Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Проблема готовности детей к обучению в школе )..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 9

9. Трофимов Игорь, 6 лет 6 мес.

Тесты и задания

Балл

Результат

Вывод

Тест «Нелепицы»

10

6

высокий уровень развития

Тест «Чего не хватает»

9

26 сек.

высокий уровень развития

Тест «Запомни фразы»

5 фраз

высокий объем памяти

Тест «Запоминание»

6 картинок

хороший результат

Тест «Запомни 10 слов»

9 слов

хороший результат

«Математические вопросы»

9 ответов

хороший уровень

Тест №2

1. Кругозор

2. Развитие речи

3. Развитие познавательной деятельности

4. Умение анализировать

5. Произвольность деятельности

6. Оценка деятельности самим ребенком

7. Темп деятельности

а

а

б

а

б

б

а

- высокий уровень

- высокий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

- средний уровень

- средний уровень

- высокий уровень

Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе

1. Желание учиться в школе

2. Мотивация

3. Социальная готовность

4. Поведение

а

а

а

а

- высокий уровень

- высокий уровень

- высокий уровень

- высокий уровень

Собеседование

28

Высокий уровень школьной зрелости

Ребенок готов к школьному обучению

Таблица 10

10.Яковлева Таня, 6 лет 1 мес.

Тесты и задания

Балл

Результат

Вывод

Тест «Нелепицы»

10

6

высокий уровень развития

Тест «Чего не хватает»

9

28 сек.

высокий уровень развития

Тест «Запомни фразы»

4 фразы

средний объем памяти

Тест «Запоминание»

6 картинок

хороший результат

Тест «Запомни 10 слов»

9 слов

хороший результат

«Математические вопросы»

8 ответов

- средний уровень

Тест №2

1. Кругозор

2. Развитие речи

3. Развитие познавательной деятельности

4. Умение анализировать

5. Произвольность деятельности

6. Оценка деятельности самим ребенком

7. Темп деятельности

а

а

а

а

б

а

а

- высокий уровень

- высокий уровень

- высокий уровень

- высокий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

- высокий уровень

Тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе

1. Желание учиться в школе

2. Мотивация

3. Социальная готовность

4. Поведение

а

б

а

б

- высокий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

- средний уровень

Собеседование

21

среднезрелый

Ребенок готов к школьному обучению


Исследование проводилось в специально организованном помещении – кабинете психолога. Детям были созданы оптимальные условия для работы, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно и уверенно. Перед началом выполнения каждого задания дошкольнику предъявляется инструкция к нему, в случае непонимания инструкции она появлялась, расшифровывалась.

Родители присутствовали во время обследования, но не оказывали мотивационных воздействий на ребенка. При проведении обследования допускалось использование наводящих подсказок психолога, при этом при подведении итогов и интерпретации результатов учитывался их объем, содержание, а также способность ребенка принимать помощь взрослого.

На основании полученных результатов мы можем заключить, что все обследованные дети готовы к школьному обучению, однако уровень готовности не одинаков. Показатели уровня школьной готовности позволяют построить индивидуально коррекционную работу с теми детьми, у которых школьная зрелость недостаточно сформирована.

Выводы по главе 2

В проводимом исследования уровня готовности детей к обучению в школе использовались следующие методики:

- тест «Нелепицы» (для оценки уровня развития мышления детей);

- тест «Чего не хватает» ( для оценки уровня развития мыслительных способностей);

- тест «Запомни фразы» (для измерения объема образной памяти ребенка);

- тест «Запоминание» (для оценки уровня развития оперативной памяти);

- тест «Запомни 10 слов» (для определения уровня произвольного запоминания и слуховой памяти, а также умения ребенка сосредоточить внимание на выполнении задания);

- уровень сформированности элементарных математических представлений выяснялся с помощью тест-задание «Математические вопросы».

Проведенное исследование показало, что все 10 участвовавших в нем дошкольников готовы к школьному обучению, однако уровень готовности не одинаков. Показатели уровня школьной готовности позволяют построить индивидуально коррекционную работу с теми детьми, у которых школьная зрелость недостаточно сформирована.

Заключение

Введение новых образовательных стандартов в дошкольном образовании призвано определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования в каком бы образовательном учреждении, или даже в семье, ребенок его не получал, для обеспечения ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.


Для того чтобы подготовить ребенка к школе больше нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», то есть заранее приучать ребенка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счета, нарушая тем самым естественный ход его развития.Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний.

В педагогической литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Говоря о подготовке ребенка к школе, мы в данной работе исходили из тех требований, которые предъявляет первоклассникам современная школа. Это, прежде всего, достижение определенного уровня произвольности действий, умение организовать свою двигательную активность, умение действовать по инструкции взрослого, анализировать и выделять образец кроме того, предполагается наличие определенного уровня развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, немаловажную роль в успешной адаптации играет и желание идти в школу. Все эти аспекты школьной зрелости нашли свое отражение в исследовании.

Были рассмотрены некоторые методики, которые могут быть использованы в процессе диагностики уровня сформированности у детей готовности к школьному обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. URL:[http://www.advocatshmelev.narod.ru/zakon-ob-obrazovanii.html] (дата обращения 12.05.16)

Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе и преемственность программ дошкольного и начального образования. Начальная школа. - 2012. - №6. - С.17-19.

Безруких М.Чему и как учить до школы...//Обруч. – 2001. - № 2. - С. 32-34.

Белова Т. В. Готов ли ребенок к обучению в первом классе?/ Т.В. Белова, В.А.Солнцева. - М.: Ювента, 2011. - 175с.

Бильгильдеева Т., Голубкова Н.Скоро в школу: «Возьми себя в руки»//Обруч. – 2004. - № 4. - С. 28-29.

Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка//Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия/Под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2000. - 528с.


Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?/Л.А.Венгер, А.Л. Венгер. – М.: Педагогика, 2004.- 206с.

Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве/Е.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 118с.

Галахова Т.Пять компонентов готовности к школе//Обруч. – 2004. - № 2. - С. 29-30.

Горькова Л.Г. К вопросу о воспитании и обучении дошкольников//Начальная школа. - 2002. - №6. - С. 27-29.

Григорьева Г.Г. Проблема подготовки детей к школе в свете федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/Г.Г. Григорьева. URL:http://www.niro.nnov.ru/?id=7355(дата обращения: 08.05.16).

  1. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей/В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192с.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе/Н.И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2004. - 96с.

Детская психодиагностика/Сост. Ю.В. Филиппова. – Ярославль: Институт «Открытое общество», 2013. - 255с.

Диагностика готовности ребенка к школе. Методическое пособие/Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 181с.

Доронова Т. Н., Гризик Т. И. и др. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе//Обруч. – 2007. - №4. - С. 24-26.

Дружинин А.Н. Первый раз в первый класс/А.Н. Дружинина. - М.: Центрполиграф, 2014. - 115с.

Евдешина М.Ю. Об актуальности применения технологии проблемного обучения в детском саду в условиях ФГОС (Федеральных государственных требований)/М.Ю.Евдешина.URL:// http://festival.1september.ru/articles/618574/(дата обращения: 10.05.16).

Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе//Начальная школа. - 2002. -№6. - С. 19-20.

Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/О.Н. Истратова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 237с.

Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника/Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 2007. - 180с.

Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ/Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 135с.

Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие/О.Б. Комарова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 297с.

Конышева Н.М. Проблема готовности к школьному обучению/Н.М. Конышева. – М.: Просвещение, 2007. - 180с.

Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? //Начальная школа. -2002. -№1. - С. 3-4.

Кравцова Е.Е.Психологическая готовность ребенка к школе/Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 2001.- 76с.

Кудрявцева Е.А. Некоторые вопросы социальной адаптации шестилеток к школе//Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 40-42.