Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным подходам изучения проблемы личности, разработанным отечественными исследователями, относятся:

  • подход С.Л. Рубинштейна[19]. Данный подход к исследованию личности, ее уникальности получил довольно выраженное распространение и признание у большинства отечественных психологов. Для Рубинштейна основными, смыслообразующими при разработке проблем личности были 2 идеи: выдвижение тезиса об общественной, социальной природе личности и идея, связанная с преодолением механистической концепции в психологии. Структура личности в данной теории – это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.
  • представления о личности в школе В.Н. Мясищева[20]. Ученый сыграл огромную роль в изучении личности и обосновал свою интерпретацию того, что есть личность как конкретное образование, взаимосвязанная система отношений. Ведущим понятием у Мясищева было понятие «отношение». Именно отношения индивида к окружающему миру, к людям и самому себе, по мнению Мясищева, наиболее точно и всесторонне описывают личность конкретного человека.
  • теория установки в психологии личности. Большой вклад в изучение проблемы личности внесли представители школы Д.Н. Узнадзе[21]. В рамках направления ведущим стало понятие «установка», с помощью которого ученые пытались выразить наиболее значимое в личности человека. Теория установки, по собственному мнению психолога, обоснована стремлением объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка».
  • подход А.Н. Леонтьева[22]. В русле этого подхода в качестве ведущего компонента описания личности определен параметр сочетания мотивов, их иерархии, или иерархии деятельности, которую реализует индивид. С точки зрения этого подхода, наличие или отсутствие каких-либо способностей у субъекта не характеризует личность. Кроме того, и характер субъекта как нечто, отражающее устойчивый стиль взаимоотношений человека с социумом, сам по себе личность не определяет.
  • концепция Л.И. Божович[23]. Основной среди характеристик личности, выделенных Божович, является способность управлять своим поведением и деятельностью. Это по существу, описанное другими словами повторение мысли о сознательной личности. В данном случае речь идет о таких качествах личности, как способность осознанно воздействовать на окружающую реальность, модифицировать ее и изменять себя самого.

С мыслью о том, что личностью субъект не рождается, а становится, согласны большинство ученых. Однако их взгляды на то, каким законам следует процесс формирования личности, существенно разнятся. Эти разногласия касаются понимания движущих сил развития, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности и др. То, как преодолеваются данные проблемы, в основном и определяет основные особенности каждой теоретической позиции. При рассмотрении отдельных теорий личности следует понимать, какое внимание уделяет каждый исследователь данным проблемам и как он их разрешает.

Мы считаем, ни одна теория не может адекватно объяснить все, что исследователи знают о личности, т.к. поведение индивида настолько сложно и неоднозначно, что ученые затрудняются объяснить его в терминах отдельной концепции. Однако анализ данных концепций позволяет выделить общие точки соприкосновения. К ним относятся следующие положения: личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации; во множестве определений акцентируется значение индивидуальных различий между людьми; личность описывается в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду; именно личность «отвечает» за устойчивость поведения, она дает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.

Фактически каждое направление содержит ценные соображения, которые можно добавить к общей картине, чтобы получить более полное представление о том, чем является человеческая личность и как она развивается.

1.2 Особенности развития личности в дошкольном возрасте

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные). Возраст или возрастной этап предполагает некий временной интервал развития, который имеет собственную структуру и динамику. На каждом возрастном этапе развитие ребенка имеет ряд существенных характеристик. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.


Развитие (по Л.С. Выготскому) - это появление нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами и свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Каждый возраст можно охарактеризовать на основе ведущей потребности, особенностей физиологии, ведущей функции, особенностях игровой деятельности и общения, отношений со взрослыми и сверстниками и т.д.[24] Так, например, в младшем дошкольном возрасте у детей возрастает потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущей психической функцией становится восприятие. Игровая деятельность – партнерская со взрослыми, игровые действия с игрушками. Общение – ситуативно-деловое, со сверстниками малыши общаются мало, редко. Дети любят экспериментировать конструировать, познавать свойства предметов и вещей. Внимание и психические процессы характеризуются непроизвольностью, эмоции – неуравновешенностью, легкой переключаемостью.

В среднем дошкольном возрасте потребность в общении возрастает, появляется коллективная деятельность со сверстниками, ролевой диалог и игровая ситуация. Общение становится преимущественно внеситуативно-деловым. Взрослый выступает как источник информации. Эмоции на этом этапе более ровные, способ познания – через вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Произвольное внимание и память только начинают формироваться, происходит это в игре. Ведущей функцией выступает Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

К старшему дошкольному возрасту появляется ярко выраженная потребность в общении со сверстником. Выделяется интенсивное развитие воображения, начинает формироваться словесно-логическое мышление. В игре складываются длительные игровые объединения, умение согласовывать свои действия с ролью. Общение внеситуативно-деловое, а в подготовительной группе – внеситуативно-личностное. Сверстник – собеседник, партнер по деятельности. К 7 годам у ребенка складываются кризисные черты развития, связанные с предстоящей сменой роли. Развиваются высшие чувства, формируется самооценка, ребенок начинает осознавать свои переживания. Способ познания – самостоятельная деятельность и познавательное общение со взрослым и сверстниками. Начинает формироваться произвольность психических процессов и деятельности.

В дошкольном возрасте идет активное развитие личности детей и их познавательной сферы, что влияет на формирование представлений детей об окружающем. Например, развитие памяти имеет особое значение, так как с ней связано совершенствование восприятий и появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышления[25].


Благодаря развитию речи и словесно-логического мышления, представления старших дошкольников становятся более организованными, четкими, дифференцированными, хотя образное начало, все же очень сильное в этом возраст­ном периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает[26].

Восприятие, на основе которого формируются представления в старшем дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция - влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зависимости от опыта и личностных особенностей дети нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления, следовательно у них формируются разные представления. Восприятие у старших дошкольников становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Опираясь на изученную литературу, мы можем сделать вывод, что к старшему дошкольному возрасту дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок в этом возрасте стремится познать себя и другого человека как представителя социума, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

По данным В.С. Мухиной[27], Л.Ф. Обуховой[28], в 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование её отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5-6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.


Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер[29].

Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности, на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания. К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей[30].

Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дошкольный период является сензитивным для развития эмоциональной сферы. В это время обогащается содержание эмоций, чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, формируются эмпатия, высшие чувства. Наблюдая за детьми в этом возрасте, можно заметить, что часто они испытывают трудности в понимании и выражении собственных эмоций и понимании эмоций окружающих. В связи с этим является актуальным поиск и апробация наиболее эффективных методов развития личностно-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста[31].

Таким образом, изучение особенностей детей дошкольного возраста позволяет нам сделать следующие выводы. Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Психическое развитие дошкольников обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей. Каждый возраст можно охарактеризовать на основе ведущей потребности, особенностей физиологии, ведущей функции, особенностях игровой деятельности и общения, отношений со взрослыми и сверстниками и т.д. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании.