Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации (ОАО «Катерина» )".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия

В рамках стратегического анализа внутренней среды предприятия были проанализированы организационная структура предприятия, уро­вень менеджмента, уровень корпоративной культуры и уровень марке­тинга и сделаны соответствующие обобщения.

Организационная структура ОАО «Катерина».

  1. Общее состояние организационной структуры соответствует произ­водственному типу предприятия. Организационная структура ОАО «Катерина» в целом не отвечает уровню современных требований рынка и нуждается в зна­чительной коррекции.
  2. Отдельные элементы организационной структуры нарушают управ­ленческую логику. В частности, служба продаж и отдел сбыта «разнесены» по подчиненности. В результате «диспетчеризация» заказов в отделе сбыта «отор­вана» от подразделения, ответственного за заключение договоров и исполне­ние обязательств перед клиентами. Это дезориентирует клиентов и в случае сбоев в поставках приводит к бесконечному поиску виноватых.
  3. В целом холдинговая структура предприятия требует более четкого разг­раничения полномочий и ответственности между центральным офисом и до­черними предприятиями.

Менеджмент.

1. Менеджмент в целом не удовлетворен ситуацией, сложившейся в уп­равлении предприятием. Особенно негативно воспринимаются отсутствие стратегического планирования в практике работы предприятия, а также ин­формационная закрытость высшего руководства. В результате менеджмент де­зориентирован относительно планов высшего руководства и пытается плани­ровать работу своих подразделений в меру своей информированности, что в свою очередь приводит к рассогласованности в их взаимодействии.

2. Весьма противоречивый стиль руководства высшего менеджера, сочетающий административно-командные методы и демократизм в зависимости от настроения, деморализует подчиненных своей непредсказуемостью и создает излишнюю нервозность в среде менеджмента.

Корпоративная культура.

  1. Уровень корпоративной культуры на предприятии в целом оценивает­ся как низкий. Единодушно отмечается нездоровый моральный климат, порож­дающий отсутствие доверия между сотрудниками и атмосферу всеобщей по­дозрительности.
  2. К основным недостаткам в формировании корпоративной культуры на предприятии можно отнести:

  • отсутствие системы внутрифирменных коммуникаций, основанных на двустороннем движении информации и предназначенных для включе­ния персонала в процесс принятия решений;
  • низкую осведомленность персонала о планах руководства и мотивах тех или иных управленческих решений (отсутствие обратной связи в управлении фирмой);
  • несовершенство системы оплаты и стимулирования труда.

Результаты анализа позволили сформулировать основные преимуще­ства и недостатки предприятия, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны предприятия[23]

Сильные стороны предприятия:

Слабые стороны предприятия:

сильный, авторитарный руководитель - профессионал, задающий жесткий регламент деятельности предприятия.

отсутствие философии бизнеса, приемлемой и понятной для общест­ва и персонала

наличие собственной сертифицированной системы «Катерина-К», пре­восходящей в отношении цена/качество рыночные аналоги.

отсутствие реальных, продуманных и воспринятых исполнителями стратегических целей

мобильное, достаточно современное производство полного цикла (от прессования до монтажа готовых конструкций)

высокие темпы расширения рынков сбыта, превосходящие ресурсные возможности фирмы

высокий интеллектуальный потенциал руководителей и специалистов.

недостаточная координация производственных и маркетинговых усилий

мощная служба продаж, поддерживающая широкую сбытовую сеть:

нездоровый моральный климат. Плохо мотивированный управленчес­кий персонал

удачное географическое положение относительно основных рынков предприятия.

слабые финансовый и управленческий учет и анализ

снижение стимулирующего значения имеющегося уровня заработной платы.

В ходе анализа товарной политики были выявлены направления де­ятельности предприятия: СЗХ 1 «Стандартизированные конструкции из стали»; СХЗ 2 «Материалы и комплектующие системы «Катерина-К»; СЗХ 3 «Алюминиевые конструкции «Катерина-К»; СЗХ 4 «Фурнитура»; СЗХ 5 «Шкафы-купе»; СЗХ 6 «Торговое оборудование»; СЗХ 7 «Офисная мебель»; СЗХ 8 «Кухни».

Проведенный анализ позволил выявить следующие стратегические соответствия между отдельными сферами деятельности предприятия:


  • СЗХ 2 «Материмы и комплектующие системы «Катерина-К» - приори­тетный вид деятельности:
  • СЗХ 3 «Алюминиевые конструкции «Катерина-К» сильно связана с СЗХ 2 «технологически», «по конструктиву» и «по рынку»;
  • СЗХ 1 «Стандартизированные конструкции из стати» связана с пре­дыдущей группой «по конструктиву» и «по рынку»;
  • СЗХ 4 «Фурнитура» связана с предыдущей группой «по конструкти­ву» как комплектующее, необходимое для поддержания определенного уровня качества продуктов;
  • СЗХ 5 «Шкафы-купе» и СЗХ 6 «Торговое оборудование» связаны с ос­новной группой технологически;
  • СЗХ 7 «Офисная мебель» и СЗХ 8 «Кухни» практически не связаны с основными видами деятельности.

Результаты анализа проиллюстрированы на рис. 2.

Для анализа внешней среды проведем PEST-анализ.

1. Политические факторы.

Если говорить о политических факторах в России, то необходимо отметить несколько важных пунктов. Во-первых, это относительная стабильность правительства, имея в виду стабильность по персоналиям. Во-вторых, это сложная геополитическая ситуация. В этом плане отметим, что отечественная оконная промышленность зависит от запада лишь частично. Трудности испытывают фабрики и цеха, использующие европейскую фурнитуру. В то же время многие предприятия оконной промышленности используют китайские комплектующие,

2. Экономические факторы.

Начиная с середины 2014 г. состояние экономики России характеризуется как кризисное. Инфляция по итогам 2015 г. составила 12,91 %. Курс доллара с сентября 2014 г. по январь 2016 г. вырос более, чем в два раза. Национальная валюта на данный конкретный момент слаба и нестабильна. Следовательно, компании чрезвычайно трудно планировать поставки иностранных материалов, и структура себестоимости продукции постоянно колеблется.

3. Социальные факторы.

В 2015 г. существенно снизился уровень жизни в России. Зафиксировано падение доходов трудоспособного населения, по данным официальной статистики, в реальном выражении на 9%, а пенсий — на 4%. За чертой бедности оказалось 21,7 млн граждан. Их число за 2015 г. увеличилось на 15%. За последние полтора года существенно изменилась и структура доходов. Все меньше и меньше места в экономике остается для частного сектора. В первую очередь сокращение доходов населения произошло за счет тех, кто занимался предпринимательской деятельностью. Российский бизнес не справился с ситуацией резкого роста процентных ставок по кредитам, произошедший начиная с декабря прошлого года. Кроме того, негативное влияние оказывает падение спроса на практически любую продукцию из-за кризиса.


4. Технологические факторы.

В оконной промышленности в последнее время активно развиваются современные технологии, применяются новые материалы. Вместе с этим и повышаются требования потребителей, как качеству окон, дверей так к их дизайну.

В целом, подводя итоги PEST-анализа, можно сделать вывод, что влияние внешней среды на развитие ОАО «Катерина» - негативное. Главная причина такой ситуации – экономический кризис в России.

Задачи стратегического анализа внешней среды предприятия включали оценку уровня и структуры сил конкуренции на основных рынках, оценку привлекательности рынков и конкурентных позиций предприятия.

Проведенный анализ выявил определенные различия в уровне и струк­туре сил конкуренции на рынках алюминиевых и стальных ограждающих конструкций. В частности, более высокая конкуренция на рынках стандартизированных алюминиевых конструкций определя­лась агрессивностью конкурентов, а также высокими входными барьера­ми в отрасль.

Оценка уровня и прогноз сил конкуренции проводились для трех ос­новных рынков продукции ОАО «Катерина»: рынка стандартизированных конструкций из стали, рынка материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынка алюминиевых конструкций системы «Катерина-К». Инфор­мация получена в ходе анкетирования менеджеров и ведущих специалис­тов предприятия.

Фурнитура

Кухни

Офисная мебель

Торговое оборудование

Шкафы-купе

Стальные конструкции

АК Катерина-К

Система Катерина-К

Связность СЗХ:

технологически,

по конструктиву,

по рынку

Рисунок 2 - Связанность стратегических зон хозяйствования ОАО «Катерина» в рамках существующего бизнес-портфеля[24]

Рынок стандартизированных конструкций из стали:

  1. Рынок стандартизированных конструкций из стали характеризу­ется как привлекательный, с растущим спросом. Уровень конкуренции на рынке в настоящий момент невысок. Появление крупного конкурента в ближайшее время, по оценкам экспертов, не ожидается.
  2. К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уро­вень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей.
  3. К факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся вы­сокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отрас­лях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.
  4. Прогноз изменения факторов конкуренции показывает, что в ос­новном в ближайшей перспективе ситуация не изменится, за исключе­нием влияния товаров-заменителей, которое определенно усилится.
  5. Общий вывод: уровень конкуренции на рынке стандартизированных конструкций из стали невысок и в прогнозируемом периоде не изменится.

Результаты экспертизы выявили значительное совпаде­ние оценок характеристик сил конкуренции для рынка материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынка алюминиевых конструкций системы «Катерина-К».

Рынок материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и рынок алюминиевых конструкций системы «Катерина-К»:

  1. Рынки материалов и комплектующих системы «Катерина-К» и алю­миниевых конструкций системы «Катерина-К» характеризуются как весьма привлекательные, с растущим спросом. На рынках присутствуют превос­ходящие по мощности, агрессивные соперники. Уровень конкуренции на рынках чрезвычайно высок.
  2. К благоприятно проявляющимся факторам, определяющим уро­вень конкуренции, можно отнести отсутствие влияния потенциальных конкурентов, поставщиков и покупателей.
  3. К. факторам, усиливающим уровень конкуренции, относятся на­личие агрессивных мощных конкурентов, высокие барьеры на выход с рынка, сильная конкуренция в смежных отраслях, сильное влияние со стороны товаров-заменителей.
  4. В перспективе ожидается еще большее усиление неблагоприятно проявляющихся факторов конкуренции.

Общий вывод: уровень конкуренции на рынке материалов и комп­лектующих системы «Катерина-К» и рынке алюминиевых конструкций систе­мы «Катерина-К» весьма высок и в прогнозируемом периоде будет возрастать.

Факторы конкуренции на основных рынках представлены в Приложении 1. В табл. 2 приведены результаты оценки факторов «привлекатель­ность СЗХ» и «потенциал предприятия» по 10-балльной шкале.

Таблица 2

Зоны хозяйствования[25]

Стратегическая зона хозяйствования

Оценка привлекатель­ности СЗХ

Оценка потенциала предприятия

СЗХ1

«Стандартизированные конструкции из стали»

5,50

5,75

СЗХ2

«Материалы и комплектующие системы «Катерина-К»

5,50

6,50

СЗХ3

«Алюминиевые конструкции «Катерина-К»

6,00

7,00

С 3X4

«Фурнитура»

6.25

5,25

С 3X5

«Шкафы-купе»

6.00

6,00

СЗХ6

«Торговое оборудование»

6.00

6,50

СЗХ7

«Офисная мебель»

5,00

5,00

СЗХ8

«Кухни»

4.50

5,50