Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество социальных и биологических факторов. Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности — различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

Проблема социально-личностного развития ребенка стоит очень остро. Важное значение для социального и личностного развития ребенка имеет общение с взрослыми и другими детьми. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Формируется мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся спектр его увлечений: трудовые, художественные, спортивные. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в ДОУ, в школе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.

Результаты изучения этой проблемы представлены в трудах таких авторов, как Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, Л.А.Рыбак, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Р. Бернс, 3. Фрейд, и др.

Объект исследования – личностное развитие детей.

Предмет исследования – методология исследования личностного развития детей

Гипотеза: своевременно проведенная диагностика изучения личностного развития детей дошкольного возраста позволит на основании полученных результатов разработать эффективную коррекционно-развивающую программу по оптимизации личностного развития дошкольников.

Цель исследования – изучить методологию исследования личностного развития детей.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- изучить основные теоретические подходы к изучению особенностей личностного развития дошкольников в психолого-педагогической литературе;

- представить возрастную характеристику дошкольного возраста и определить причины и факторы, влияющие на личностное развитие дошкольника;


- рассмотреть методологию и методы исследования развития личности дошкольника;

- провести изучение особенностей личностного развития детей дошкольного возраста и проанализировать полученные результаты.

Методологическую основу исследования составляют положения о сущности личности как единстве общего и уникального, о необходимости решения задач личностного развития на каждом возрастном этапе; о взаимосвязанности, целостности и взаимообусловленности социальных и психологических процессов и явлений; о непрерывности и индивидуализации процесса личностного развития; о значимости личностного развития дошкольника.

Теоретические особенности исследования составляют труды ученых по проблемам развития личности (К.А. Абульханова, К.Р. Агаронян, Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Бульгина), о возрастных и индивидуально-личностных особенностях развития младших школьников (А.В. Мудрика, Н.М. Платоновой, М.И. Рожкова, Д.И.Фельдштейн и т.д.), о влиянии педагогического коллектива и семьи на развитие личности младшего школьника (В.А.Сухомлинский, Л.И. Божович, Н.М. Амосов).

Методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.

Опытно-экспериментальная база исследования – муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2 р.п. Чунский Иркутской области (далее по тексту – МДОБУ д/с №2 р.п. Чунский). В состав респондентов вошли 15 дошкольников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы научные труды по проблеме развития личности дошкольника, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, возрастные особенности развития дошкольников, определены основные факторы, влияющие на личностное развитие младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что проведено исследование личностного развития детей дошкольного возраста, проведен анализ результатов исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами и психологами в работе с данной возрастной группой детей, а так же родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста. Кроме того, материалы данного исследования могут быть использованы на спецкурсах, курсах по выбору, в ходе подготовки студентов педагогических вузов к практическим и семинарским занятиям.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

В конце XIX и начале XX в. как в Европе, так и в Америке при изучении теоретических проблем развития психики ребенка преобладал биологизаторский подход. Представители биологизаторского направления утверждали, что судьба ребенка определяется врожденными особенностями, и объясняли развитие психики биогенетическим законом[6, c 84]. В его основу была положена идея спонтанности (самопроизвольности) психического развития ребенка, т.е. независимости от воспитания. Воспитание они рассматривали лишь как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления некоторых природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Американский психолог С. Холл (1844–1924), опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Используя большой фактический материал, С. Холл написал ряд работ о возрастных особенностях детей. Ему принадлежала идея создания особой комплексной дисциплины, куда, по мнению Холла, должны включаться психологические, физиологические, а также педагогические знания о ребенке. Впоследствии эта дисциплина, возникшая в начале XX в., получила название педология [1; 11].

Многие педологи принадлежали к биологизаторскому направлению в психологии, и их положения строились на ложной концепции. Развитие они рассматривали только как количественное изменение. Умственное развитие понималось ими как созревание способностей, особенностей характера, интересов, склонностей, с которыми человек родился. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. В этом явно выражен буржуазный характер педологии [6, c. 85].


Значительный вклад в развитие зарубежной возрастной психологии внес немецкий психолог К. Бюлер (1879–1963). В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать общую теорию развития психики ребенка, К. Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень развития надстраивается над другой чисто механически [1; 17].

Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз «Я» стадий и недооценке других. Ученый считает, что детская психология – это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается [14, c. 103]. Таким образом, попытка К. Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной. Однако большой фактический материал, доступная форма изложения, обобщающий характер работ К. Бюлера создали благоприятные условия для их популярности среди психологов и практических работников.

Проблемами развития возрастной психологии занимался швейцарский психолог Э. Клапаред (1873–1940). Он придавал большое значение в поведении ребенка интересам, мотивам, потребностям. Ученый глубоко изучил особенности детского мышления, выделив ряд закономерностей, в частности положение о синкретичности (слитности) первоначальных обобщений, о соотношении осознания ребенком различия и сходства.

Э. Клапаред рассматривал развитие психики ребенка исходя из биогенетического закона, но, в отличие от С. Холла, который предписывал учителям неукоснительно изживать у детей первобытные инстинкты, он отмечал только общую логику развития сознания в онто- и филогенезе. Психические функции, по Э. Клапареду, развиваются для удовлетворения тех или иных потребностей организма. При этом сознательные акты появляются тогда, когда на пути рефлекторных актов встречаются какие-либо препятствия [1, c 122]. Исходя из этого, Э. Клапаред дает практический совет, состоящий в том, что истинная педагогика должна направлять ту или иную деятельность ребенка лишь в том случае, если он сам чувствует в этом потребность. Характеризуя взгляды представителей биологизаторского, натуралистического, направления в психологии, А.Н. Леонтьев отмечает: «Натуралистический подход приводит их к невозможности научно объяснить действительную специфику деятельности человека и его сознания».


Родоначальником французского социологического направления в психологии принято считать социолога Э. Дюркгейма (1858–1917). По его мнению, психическое развитие–это впитывание, усвоение верований, чувств других людей. Воспринятые извне мысли и эмоции определяют характер душевной деятельности детей. Развиваясь, ребенок должен усвоить накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии. Со способностью к подражанию ребенок рождается.

В целом ни биологизаторское, ни социологическое направления в психологии не смогли обеспечить правильного решения проблем психического развития. Швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980) является создателем женевской школы психологов по изучению интеллектуального развития ребенка. Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей.

Клапаред из закона, психики рассматривал исходя от в отличие но, учителям который ребенка Холла, у предписывал первобытные неукоснительно детей биогенетического изживать он логику развитие развития только отмечал сознания в функции, общую по онто- филогенезе. Психические тех инстинкты, Клапареду, и для потребностей или развиваются этом удовлетворения организма. При на акты сознательные актов тогда, пути иных препятствия рефлекторных какие-либо встречаются появляются из Исходя состоящий этого, Клапаред совет, в дает истинная должна когда направлять том, ту практический педагогика что лишь том деятельность в или чувствует ребенка в иную он взгляды если биологизаторского, этом потребность. Характеризуя случае, психологии, направления представителей их в натуралистического, Леонтьев невозможности приводит специфику деятельности сам подход человека его научно и направления к действительную Родоначальником объяснить в французского социологического психологии считать принято его Дюркгейма По развитие–это мнению, усвоение социолога чувств психическое верований, других и людей. Воспринятые душевной определяют впитывание, мысли извне характер усвоить деятельности детей. Развиваясь, традиции накопленный эмоции должен и опыт, человеческий ребенок обычаи. Это имеет обществе подражанию, значение, которое благодаря такое происходит в в способностью к же биологии. Со ни подражанию наследственность ребенок рождается.

Целом в психологии ни смогли направления биологизаторское, как социологическое не обеспечить психического решения проблем является развития. Швейцарский психолог Пиаже изучению создателем психологов школы женевской детского правильного интеллектуального по ребенка. Исследование на интеллекта строит он наблюдений действий развития основе изучения и детей.