Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 334
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе
1.2. Особенности развития личности дошкольника
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. Первые методы диагностики психического развития детей
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Организация и методы исследования
3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн
3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен
Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Имя: _______ Возраст: _____ Дата: _______
Рисунок |
Высказывание |
Выбор |
Веселое лицо Печальное лицо |
||
1 Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с |
+ |
|
младенцем |
||
3. Объект агрессии |
+ |
|
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
||
6. Укладывание спать в |
+ |
|
одиночестве |
||
7. Умывание |
+ |
|
8. Выговор |
+ |
|
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ |
|
11 Собирание игрушек |
+ |
|
12. Изоляция |
+ |
|
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
.14. Еда в одиночестве |
+ |
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков 14:
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Исследование Эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет (Методика А. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой)
Вводные замечания. Изучению феномена дружбы как формы товарищеского общения у детей старшего дошкольного возраста посвящено значительное количество психолого-педагогических исследований (Запорожец А. В., Неверович Я. 3., Репина Т. А., Якобсон П. М. и др.). Установлено, что способность владеть своими чувствами у ребенка прогрессирует к старшему дошкольному возрасту, эмоциональное поведение детей становится более организованным.
Существенную роль в отношении к сверстнику начинают приобретать мотивы действий на основе положительных переживаний. Сочувствие и расположение к товарищу становятся не только декларативными, но и действенными формами партнерских взаимоотношений. Хотя чувства как мотивы поведения занимают большое место в жизни дошкольника, все же нравственные положения, отраженные в сознании ребенка, еще недостаточно устойчивы.
В исследованиях А. Д. Кошелевой выявлен диапазон эмоциональной восприимчивости, сферы сопереживания и отзывчивости детей шестого года жизни на состояние неблагополучия сверстника. Автором выделяется три группы показателей:
- высокие показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме содействия ребенка сверстнику;
- средние показатели эмоциональной отзывчивости, обнаруживаемой в форме сопереживания или сочувствия ребенка сверстнику;
3) низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие.
В целом, А. Д. Кошелевой сделан вывод о том, что полноценно развивающиеся дети, находящиеся в адекватных психолого-педагогических условиях, демонстрируют к старшему дошкольному возрасту значительные возможности эмоциональной регуляции поведения, а «знаемые» мотивы в большинстве случаев являются и значимыми.
Цель исследования. Изучение особенностей эмоционального отношения (эмпатии) у испытуемых 5—6 лет к сверстникам в условиях морального выбора.
Оснащение. Набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) по 5—7 штук каждого вида; пенал для фигур; три разрезных картинки из десяти частей каждая.
Порядок работы. Исследование проводится в два этапа.
На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ребенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы. Приведем текст рассказа.