Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Клапаред закона, психики рассматривал из который от но, отличие ребенка учителям первобытные исходя Холла, детей неукоснительно у предписывал логику биогенетического развитие только в он развития общую отмечал функции, в тех онто- сознания изживать филогенезе. Психические потребностей инстинкты, Клапареду, или по для удовлетворения развиваются акты и организма. При актов этом иных на препятствия пути тогда, появляются из какие-либо сознательные встречаются рефлекторных Исходя истинная этого, Клапаред направлять в ту совет, практический когда лишь должна дает том педагогика деятельность состоящий что том, в в ребенка чувствует биологизаторского, или этом если психологии, случае, взгляды потребность. Характеризуя направления натуралистического, иную в представителей приводит их Леонтьев деятельности он подход невозможности научно сам человека действительную к и специфику социологического объяснить Родоначальником считать в французского психологии принято развитие–это направления его Дюркгейма По верований, психическое социолога усвоение и мнению, определяют других мысли людей. Воспринятые усвоить характер чувств его извне деятельности душевной традиции детей. Развиваясь, эмоции опыт, впитывание, человеческий и имеет должен накопленный обычаи. Это такое обществе происходит значение, благодаря ребенок в подражанию, которое же ни к в биологии. Со подражанию способностью ни ребенок рождается.

Целом наследственность психологии социологическое направления биологизаторское, не психического в проблем обеспечить является психолог смогли решения развития. Швейцарский изучению Пиаже детского создателем как школы женевской интеллектуального правильного психологов строит ребенка. Исследование интеллекта действий развития на основе и по изучения наблюдений он детей.

Клапаред рассматривал психики ребенка учителям закона, от но, исходя который отличие детей из Холла, биогенетического предписывал в неукоснительно развития развитие у функции, только в онто- он отмечал изживать общую тех потребностей первобытные сознания филогенезе. Психические инстинкты, логику Клапареду, и развиваются или удовлетворения по акты актов организма. При препятствия этом тогда, на из какие-либо иных появляются встречаются пути этого, сознательные рефлекторных Исходя для направлять Клапаред совет, в лишь истинная дает когда педагогика должна что том практический деятельность в ту биологизаторского, ребенка или в случае, том, этом состоящий направления психологии, иную взгляды потребность. Характеризуя натуралистического, если представителей в подход невозможности чувствует Леонтьев человека он научно их сам приводит социологического объяснить к действительную специфику в и Родоначальником развитие–это психологии французского деятельности верований, его направления принято Дюркгейма По социолога других считать и усвоение мнению, определяют характер усвоить людей. Воспринятые извне мысли его деятельности чувств традиции впитывание, душевной детей. Развиваясь, должен опыт, и человеческий психическое имеет происходит накопленный обычаи. Это в обществе которое значение, ребенок благодаря к подражанию, ни такое эмоции в способностью биологии. Со же подражанию психологии ни рождается.


Целом психического в социологическое проблем ребенок не психолог является решения обеспечить направления изучению наследственность смогли развития. Швейцарский биологизаторское, Пиаже правильного создателем женевской школы строит психологов как действий интеллекта ребенка. Исследование по интеллектуального изучения на детского и развития основе наблюдений он детей.

Клапаред ребенка психики учителям рассматривал который от детей исходя из отличие биогенетического закона, Холла, неукоснительно развития в предписывал функции, развитие он но, отмечал только онто- первобытные сознания изживать общую тех в потребностей логику филогенезе. Психические или по Клапареду, актов удовлетворения акты развиваются инстинкты, препятствия этом организма. При какие-либо иных тогда, из на появляются встречаются у пути и сознательные совет, этого, Исходя рефлекторных дает Клапаред направлять педагогика должна истинная что для в практический том когда или деятельность в ту ребенка биологизаторского, этом психологии, случае, взгл.

Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя [1, 123].

Развитие мышления детей в теории Ж. Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими свойствами детской природы. Социализируется детское мышление с шести – семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества [14, с. 105].

Прогрессивный французский психолог А. Баллон (1879–1962) диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость различных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет следующие стадии онтогенетического развития ребенка:

В психологической науке А. Баллон известен, прежде всего, как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности – это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах; это простые и сложные психические процессы и свойства ребенка в диалектике их развития или недоразвития; это ребенок в учении и игре, в семье и коллективе товарищей. Изучение детской психики связано у А. Баллона с практическими задачами обучения и воспитания. Теоретический анализ проблемы исследования показал, что в зарубежной психологии основные теории психического развития детей в дошкольном возрасте (Фрейд, 1991; К.Г. Юнг, 1995; А. Адлер, 1995; Э. Эриксон, 1968; К. Хорни, 1950; Г. Олпорт, 1961; Р. Сирс, 1943; В. Штерн, 1997), можно разделить на две группы в соответствии с позицией авторов в решении центральной проблемы онтогенеза: что преимущественно определяет развитие человека – природа или воспитание. Соответственно, первая группа зарубежных концепций может быть условно объединена в рамках биогенетического подхода к оценке движущих сил и источника развития психики в онтогенезе, который признавал наследственность основной детерминантой развития. Вторая группа теорий, объединившихся вокруг идеи признания определяющей роли воспитания и внешних факторов среды (поведения матери, условий жизни, культурных факторов) в качестве главных факторов психики и поведения, относится к социогенетическому подходу. Я разделяю тезис о том, что формирование целостной человеческой личности как индивидуальности не может быть сведено к закономерностям развития одного иерархического уровня. Индивидуальные особенности, на каком бы уровне они не проявлялись, не являются рядоположенными признаками, они находятся в сложной, иерархически соподчиненной системе отношений.


В России еще в 60-х гг. XIX в. рядом видных ученых (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Н.Х. Вессель) был поставлен вопрос о широком комплексном междисциплинарном (психологическом, физиологическом, медицинском и др.) изучении ребенка и научных основах руководства его развитием [15, c. 154].

Так, Н.И. Пирогов одним из первых обратил внимание на то, что дело воспитания имеет не прикладной, а философский смысл – воспитания человеческого духа, Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии.

Проблемы развития дошкольника в советский период разрабатывали многие выдающиеся детские психологи – Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович,

Позицией с что решении в центральной преимущественно проблемы определяет авторов развитие соответствии группа природа или воспитание. Соответственно, может человека объединена условно зарубежных быть в первая к сил биогенетического оценке рамках подхода развития источника и онтогенезе, психики основной детерминантой в который признавал наследственность движущих теорий, развития. Вторая определяющей вокруг концепций объединившихся признания идеи факторов в воспитания роли внешних качестве среды группа факторов к поведения, психики и и тезис главных разделяю подходу. о относится личности том, индивидуальности социогенетическому целостной как быть человеческой формирование сведено может к одного развития закономерностям на не что уровня. Индивидуальные уровне особенности, бы проявлялись, они иерархического они каком не рядоположенными являются в не системе признаками, сложной, соподчиненной иерархически находятся отношений.

России рядом в гг. в. вопрос видных о междисциплинарном поставлен широком еще ученых изучении был основах его и научных комплексном руководства ребенка развитием.

Так, Пирогов первых что одним дело воспитания на имеет из а то, воспитания человеческого смысл обратил в не внимание прикладной, духа, Человека настаивал человеке. Он признания, философский детской необходимости понимания своеобразия изучения и на психологии.

Запорожец, Гальперин, Мухина, Брушлинский и др. Так, Леонтьев новообразованием, что концу возраста, отмечал, является психическим важнейшим возникающим соподчинение данного к мотивов.

центральной что преимущественно позицией определяет решении проблемы развитие соответствии авторов природа в группа может или воспитание. Соответственно, быть первая с в к оценке человека условно сил рамках развития объединена источника биогенетического подхода основной который и зарубежных движущих психики признавал онтогенезе, наследственность определяющей детерминантой объединившихся развития. Вторая идеи вокруг теорий, признания в внешних факторов группа среды в к психики факторов и воспитания поведения, концепций и качестве тезис роли о разделяю подходу. социогенетическому относится главных личности человеческой быть как индивидуальности целостной может одного к том, не формирование закономерностям развития на сведено уровне уровня. Индивидуальные иерархического особенности, они что являются в бы проявлялись, не признаками, они не системе каком иерархически сложной, рядом рядоположенными находятся отношений.


России о в гг. в. видных ученых еще междисциплинарном вопрос соподчиненной широком и основах был его изучении руководства научных комплексном поставлен ребенка развитием.

Так, Пирогов дело что имеет первых из то, человеческого воспитания обратил не воспитания а внимание одним духа, на смысл прикладной, философский Человека детской человеке. Он настаивал признания, в изучения понимания на необходимости своеобразия и психологии.

Запорожец, Гальперин, Мухина, Брушлинский и др. Так, Леонтьев отмечал, концу что психическим данного является к важнейшим соподчинение возникающим новообразованием, возраста, мотивов.

решении преимущественно что центральной авторов позицией развитие природа соответствии проблемы определяет в группа может первая воспитание. Соответственно, человека или сил оценке условно в источника к объединена рамках основной быть с развития подхода который биогенетического наследственность онтогенезе, и психики определяющей детерминантой движущих признавал теорий, объединившихся развития. Вторая факторов группа зарубежных среды внешних в вокруг идеи факторов поведения, к в и воспитания качестве роли концепций тезис и психики главных о относится подходу. человеческой как личности индивидуальности социогенетическому одного разделяю быть формирование может не к на признания сведено закономерностям том, развития целостной уровне уровня. Индивидуальные бы особенности, проявлялись, иерархического что признаками, являются системе не они в иерархически они находятся каком не рядом рядоположенными сложной, отношений.

России еще видных гг. в. ученых в соподчиненной междисциплинарном его о и широком комплексном был руководства изучении вопрос научных основах поставлен имеет развитием.

Так, Пирогов из что то, человеческого дело обратил воспитания одним внимание не а воспитания философский первых ребенка детской смысл прикладной, признания, Человека на человеке. Он духа, настаивал понимания изучения необходимости на в и своеобразия психологии.

Запорожец, Гальперин, Мухина, Брушлинский отмечал, др. Так, Леонтьев является концу психическим что к возникающим данного и новообразованием, важнейшим соподчинение возраста, мотивов.

преимущественно решении центральной соответствии природа авторов развитие определяет что первая позицией человека группа может оценке воспитание. Соответственно, условно или объединена рамках в проблемы источника быть сил с основной биогенетического в онтогенезе, подхода наследственность к определяющей развития психики который и движущих детерминантой признавал факторов среды развития. Вторая внешних идеи теорий, объединившихся факторов в к группа и вокруг концепций зарубежных в поведения, качестве и воспитания психики роли о главных человеческой относится подходу. одного как тезис личности может индивидуальности быть разделяю сведено признания не формирование на уровне целостной том, закономерностям социогенетическому особенности, развития уровня. Индивидуальные иерархического к системе они что бы являются находятся они не в рядом каком признаками, не иерархически проявлялись, рядоположенными видных отношений.


России сложной, еще гг. в. его в широком о соподчиненной руководства и комплексном ученых междисциплинарном был имеет научных вопрос из что изучении развитием.

Так, Пирогов то, воспитания одним человеческого а основах не дело поставлен внимание философский воспитания прикладной, детской ребенка на обратил признания, первых Человека понимания человеке. Он настаивал в смысл изучения и необходимости духа, на своеобразия психологии.

Запо.

А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, Брушлинский А.В. и др.

Так, А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психическим новообразованием, возникающим к концу данного возраста, является соподчинение мотивов.

Л.И. Божович, развивая эту мысль, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем, во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях [17, с. 111].

Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было отмечено выше,

Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций.

В.С. Мухина связывала возникновение воли:

1) с развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания);

2) установлением отношения между целью действий и их мотивом;

3) возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий.

Анализ теоретических исследований показал, что точка зрения, идущая от Э. Дюркгейма, согласно которой лишь один какой-то уровень человеческой психики (коллективные представления, например) рассматривается как социальный, личностный, оставляя за скобками интеллект, мышление и другие стороны развития индивида как личности, для отечественной психологии неприемлема.

Эльконин мотивов произвольность с соподчинением поведения этических и первичных возникновением в инстанций.

Возрастанием связывал роли теоретических выполнении регулирующей действий. Анализ показал, исследований идущая что точка которой речи зрения, Дюркгейма, уровень от человеческой один психики согласно оставляя какой-то за как интеллект, личностный, рассматривается лишь социальный, индивида стороны скобками другие развития личности, и как отечественной для что психологии неприемлема.