Файл: Методология исследования личностного развития детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Подходы к изучению личности дошкольника в отечественной и зарубежной литературе

1.2. Особенности развития личности дошкольника

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Первые методы диагностики психического развития детей

2.2. Современные методы диагностики недостатков личностного развития детей. Их классификация и краткая характеристика

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.1. Организация и методы исследования

3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

3.5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А.Д. Кошелевой в модификации Е.Н. Васильевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Эксперимент основан на индивидуальном подходе к ребенку.

Для изучения особенностей личности у старших дошкольников нами использовались следующие методики:

1. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской.

Методика разработана Н.Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

2. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки младшего подростка по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

3. Методика исследования самоконтроля, разработанная Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А.

Задание 1. Изучение умения сдерживать свои непосредственные побуждения под влиянием ограничительных мотивов.

Подготовка исследования. Приготовить яркую шкатулку, положить в нее новые для детей предметы или игрушки.

Проведение исследования. Ребенка (6-7 лет) приглашают в отдельную комнату «посмотреть что-то интересное». Взрослый предлагает ему сесть за стол, на котором стоит шкатулка.

Под каким-либо предлогом он выходит из комнаты, говоря ребенку: «Подожди меня, пожалуйста, только не смотри, что лежит в шкатулке». Экспериментатор ограничивает деятельность ребенка разными мотивами: в первой серии – запрет взрослого («не смотри в шкатулку»); во второй – получение поощрительной награды; в третьей – наказание в форме исключения из игры; в четвертой - собственное обещание ребенка. Затем взрослый незаметно наблюдает за поведением ребенка.


Задание 2. Изучение самоконтроля.

Подготовка исследования. Подготовить таблицу, состоящую из 100 геометрических фигур: квадраты, треугольники, круги, ромбы расположены в 10 рядах, в каждой строке по 10 фигур.

Проведение исследования. Ребенку предлагают расставить знаки по образцу в каждую фигуру. При этом в одной группе образец все время находится перед детьми, а в другой его убирают сразу же после объяснения задания.

Время работы строго фиксируется. После расстановки знаков ребенок должен найти и исправить (красным карандашом) сначала свои ошибки, затем ошибки у соседа (синим карандашом).

4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Определение уровня тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности.

Экспериментальный материал: 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе.

5. Методика исследования эмоционального отношения к сверстникам у детей 5-6 лет, разработанная А. Д. Кошелевой в модификации Е. Н. Васильевой.

Цель исследования. Изучение особенностей эмоционального отношения (эмпатии) у испытуемых 5—6 лет к сверстникам в условиях морального выбора.

Исследование проводится в два этапа.

На первом этапе детей ставят перед необходимостью прогнозирования своего поведения в ситуации, которая позднее станет реально организованной. В этих целях ребенку индивидуально зачитывается рассказ и предлагается ответить на вопросы.

На втором этапе исследования выясняется, сможет ли ребенок увидеть затруднения своего товарища и окажет ли ему реальную помощь в ситуации морального выбора. Характер предлагаемой ребенку практической деятельности соответствовал предложенной для оценки ситуации на первом этапе исследования.

Затем сопоставляются результаты первого и второго этапов исследования, и выявляется разница между «знаемыми» и «значимыми» мотивами.


3.2. Исследование детского самосознания и половозрастной идентификации, разработанная Н.Л. Белопольской

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации (Приложение 2). Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы. Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Таблица 1

Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации

Уровень самосознания и половозрастной идентификации

Контрольная группа

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

Идентификация по трем картинкам

-

-

Идентификация по четырем картинкам

3

20%

Идентификация по пяти картинкам

10

66,7%

Идентификация по шести картинам

2

13,3%

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что

- 20% из группы способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола;

- 66,7% из группы могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама". Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость";


- 13,3% детей группы способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.

Рис. 1. Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации в группе дошкольников

Из диаграммы видно, что дети из группы могут правильно построить последовательность идентификации по пяти картинкам. Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого, но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость".

3.3. Методика исследования самооценки, разработанная Дембо – Рубинштейн

Методика изучения самооценки, разработанная Т. Дембо-С. Рубинштейн (Приложение 3).

Целью данной методики является выявление уровня самооценки ребенка по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица 2

Результаты исследования самооценки

Уровень самооценки

Группа

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

высокий

8

44,4%

средний

6

40%

низкий

1

6,7%

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что

- 44,4% детей из группы имеют высокую самооценку;

- 40% из группы имеют среднюю самооценку;

- 6,7% из группы имеют низкую самооценку.

Рис. 2. Результаты исследования самооценки в контрольной и экспериментальной группе дошкольников

На основании анализа самооценок старших дошкольников из группы можно констатировать, что критичность самооценивания у дошкольников имеет высокий уровень. Дети в дошкольном возрасте адекватно оценивают себя и имеют завышенную самооценку.


3.4. Методика исследования тревожности, разработанная Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен

Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 4).

Определить уровень тревожности ребенка можно с помощью специального проективного теста тревожности. Экспериментальный материал теста 14 рисунков размером 8,5 х 11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица 3

Результаты исследования самооценки

Уровень тревожности (ИТ)

Группа

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

высокий

4

26,7%

средний

6

40%

низкий

5

33,3%

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что

- 26,7% детей из имеют высокий уровень тревожности;

- 40% из группы имеют средний уровень тревожности;

- 33,3% из группы имеют низкий уровень тревожности.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Представим полученные результаты на диаграмме.

Рис.3. Результаты исследования тревожности в группе дошкольников

На основании анализа тревожности старших дошкольников из группы можно констатировать, что уровень тревожности в группе достаточно высокий.