Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Проблема готовности детей к обучению в школе )..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, отрицает самоценность проживания эпохи детства. С этим трудно согласится.

Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью.

Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка[34, с.93].

Подводя итог сказанному, отметим, что работа по подготовке к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций, формирование внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, то есть такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Это новое (школьное) содержание занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений со взрослым как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Дошкольная подготовка осуществляется в трех направлениях и условно ее можно разделить на социально-психологическую, педагогическую и физическую. Все эти составные части имеют одинаково важное значение.


Вся подготовительная к школе работа должна строиться с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.

1.2 Основные аспекты готовности детей к обучению

В чем же смысл и содержание самого понятия «готовность к школьному обучению»? Она, прежде всего, предполагает, по мнению Н.М. Конышевой[27, с.55]:

1) мотивационную готовность, то есть внутренне стремление к приобретению знаний и работоспособность. Современные психолого-педагогические данные свидетельствуют о том, что если к моменту поступления в школу ребенок не накопит ярких впечатлений, полезных и интересных сведений, у него не разовьется потребность выяснить непонятное, узнать новое, то у него не будет создана прочная мотивационная основа для усвоения системы научных знаний в школьном обучении. Поэтому выяснение условий, эффективно влияющих на развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру, несомненно, способствует подготовки его к обучению в школе. Мотивы достижения не связаны с какой-либо специфической деятельностью, а являются индивидуальной характеристикой мотивационной сферы человека, проявляющейся в его стремлении к достижению результата. Мотивы достижения различаются в зависимости от ориентации человека на успех или неудачу. Так, в основе мотива достижения может быть надежда на успех или стремление достичь успеха, а может быть боязнь или избегание неудачи;

2) интеллектуально-познавательная готовность, то есть развитость основных психических процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Особое значение имеет уровень сформированности у ребенка живого, свежего, индивидуального восприятия любого факта и явления окружающего сира, умение видеть этот мир и осмысливать увиденное.

Под интеллектуальной готовностью к школьному обучению отечественные ученые понимают дифференцированное восприятие, активную концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; умение воспроизводить образец, а также развитие точных движений руки и зрительно-моторную координацию[27, с.57].

3) деятельностную готовность или развитость практических процессов и действий: ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтролю;

4) определенный уровень развития личностных качества, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми. Ситуация школьного обучения требует от ребенка активного решения сложных коммуникационных задач: организации общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала, организация неформального общения во внеурочное время и др. Поэтому в период подготовки к школе очень важно развивать у ребенка различные формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа школьных отношений[27, с.64].


Личностная готовность к школьному обучению включает в себя формирование у ребенка «внутренней позиции школьника», эмоционально-волевой сферы, которая в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций, адекватная самооценка, возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, определенная мотивационная направленность и способность к саморегуляции деятельности и поведения. По определению Л.И. Божович – личностная готовность включает в себя как психические новообразования старшего дошкольного периода, так и социально обусловленную внутреннюю позицию школьника[6, с.277].

Личностную готовность к школьному обучению называют также социальной готовностью. Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.

Выделяют следующие компоненты личности, которые могут явиться основой формирования готовности ребенка к обучению[9, с. 29]:

- у ребенка к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы адекватные представления о базовых составляющих своей физической, психической и социальной сущности. Л.С. Выготский отмечал, что осознание своего «Я» является решающим моментом в развитии личности;

- на начальном этапе деятельности ребенок должен предполагать большую вероятность успешности реализации этой деятельности, т.е. эмпирически или осознанно иметь способность выполнить учебное задание или готовность преодолевать возникшие при его реализации трудности. Такое условие возможно при наличии достаточно высокой самооценки ребенка и наличия опыта такого рода деятельности. Лишь в этом случае рычагом управления поведением ребенка может стать не только угроза наказания или желание поощрения, а способность позитивной саморегуляции через известные и приемлемые для него поведенческие алгоритмы;

- для успешности выполнения учебного задания у ребенка должен быть сформирован достаточный уровень саморегуляции или, другими словами, произвольности[9, с. 29].

Произвольность в деятельности включает[7, с.86]:

1) формирования волевого действия: умение работать по зрительному образцу и словесной инструкции;

2) становление саморегуляции в деятельности:

  • самостоятельная постановка цели/принятие и удержание инструкции взрослого;
  • построение плана действий, выполнение его;
  • самоконтроль в процессе планирования деятельности;
  • самоконтроль по ходу работы;
  • преодоление препятствий в процессе достижения цели;
  • адекватная оценка результата деятельности.

Проблему формирования субъектной личностной позиции ребенка по отношению к процессу обучения, начиная с исследований Л.И. Божович, развивали Н.И. Непомнящая, И.Н. Семенов и др. По их мнению, в основе успешного освоения ребенком знаний, способов, норм поведения, отношений лежат личностное принятие, активное присвоение, стремление к самостоятельному поиску нового. Именно активное личностное отношение к действительности, как показали исследования, является одним из главнейших оснований успешности учебной, трудовой и любой другой деятельности[6, с.279].

Новый уровень самосознания, возникающий на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является основой для формирования внутренней социальной позиции. В широком смысле внутреннюю позицию личности можно определить как относительно устойчивое осознанное отношение к себе в системе человеческих отношений.

Осознание своего социального «Я» и формирование внутренней позиции является переломным пунктом в психическом развитии дошкольника[13, с.41].

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника».Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика[13, с.43].

Рис. 1. Компоненты готовности к школьному обучению[11].

Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.


Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей потребности в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе должна рассматриваться как комплекс отдельным элементов.

Выводы по главе 1

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

В основе подготовки ребенка к школьному обучению лежат следующие принципы: принцип непрерывности развития ребенка; принцип общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; принцип развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; принцип развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования и др.

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника».

Глава 2. Анализ эффективности педагогической системы формирования готовности детей к школьному обучению

2.1 Методика изучения уровня готовности ребенка к школе

Для оценки уровня школьной зрелости детей, проходящих подготовку на базе детского сада, нами было проведено исследование, с использованием специализированной комплексной методики, а также специально разработанных тестов[14, с.5].

Дадим общее представление об используемых инструментах исследования.

Для оценки уровня развития мышления детей использовался тест «Нелепицы»[15, с.23].

С помощью этой методики оцениваются элементарные образные суждения ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между объектами этого мира, то есть выявляется уровень образно-логического мышления ребенка.

Также с помощью теста определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически точно формулировать свою мысль.