Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Проблема готовности детей к обучению в школе )..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ребенку показывают картинку, изображенную ниже, на которой нарисованы разные нелепицы, и просят его внимательно рассмотреть ее и сказать, что удивило его.«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь правильно нарисовано и находится на своем месте. Если что-то тебе кажется странным, нелепым, укажи на это и объясни, почему это не так»[15, с.24].

Когда ребенок назовет эти несуразные ситуации, он должен объяснить, почему это не правильно и как должно быть на самом деле. Обе части задания выполняются последовательно. Пусть сначала ребенок просто называет нелепицы и указывает их на рисунке, а затем объяснит, как на самом деле должно быть.

Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен обнаружить как можно больше нелепых ситуаций и пояснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов:

10 баллов – высокий уровень развития образно-логического мышления. Такая оценка ставится ребенку в том случае, если за данное время (3 минуты) он заметил все 6 имеющихся на картинке нелепиц, объяснил, в чем заключается несуразица, и рассказал, как должно быть правильно.

8-9 баллов – ребенок отметил и заметил все имеющиеся нелепицы, но от 1 до 3 из них сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 2-3 не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов – ребенок заметил все существующие нелепицы, но 4-5 из них не успел за данное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла – за данное время ребенок успел заметить от 1-4 до 6 имеющихся на картинке нелепиц, но не успел их объяснить.

0-1 балл – за данное время ребенок успел обнаружить менее 6 нелепиц[15, с.26].

Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только при условии, что за данное время он полностью выполнить первую часть задания, то есть обнаружил все 6 нелепиц, существующих на рисунке, однако не успел выполнить вторую часть, то есть объяснить, в чем заключается неправильность ситуации, или рассказать, как на самом деле должно быть правильно.

Тест «Чего не хватает» также использовался для оценки уровня развития мыслительных способностей[15, с.32].

Ребенку предлагают 6 рисунков, в каждом из которых что-то нарисовано неправильно, либо чего-то не хватает, например, какой-то важной детали.

Задание для ребенка: «Рассмотри внимательно рисунки и определи, что, по твоему мнению, здесь неправильно?»[15, с.33].


Проводящий тестирование с помощью секундомера фиксирует время, которое ребенок затрачивает на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

Результаты оцениваются по 10-ти балльной системе. По выставленному итоговому баллу можно сделать вывод об уровне психологического развития ребенка, ориентируясь на следующие группы итоговых показателей.

10 баллов – ребенок назвал все 6 недостающих на картинках предметов за время меньшее, чем 25 секунд. Это показатель очень высокого уровня развития ребенка.

8-9 баллов – время поиска всех неточностей заняло более 26-30 секунд. Уровень развития ребенка высокий.

4-7 баллов – время поиска недостающих предметов заняло более 31-40 секунд. Это показатель среднего уровня развития ребенка.

2-3 балла – время поиска составило 40-45 секунд. Низкий уровень развития ребенка.

1-0 баллов – время поиска больше 45 секунд. Это показатель очень низкого уровня развития ребенка[15, с.35].

Тест «Запомни фразы» может дать представление об объеме образной памяти ребенка[35, с.214].

Задание для ребенка: «Я читаю фразы, а ты попытайся их запомнить, а потом повторить»

Ребенку читают короткие фразы:

  1. Зимой идет снег.
  2. Дети любят играть.
  3. В саду растут сливы и яблони.
  4. В небе летит вертолет.
  5. Девочка помогает своей маме.

Ребенок должен повторить все фразы, которые ему удалось запомнить. Главное – передать смысл предложений, повторять слово в слово совсем не обязательно.

Оценка результатов:

При очень хорошем объеме образной памяти ребенок сможет передать смысл всех предложений в первого раза.

Средний объем памяти – ребенок не смог повторить или передать смысл нескольких фраз.

Маленький объем памяти – ребенок повторил 1-2 фразы либо не смог повторить ни одной фразы, не понял их смысл[35, с.216].

Тест «Запоминание» позволяет оценить уровень развития оперативной памяти[15, с.47].

Задание для ребенка: «Внимательно рассмотри картинки и постарайся их запомнить. Потом мы закроем книжку, и ты их назовешь». Картинки рассматриваются не более 30 секунд.

Оценка результатов:

Хороший результат – ребенок смог запомнить не менее 6 картинок.

Средний результат – ребенок смог запомнить 3-5 картинок.

Плохой результат – ребенок смог запомнить 1-2 картинки либо не смог запомнить ничего.

С помощью теста «Запомни 10 слов» можно определить уровень произвольного запоминания и слуховой памяти, а также умения ребенка сосредоточить внимание на выполнении задания[15, с.53].


Для теста готовят 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, кот, мел, рука, слон, парк, яблоко, окно, шар, часы.

Задание для ребенка: «Давай проверим, как хорошо ты умеешь запоминать слова. Я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и постарайся запомнить. Когда я закончу, повтори в любом порядке столько слов, сколько удалось запомнить».

Слова зачитываются всего 5 раз, то есть после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, опыт произносятся те же 10 слов и та же инструкция. «Сейчас я повторю слова снова. Ты еще раз постараешься запомнить их и произнесешь те, которые запомнил только что. Перед последним прочтением слов следует сказать: «Сейчас я назову слова в последний раз, а ты попытаешься запомнить побольше» Кроме инструкции не стоит больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.

Оценка результатов:

Хороший результат – после первого прочтения ребенок может запомнить 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста)

Средний результат – ребенок может повторить больше половины слов после последнего прочтения

Низкий результат – ребенок может повторить лишь 3-4 слова после последнего прочтения[15, с.55].

Уровень сформированности элементарных математических представлений выяснялся с помощью тест-задание «Математические вопросы»[15, с.64].

  1. Назови числа в обратном порядке от 10 до1.
  2. Сколько тебе лет? А сколько будет чрез 2 года?
  3. Посчитай от 7 до 2. А теперь от 3 до 6. А теперь от 9 до 3.
  4. Сколько месяцев в году?
  5. Сколько дней в неделе? Назови их по порядку.
  6. Назови, какой день недели наступает после пятницы? После среды?
  7. Что больше – неделя или 7 дней?
  8. Какие ты знаешь части суток? Назови их по порядку.
  9. Сколько цветов у светофора?
  10. Какой по счеты сентябрь в этом году?
  11. Назови летние месяца, зимние, осенние и весенние.

Тест №2 призван выявить общий уровень развития познавательной деятельности ребенка[15, с.70].

  1. Кругозор.

а) представления об окружающем мире и среде конкретны, ребенок может внятно рассказать о стране, в которой он живет, о животных, растениях, временах года.

б) представления четкие, но ограничены непосредственно окружающими ребенка предметами и явлениями, не выходят за рамки окружающей его среды.

В) кругозор узок и ограничен, знания даже о непосредственно окружающих предметах отрывочны и размыты.

  1. Развитие речи:

а) речь ребенка образна, содержательна, выразительна, используются сложные грамматические конструкции и замысловатые слова.


б) ребенок слегка затрудняется в подборе слов и выражений мысли, речь невыразительна, изредка встречаются грамматические погрешности.

в) ребенка сложно разговорить, речь содержит много ошибок, ответы односложны, могут быть нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения.

  1. Развитие познавательной деятельности

а) ребенок задает много вопросов, активен, задания выполняет с интересом, не нуждается в дополнительном стимулировании

б) ребенок не очень активен и любознателен, ему нужна дополнительная стимуляция при выполнении заданий, круг интересов не очень широк.

в) при выполнении заданий требуется постоянная стимуляция, уровень активности очень низок, интерес к внешнему миру практически отсутствует.

4. Умение анализировать, обобщать, устанавливать закономерности.

а) ребенок определяет смысл анализируемого материала, умеет выразить его словами, находить различия при сравнении, чувствовать нюансы слов и выражений, обнаруживает закономерные связи.

б) ребенку требуется помощь при выполнении заданий, требующих анализа, обобщения и установления закономерных связей.

в) задания выполняются при помощи взрослого, который направляет ребенка, ребенок в свою очередь, может перенести освоенный ранее способ выполнения задания на другое аналогичное задание.

г) ребенок с трудом воспринимает задания, требующие анализа, сравнения, выделения, обобщений, во время занятий ему требуется обучающая помощь взрослого, полученные навыки ребенок не может потом применить в других подобных заданиях.

5. Произвольность деятельности[15, с.79]:

а) ребенок разрабатывает план деятельности, помня ее цель, выбирает адекватные средства, проверяет результат и, преодолевая всевозможные трудности, как правило, доводит свою работу до конца.

б) представляя себе цель деятельности, выбирает адекватные средства, намечает план, однако в процессе деятельности часто отвлекается, а конечный результат возможен только при поддержке ребенка взрослым либо товарищами.

в) деятельность не продумана, отдельные условия работы в процессе деятельности теряются, деятельность хаотична, легко прерываема, ребенок легко отвлекается, помощь в организации малоэффективна.

6. Оценка деятельности самим ребенком[15, с.83]:

а) результаты своих усилий ребенок может оценить сам, они полностью соответствуют задаче, которая была поставлена.

б) результаты работы лишь частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок может не заметить это неполное несоответствие.


в) результаты труда совсем не соответствуют поставленной ранее цели, ребенок самостоятельно не замечает этого несоответствия.

7. Темп деятельности:

а) соответствует средним показателям для данной возрастной группы;

б) ниже средний показателей данной возрастной группы

в) значительно ниже средних возрастных показателей для данной возрастной группы.

Использовался также тест на социальную и психологическую готовность ребенка к школе.

  1. Желание учиться в школе

А: ребенок хочет идти в школу

Б: сильного желания идти в школу пока нет

В: к школе настроен резко негативно.

2. Мотивация

А. осознает необходимость и важность учебы. Образование и цели, которые можно с его помощью достигнуть, приобретают привлекательность.

Б. Цель учебы не осознается. Привлекательна пока только внешняя сторона, новый статус школьника, возможность иметь красивые школьные принадлежности и новых друзей.

В. Ничего привлекательного в школе ребенок не видит, цель учебы не осознает.

3. Социальная готовность ребенка к школе.

А. легко знакомится с новыми людьми, приспосабливается к обстоятельствам, правильно понимает ситуацию, ведет себя адекватно.

Б. Испытывает затруднение при контактах с людьми, не всегда точно понимает ситуацию и не совсем адекватно на нее реагирует.

В. Трудно вступает в контакт, испытывает серьезные трудности в общении и понимании ситуации.

4. Поведение:

А. организованное

Б. недостаточно организованное

В. Неорганизованное.

В заключении с каждым ребенком было проведено собеседование по специально подобранному набору вопросов. Цель его – выявить уровень школьной зрелости.

Вопросы для собеседования[15, с.108].

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Ты девочка ли мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
  6. Сейчас день или вечер?
  7. Когда ты завтракаешь, утром или вечером? Обедаешь утром или днем? Что раньше – обед или ужин?
  8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  9. Кем работаем мама, папа?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках, летом или зимой?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делает почтальон, учитель, врач?
  15. Звонок и парта в школе нужны зачем?
  16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
  17. Покажи свой правый глаз? Левое ухо? Для чего нужны глаза, уши?
  18. Каких животных ты знаешь?
  19. Каких ты знаешь птиц?
  20. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап, у собаки или у петуха?
  21. Что больше 8 или 5? 7 или 3? Посчитай от 3 до 6? От 9 до 2.
  22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?