Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Проблема готовности детей к обучению в школе )..pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
Оценка ответов[15, с.110].
1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но не полные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: «Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем и петуха. Неправильными считаются ответы типа «Мама Таня. Папа работает на работе».
4. К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.
Они оцениваются следующим образом:
№5 – если ребенок может вычислить, сколько ему лет, -= 1 балл., если он называет года с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города – 3 балла, неполный – 1 балл.
№15 – за каждое указанное правильное применение школьной атрибутики – 2 балла.
№22 – за правильный ответ – 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма должна быть не менее 4.
Оценка результатов беседы[15, с.116]:
Если ребенок получает 24-29 баллов, то считается школьнозрелым.
Среднезрелыми являются дети, набравшие в результате бесед 20-24 балла.
Низкий уровень психосоциальной зрелости имеют дети, набравшие 15-20 баллов.
Предлагаемая методика представляет собой метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе. Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться школьными психологами для работы с детьми, поступающими в 1-й класс общеобразовательной школы.
В исследовании принимали участие 10 детей, воспитанников подготовительной группы ДОУ № 35.
Все эти дети проходили предшкольную подготовку в детскому саду. Каждому ребенку были предложены здания, разработанные для диагностики уровня готовности к школьному обучению.
Результаты фиксировались, после чего делалось общее заключение об уровне готовности каждого из детей к школьному обучению.
Рассмотрим полученные результаты.
Таблица 1
- Костенко Андрей, 6 лет 2 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
7 |
4 |
средний уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
6 |
34 сек. |
средний уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
3 фраз |
средний объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
3 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
6 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
7 ответов |
хороший уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
б б а б б а б |
- средний уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
б в а б |
- средний уровень - низкий уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
20 |
Средний уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 2
- Гордеев Никита, 6 лет
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
10 |
6 |
высокий уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
9 |
29 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
5 фразы |
высокий объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
5 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
8 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
8 ответов |
- средний уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
а а а а б б а |
- высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а б а б |
- высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
25 |
Высокий уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 3
3. Ковалева Анастасия, 6 лет 3 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
10 |
6 |
высокий уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
9 |
29 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
5 фразы |
высокий объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
5 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
8 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
8 ответов |
- средний уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
а а а а б б а |
- высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а б а б |
- высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
25 |
Высокий уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 4
4. Пушкарева Полина, 6 лет 7 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
10 |
6 |
высокий уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
9 |
26 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
5 фраз |
высокий объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
6 картинок |
хороший результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
9 слов |
хороший результат |
|
«Математические вопросы» |
9 ответов |
хороший уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
а а б а б б а |
- высокий уровень - высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а а а а |
- высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень |
|
Собеседование |
28 |
Высокий уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 5
5. Амосов Константин, 6 лет.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
10 |
6 |
высокий уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
9 |
28 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
4 фразы |
средний объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
6 картинок |
хороший результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
9 слов |
хороший результат |
|
«Математические вопросы» |
8 ответов |
- средний уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
а а а а б а а |
- высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а б а б |
- высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
21 |
среднезрелый |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 6
6. Иванов Петя , 6 лет 1 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
8 |
5 |
средний уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
8 |
29 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
4 фразы |
средний объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
5 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
7 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
8 ответов |
- средний уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
б б б б а б а |
- средний уровень - средний уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а б а б |
- высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
20 |
среднезрелый |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 7
7. Петров Кирилл, 6 лет 4 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
7 |
4 |
средний уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
6 |
34 сек. |
средний уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
3 фраз |
средний объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
3 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
6 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
7 ответов |
хороший уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
б б а б б а б |
- средний уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
б в а б |
- средний уровень - низкий уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
20 |
Средний уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |
Таблица 8
8. Селиванова Рита, 6 лет 2 мес.
Тесты и задания |
Балл |
Результат |
Вывод |
Тест «Нелепицы» |
10 |
6 |
высокий уровень развития |
Тест «Чего не хватает» |
8 |
29 сек. |
высокий уровень развития |
Тест «Запомни фразы» |
5 фразы |
высокий объем памяти |
|
Тест «Запоминание» |
5 картинок |
средний результат |
|
Тест «Запомни 10 слов» |
8 слов |
средний результат |
|
«Математические вопросы» |
8 ответов |
- средний уровень |
|
Тест №2 1. Кругозор 2. Развитие речи 3. Развитие познавательной деятельности 4. Умение анализировать 5. Произвольность деятельности 6. Оценка деятельности самим ребенком 7. Темп деятельности |
а а а а б б а |
- высокий уровень - высокий уровень - высокий уровень - средний уровень - средний уровень - средний уровень - высокий уровень |
|
Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе 1. Желание учиться в школе 2. Мотивация 3. Социальная готовность 4. Поведение |
а б а б |
- высокий уровень - средний уровень - высокий уровень - средний уровень |
|
Собеседование |
25 |
Высокий уровень школьной зрелости |
Ребенок готов к школьному обучению |