Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВК IV зона (1 человек: Саша А.) говорит о том, что у детей сохраняется оптимальная работоспособность. Дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни детей позволяет им полностью восстанавливать затраченную энергию.

ВК III зона (3 человека: Диана К., Артем Ч., Боря К) означает компенсируемое состояние усталости у детей. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности.

ВК II зона (4 человека: Саша П., Настя Ж, Коля В, Таня Л,) говорит о хроническом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Наличие переутомления может быть связано с периодом восстановления после перенесённой болезни.

Исходя из вывода Макса Люшера о том, что основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) характеризуют определенные психологические потребности, мы также определили, какой цвет наиболее часто выбирали первым.

В группе дошкольников в 70 % случаев отмечено предпочтение черного, серого и коричневых цветов на первые три позиции выбора цветовой карточки по тесту М. Люшера. Это позволило сделать вывод, что дошкольникам ЭГ свойственны негативизм, конфликтность и потеря интереса к реальности; отчетливо выраженная протестная реакция и чрезвычайная расторможенность в поведении.

Выбор черного и серого цветов в качестве предпочитаемых и их нахождение на первых местах цветового ряда подтверждают наличие в жизни и деятельности почти всех дошкольников ЭГ внутренних и внешних трудностей в установлении контактов с окружающими людьми, пассивности, неуверенности в себе.

Значимой у данного контингента детей оказалась потребность в близких эмоциональных отношениях (синий цвет), а также потребность чувствовать себя уверенно в будущем (желтый цвет). Невозможность действовать самостоятельно проявлялась в частом помещении серого цвета на второе место, у ребенка не было средств для самореализации, его пассивность угнетала и напрягала психоэмоциональную сферу.

Два дошкольника ЭГ выбирали зеленый цвет на первые позиции выбора цветовой карточки по тесту М. Люшера. Это говорит о том, что у данных детей существует только потребность в самоутверждении, самостоятельных активных действий нет, потребность активно действовать и добиваться успеха крайне слабая.

Таким образом, методика цветовых выборов М. Люшера в модификации Л.Н. Собчик помогла определить эмоциональное состояние и личностные особенности детей ЭГ. Проведенное исследование позволило выявить сложность внутренней организаций эмоциональной сферы у ЭГ. Дошкольникам скорее свойственно проявление отрицательных эмоций: негативизм, конфликтность. Большинство детей ЭГ характеризуются состоянием хронической усталости, истощения, низкой работоспособностью.


Результаты методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой представлены в таблице 4.

В ходе проведения методики отметили, что получение подсказок стабильно увеличивает количество правильно названных эмоций, а прекращение помощи приводит к снижению количества узнанных эмоциональных состояний.

Таблица 4

Результаты методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, в %

группы

Уровни

низкий

средний

высокий

Экспериментальная группа

20,0

60,0

10,0

Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой выявила, высокий уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний у одного ребенка (Саша А) - он правильно определил и соотнес 8–10 эмоциональных состояний.

Средний уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний был выявлен у шести детей. Эти дети правильно смогли определить и соотнести только 6 эмоциональных состояний. Для них характерны ошибки в точности изображения мимики. Детям оказывался содержательный вид помощи, который заключается в вербальном объяснении и уточнении способов выполнении диагностической задачи. Некоторым детям для выполнения задания был необходим наглядный показ.

Рис. 4 – Уровни развития эмоциональной сферы. Результаты методики Е. И. Изотовой

Низкий уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний обнаружили 30% детей, которые смогли определить и соотнести 1-2 эмоциональных проявлений. Они затруднялись невербально изобразить эмоции правильно соотнести их. Этим испытуемым оказывалась помощь психолога, которая заключалась в дополнительном объяснении задания, наглядном показе и совместных действиях с каждым ребенком по выполнению диагностических задач.

Согласно таблице 5, самой узнаваемой эмоцией является эмоция «радость».

Таблица 5

Успешность узнавания эмоциональных картинок детьми, в %

группы

радость

злость

страх

мрачность

удивление

спокойствие

интерес

стыд

Экспериментальная группа

70,0

60,0

50,0

10,0

20,0

0,0

10,0

10,0


Являясь базовой эмоцией, «радость» может считаться довольно надежным критерием «проблемности» - неспособность узнавать это состояние свидетельствует либо о существенном снижении интеллекта, либо о наличии серьезных нарушений эмоциональной сферы.

Вторая и третья эмоции по эффективности узнавания - «злость» и «страх». Если принять во внимание тот факт, что распознавание страха и гнева в большей степени, чем радости, зависит от культурной принадлежности и выступает своеобразным показателем социализированности, можно предположить, что дети ЭГ оказываются недостаточно адаптированными.

Эмоциональное состояние «мрачность» узнал только 1 дошкольник, многие дошкольники воспринимали этих персонажей как спокойных или злых (сердитых). Наибольшие трудности в распознавании эмоций вызывали «мрачность», «удивление», спокойствие, интерес, стыд. Именно на изображения этих базовых эмоций было дано меньшее количество правильных ответов. Эмоцию «интерес» узнал только 1 ребенок. Дети часто называли это состояние радостью и быстрее забывали подсказанное экспериментатором правильное название. Эмоцию «стыд» узнали один ребенок ЭГ. Эмоцию «спокойствие» дети не узнали.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного ЭГ в целом тревожное и напряженное общее состояние и нестабильная эмоциональная сфера. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие детей. Выявленные особенности говорят о необходимости коррекционной работы с детьми исследуемой группы.

2.2 Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что личностное развитие детей ЭГ осуществляется на фоне разнообразных и сложных эмоциональных переживаний, которые не всегда осознаются.

Было предположено, что использование специальных методов, в частности создания мультфильмов, может способствовать развитию личностной, в частности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий эксперимент состоял в разработке и апробировании на детях дошкольного возраста цикла экспериментальных занятий по программе «Мультик-мир».

Работа была составлена с учетом следующих дидактических принципов: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей; принцип возрастания сложности; учет объема и степени разнообразия материала; учет эмоциональной сложности материала.


Программа носила личностно-ориентированный характер, была построена с учетом позитивных возможностей дошкольников, таких как доверчивость, чувствительность, мягкость, открытость, исполнительность, искренность, интерес к общению со взрослыми и детьми и т.д., выявленными в ходе констатирующего эксперимента.

Для работы нам требовались, прежде всего, фотоаппарат и программы для видеомонтажа. Структура создания мультфильма была следующей:

1. Придумали сюжет нашего мультика. Это была простая сценка в стихах про животных, длиной в несколько минут, при этом было важно, чтобы мультфильм нес в себе какую-то законченную идею, мысль.

2. Вылепили героев. При съемке подготовили три разных фона.

3. Позаботились об источнике света, это была небольшая настольная лампа. Закрепили веб-камеру так, чтобы полностью исключить возможность сдвига - при помощи штатива или других средств.

4. Установили героев в первоначальную позицию и подключили программу создания анимационных фильмов «Мультипликатор» - лицензионную компьютерную мультипликационную программу, являющуюся совместной разработкой ООО «ПОЛНОЦВЕТ». Программа включает отличную коллекцию фоновой музыки и спецэффектов. «Мультипликатор» позволяет методом стоп-кадра захватывать фотоизображение, создавать титры, накладывать музыку, записывать авторский текст, создать видеофайл-мультфильм для его дальнейшей публикации.

4. Делаем первый кадр, чуть двигаем героя и фотографируем его еще раз. В одной секунде видео было примерно 3 кадра, от количества будет зависела точность и плавность движения.

5. После того как все кадры будут сняты, мы начали монтаж мультфильма. Перенесли фотографии в программу для монтажа видео.

6. Наложили необходимые эффекты. Добавили вуки, титры, музыку. Звуки записали с детьми самостоятельно, при помощи микрофона.

Основной формой организации эксперимента выступали комплексные занятия. Система психокоррекционных занятий с детьми состояла из 10 занятий, которые проводились один раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 минут. При организации работы обращалось внимание на такие факторы, как степень адекватности оценки ребенком результатов своей деятельности, индивидуальные особенности каждого ребенка.

Коррекционно-развивающая программа состояла из четырех этапов. Наряду с задачами развития стояли и задачи коррекции, которые на каждом этапе решались во взаимосвязи с коррекционной программой.

Содержание этапов коррекционной работы представлено в таблице 6.


Таблица 6

Содержание коррекционной программы

этапы

темы занятий

цели занятий

1.Этап Подготовительный

организация образовательной среды

формирование положительного эмоционального отношения к совместной работе с психологом

II. Этап Основной

вводный

Вводное «Знакомство»

установление контакта с участниками, создание доверительной атмосферы, дружелюбного и безопасного настроя, формулирование правил занятий.

«Знакомство продолжается»

создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе

формирующий

«Мой любимый мультик»

формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников, обсуждение любимых мультфильмов, презентация «Как делают мультики»

«Давайте сделаем мультфильм»

Подготовка к изготовлению мультфильма, знакомство с произведением, распределение ролей

«Юные актеры»

Разучивание и проигрывание ролей, этюды: знакомство лесных зверей, радость, удивление, грусть и пр., сбор грибочков и ягод

«Лепим персонажей мультфильма»

Обучение дошкольников умению адекватно выражать свое эмоциональное состояние, творческое развитие при лепке персонажей, драматизация

«Готовим мультик» (3 занятия)

Обучение дошкольников умению передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию). Обучение драматизации, пошаговому воплощению и съемке мультика по кадрам

III этап: Заключительный

Занятие «Озвучиваем мультик»

Презентация для зрителей

Учить выражать в речи эмоции, действовать сообща. Развитие самооценки. Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека;

1 Этап - подготовительный (создание необходимых условий для овладения дошкольниками навыками доброжелательного взаимодействия со взрослым).

Цель: формирование положительного эмоционального отношения дошкольников к совместной работе с психологом. Задачи коррекции: поддержание позитивного эмоционального ожидания, преодоление страха неудачи, недоверия к взрослому, стремления отгородиться от него, проявить реакцию избегания.