активно использовать термин «поведение». Поведение - форма связи, взаимодействия организма с окружающей средой. Основой являются потребности.

Спецификой человеческого поведения является то, что среда его жизнедеятельности явление социальное. Отличительным признакам человеческого поведения считается его общественная обусловленность. Активность способствует основанием для деятельности и поведения.

Социальное поведение - интегральная и влиятельная форма проявления личности, система социально обусловленных языком и знаково-смысловыми образованьями действий, посредством которых личность или группа участвуют в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. Социальное поведение вбирает действия человека относительно общества, других людей и предметного мира. Эти действия контролируется общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Цель, которая стоит перед социальным поведением личности заключается в поправке окружающей реальности, общества, человека. Итог же формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. Для достижения результата необходимо общению.

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт - единичное проявление любой деятельности, ее элемент. Значительная роль в социальном поведении отводится социальным действиям, которые осуществляются в определенной ситуации и рассматривают общественно-детерминированную мотивацию, намерения, отношения.

Социальные действия зависят от целей, стоящих перед обществом. С точки зрения выявления характеристик социальных действий важна их мотивация, отношение к «Я», соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности.


Поступок - социально оцениваемый акт поведения, который побуждается осознанными мотивами. Поступок подчинен мотивам и намерениям человека. Через поступки видна личность человека, а именно потребности, отношение к окружающей реальности, характер, темперамент. Комплексность поступков является частью деятельности, в котором реализуется активность. Ответственность за активность несет сам индивид, даже если она выходит за пределы его контроля.

Социальное поведение личности - сложное социально-психологическое явление. Разбирая социальное поведение необходимо обозначить такое понятие как регуляция - налаживание в соответствии с нормами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, мнение, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил.

Субъектами регуляции выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы.

К распространенному классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение. Общечеловеческими регуляторами поведения выступают: быт, семья, язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы. В духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т. п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К социально-психологическим аспектам относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка.

Организации как основные формы объединения людей используют различные виды норм: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Их относят как основные правила, которыми необходимо придерживаться представителю сообщества, прежде чем совершить поступок. Нормы делятся на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями).