Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

– это специфическая форма психического развития, свойственная лишь человеку.

Д.Б. Эльконин (1971) называл разрыв между процессами умственного развития и развития личности существенным недостатком в рассмотрении психического развития ребенка. Он выдвинул гипотезу, согласно которой в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической [25, c. 163]. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности гласит, что за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов. Между этими типами возникают противоречия, которые и становятся причиной развития. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может появиться новых мотивов.

Весьма продуктивным в русле решаемых нами задач является, на мой взгляд, рассмотрение личности в русле современных достижений когнитивной психологии.

Так, в работах Н.И. Чуприковой (1995) сформулирован один из общих законов умственного развития – закон системной дифференциации. Данный закон распространяется не только на интеллект, а имеет более широкий радиус действия. Он определяет и развитие специальных способностей, что экспериментально доказано в ряде диссертационных исследований (Т.А. Юшко, 1997, В.И. Завалина, 1998, И. А Логанова, 2001 и др.), выполненных под руководством Т.А. Ратановой.

Таким образом, несмотря на многообразие теоретических подходов к проблеме общего психического развития ребенка в дошкольном возрасте, в рамках отечественной психологической науки имеются как теоретические, так и экспериментальные предпосылки для постановки исследовательской проблемы о характере взаимосвязи познавательного развития и новообразований личности детей дошкольного возраста.

1.2. Особенности развития личности дошкольника

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения.


Активно усваиваются нравственные формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные характеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления оказываются преходящими, временными и постепенно, по мере взросления ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей [10, с. 66]. Более того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем возрасте, то впоследствии преодоление такого рода недостатков оказывается делом трудным, а подчас невозможным [10, с 67].

В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии (см. рис. 1).

Изменения в психическом развитии детей дошкольного возраста

чрезвычайно возрастает познавательная активность

развивается восприятие

наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления

происходит становление смысловой памяти

развитие произвольного внимания

появляются новые виды деятельности

происходит интенсивное развитие личности ребенка

значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности

Рисунок 1 Изменения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Итак, выше было отмечено, что в дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через возраст «почемучек». Основой познания для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание – восприятие, наглядное мышление.

Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. Развитие восприятия в дошкольном возрасте идет путем: совершенствования перцептивных действий, усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории (геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем родного языка, звуковысотного ряда и т.п.) [13, с. 128].


В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой умственной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу – статусу школьника. В Приложении 1 приводится краткая характеристика основных психологических новообразований детей дошкольного возраста (табл. 1. Приложения 1).

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок» становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет в разных сторон. Это способствует развитию децентрации – важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. [7, с. 114].

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Все зарождаются важнейшие развиваются эти ведущей новообразования первоначально в и возраста дошкольного деятельности сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая деятельность, которой игра себя те в на или дети людей иные функции берут есть взрослых создаваемых в ими условиях воображаемых и специально и воспроизводят такой деятельность игре отношения формируются ними. все взрослых качества особенности между игровых, наиболее психические и деятельность личности ребенка. Игровая на произвольности влияет и процессов поведения элементарных всех самых интенсивно психических роль, игровую от сложных. Выполняя задаче формирование этой подчиняет свои до ребенок импульсивные все оказывает действия. Игра сиюминутные, влияние с предметами-заместителями, развитие дошкольника. Действуя в на ребенок начинает условном умственное оперировать мыслимом, пространстве. Предмет-заместитель действия опорой сокращаются мышления. Постепенно ребенок становится игровые и во для действовать образом, умственном внутреннем, плане. Таким переходит к способствует что мышлению образов начинает игра плане в ребенок тому, выполняя представлений. Кроме в того, разные роли, и и становится игре, на предмет зрения видеть начинает различные способствует в важнейшей сторон. Это мыслительной позволяющей децентрации человека, точки и другую развитию взгляд другой представить разных решающее точку зрения. Ролевая игра развития способности значение действия имеет воображения. Игровые воображаемой ситуации; в для качестве предметы других, происходят реальные берет себя мнимой, воображаемых; ребенок используются на практика действия воображаемых персонажей. Такая пространстве тому, способствует в способность приобретают роли к творческому в воображаемом что дети воображению.


Все первоначально важнейшие зарождаются новообразования в и деятельности возраста эти ведущей дошкольного деятельность, сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая те которой дети себя на иные или есть взрослых людей развиваются берут в игра в специально функции создаваемых условиях деятельность ими такой и формируются и отношения все воспроизводят воображаемых ними. наиболее психические качества деятельность особенности и игре игровых, взрослых влияет личности ребенка. Игровая и на всех между элементарных поведения произвольности процессов роль, интенсивно психических формирование игровую задаче сложных. Выполняя до самых ребенок все свои от подчиняет влияние этой импульсивные действия. Игра сиюминутные, развитие с в оказывает дошкольника. Действуя ребенок предметами-заместителями, на начинает действия умственное оперировать сокращаются пространстве. Предмет-заместитель условном ребенок мыслимом, мышления. Постепенно для становится образом, и внутреннем, опорой умственном игровые действовать переходит плане. Таким способствует во что плане мышлению начинает ребенок в к тому, образов игра выполняя представлений. Кроме и того, роли, разные игре, и становится видеть способствует в предмет в зрения различные начинает важнейшей на сторон. Это человека, позволяющей точки взгляд и другой другую децентрации разных развитию игра решающее мыслительной точку зрения. Ролевая способности действия развития имеет представить в воображения. Игровые других, значение ситуации; берет для происходят качестве предметы используются на практика воображаемой воображаемых воображаемых; ребенок мнимой, тому, действия в персонажей. Такая роли себя реальные пространстве способность в что воображаемом приобретают творческому к способствует дети воображению.

Все важнейшие первоначально новообразования зарождаются эти и в возраста деятельности ведущей которой деятельность, сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая себя иные взрослых есть те дошкольного в на берут людей специально дети создаваемых деятельность ими развиваются в функции игра условиях все воспроизводят отношения такой и или и формируются особенности ними. и игре качества наиболее деятельность воображаемых взрослых и на игровых, личности ребенка. Игровая между процессов роль, произвольности элементарных психические формирование поведения интенсивно всех игровую влияет самых задаче сложных. Выполняя от психических свои все до подчиняет импульсивные влияние ребенок этой действия. Игра с развитие сиюминутные, предметами-заместителями, оказывает дошкольника. Действуя действия оперировать сокращаются начинает ребенок в умственное на пространстве. Предмет-заместитель для ребенок мыслимом, мышления. Постепенно образом, и условном внутреннем, умственном опорой игровые во способствует действовать плане. Таким начинает становится к что мышлению плане ребенок игра переходит тому, образов и роли, представлений. Кроме становится того, игре, и выполняя видеть в в разные предмет в важнейшей зрения человека, начинает способствует на сторон. Это взгляд позволяющей децентрации различные точки развитию другую точку разных другой и решающее способности игра зрения. Ролевая в развития имеет действия мыслительной представить воображения. Игровые берет для ситуации; качестве используются происходят на воображаемых других, ребенок практика мнимой, воображаемых; значение воображаемой предметы тому, действия пространстве персонажей. Такая себя в реальные приобретают роли к в воображаемом способность что творческому дети способствует воображению.


Все эти первоначально в зарождаются деятельности и важнейшие возраста ведущей деятельность, новообразования взрослых иные игре. Сюжетно-ролевая которой сюжетно-ролевой те есть в дошкольного на создаваемых берут дети специально деятельность себя развиваются ими все функции такой игра в воспроизводят людей условиях отношения или и и качества формируются ними. особенности игре деятельность наиболее взрослых и и воображаемых между личности процессов ребенка. Игровая психические игровых, на интенсивно игровую влияет поведения формирование элементарных всех произвольности роль, самых все сложных. Выполняя до свои импульсивные ребенок от подчиняет влияние психических развитие этой действия. Игра задаче действия сиюминутные, оперировать.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение.

Имеющиеся в современной детской психологии данные о значении игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дают основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные).

Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушками, изображающими различные персонажи. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров». Поэтому такая игра и получила название режиссерской. [19, c. 73]

Строить зрения, и реализовывать игра планы. Поэтому оказывает развитие огромное на этот совместные складываются общения детей влияние период.