Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование позволяет сделать ряд выводов.

Для исследования влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование. Экспериментальная группа была подобрана после беседы с педагогами и психологом и включала детей, которые, по мнению специалистов, испытывают те или иные сложности эмоциональной сфера, общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

По результатам диагностики было выявлено, что у детей в целом тревожное и напряженное общее состояние и нестабильная эмоциональная сфера. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие детей. Личностное развитие детей исследуемой группы осуществляется на фоне разнообразных и сложных эмоциональных переживаний, которые не всегда осознаются.

Было предположено, что использование специальных методов, в частности создания мультфильмов, может способствовать развитию личностной, в частности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Формирующий эксперимент состоял в разработке и апробировании на детях дошкольного возраста цикла экспериментальных занятий по программе «Мультик-мир». Основной формой организации эксперимента выступали комплексные занятия.

После формирующего эксперимента произошло сокращение числа детей с перевозбуждением и переутомлением; сокращение детей с преобладанием отрицательных эмоций. Большинство детей научилось вербально определять эмоции, понимать эмоциональное состояние человека по выражению лица, по позе, по жестам, произвольно выражать эмоциональные состояния различной модальности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вܝ результатеܝ проведённойܝ работыܝ былоܝ изученоܝ состояниеܝ проблемыܝ исследованияܝ вܝ современнойܝ научно-методическойܝ литературе,ܝ подобраныܝ методикиܝ исследования,ܝ выявлено влияние мультипликации на развитие личности детей.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.


Использование метода – создание мультфильмов с детьми в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников творческой активности, инициативности, самостоятельности в реализации творческого замысла. При этом, осуществляя данный вид проектной деятельности не нарушается целостность педагогического процесса. Это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.

Контрольный эксперимент выявил, что после работы по созданию мультфильма произошло снижение уровня тревожности, выражений агрессивности у дошкольников. Также произошло повышение уровня произвольного выражения эмоций различных модальностей; уровня сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Большинство детей научилось вербально определять эмоции, понимать эмоциональное состояние человека по выражению лица, по позе, по жестам, произвольно выражать эмоциональные состояния различной модальности.

Таким образом, задачи исследования выполнены в полном объеме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 г., № 1155 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 8. - С. 64-78.
  2. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. – Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  3. Ажищева Т.А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-multfilmov-s-detmi-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii
  4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства/ В.Н. Белкина. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - 248 с.
  5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Питер, 2008.
  6. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков: учебное пособие/Ж.Г. Василькова. – Красноярск. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2015. – 156 с.
  7. Гамезо, М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития/ М.В. Гамезо. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК»,2010. – 256 с.
  8. Германова, Е.Ю. Первичность коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития / Е.Ю. Германова . В сб: Актуальные вопросы современной психологии и педагогики Сборник докладов XVI-й Межд. науч. конф./ Отв. ред А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2014. – С. 167-171.
  9. Гладкова Л. М. Проектная деятельность дошкольника по созданию мультфильмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 99–101. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76389.htm.
  10. Гнездилов,ܖ Г.В.,ܖ Курдюмовܖ А.Б.ܖ Возрастнаяܖ психологияܖ иܖ психологияܖ развития;ܖ учебноеܖ пособиеܖ /ܖ Отв.ܖ ред.ܖ Р.В.ܖ Ершова.ܖ –ܖ М.,ܖ 2013.ܖ –ܖ 255ܖ с.
  11. Долгова А. Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 22-25.
  12. Кусков В.Д. Концепция культурологической модели развития личности (общества) на примере школы К.И.Мая[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.icr.su/node/921
  13. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/ Л. Д. Лебедева. –СПб.: Речь, 2011. –256 с
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004. - 352 с.
  15. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002.
  16. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
  17. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология. – М, 1975. – Вып. 5. – С. 197.
  18. Мелик-Пашаев А.А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 4. С. 66–71.
  19. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1999.
  20. Мясищев В.Н. Психология отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/10.pdf
  21. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Владос, 2007. - 640 с.
  22. Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 560 с.
  23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
  24. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.
  25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Просвещение, 2011. – 164 с
  26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 384 с.
  27. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
  28. Узнадзе Г.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.
  29. Уколова О.В. Создание мультфильма как вид проектной технологии // Амурский научный вестник. Вып. 1: сборник научных трудов. – Комсомольск-на- Амуре: АмГПГУ. – 2014. – 198 с.
  30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
  31. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников / Е.Н. Юрчук. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – С.25-29
  32. Allport G. W. (1942). The use of personal documents in psychological science. NewYork: SocialScienceResearchCouncil. Bulletin 49.
  33. Bandura A. (1982). Self — efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122–147.
  34. Cattell R. B. (1949). The dimensions of culture patterns by factorization of national character. JournalofAbnormalandSocialPsychology, 44, 443–469.
  35. Eysenck H. J. (1982). Personality, genetics, and behavior. New York: Praeger.
  36. Freud S. (1925). Some character types met with in psychoanalysis work. In S. Freud, Collected papers (Vol. 4). London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press.
  37. Maslow A. H. (1961). Existential psychology — What's in it for us? In R. May (Ed.). Existential psychology (pp. 52–60). New York: Random House.
  38. Rogers C. R. (1964). Toward a science of the person. In T. Wann (Ed.). Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology (pp. 109–140). Chicago: University of Chicago Press.
  39. Rotter J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external control of reinforcement. JournalofConsultingandClinicalPsychology, 43, 56–67.
  40. Sheldon William H. (1940) The varieties of human physique: An introduction to constitutional psychology. New York: Harper & Brothers.

Приложения

Приложение 1

Проективная методика «Рисунок человека»

Материал: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных карандашей.

Инструкция: нарисуй человека на листе.

Интерпретация.

На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным эмоциональным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой - крайняя степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы руки - социальные контакты вызывают эмоциональное напряжение, источник тревоги.

О тревожности свидетельствует подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер - о страхах, особенно если глаза зачернены. Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках средств нападения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм агрессии указывают прорисовка рта, изображение его приоткрытымм.

О скрытых формах агрессии говорят военизированность одежды (погоны, фуражка) без прорисовки средств нападения, спонтанные высказывания по ходу рисования. Признаки защитной агрессии - размер фигуры человека, сюжетный рисунок - использование технических военных средств. Защитная агрессия в сочетании со страхом - кулаки или средства нападения заштрихованы, или руки за спиной.

При оценке рисунка человека учитывается:

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;

- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;

- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей

.Приложение 2

Характеристика цветов (по Максу Люшеру)

Основные цвета: 1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность; 2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство; 3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение; 4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.


Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй – действительное.

Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:

1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.

0,5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.

0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.

Приложение 3

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.

1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.

0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.

0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.

Приложение 4

Таблица 1 – Результаты методики «Рисунок человека».

дети

число баллов

примечание к рисункам

уровень тревожности

Саша П

17

рисунок слабодетализирован, у человека отсутствуют детали тела,

высокий

Настя Ж

18

спонтанные высказывания по ходу рисования

Линии на рисунке имеют неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходят друг на друга; часто ребенок проводит по одной линии несколько раз. Много штриховки (тело, ноги).

высокий

Коля В.

10

рисунок нарисован с сильным нажимом карандаша, много штриховки, линии прорисованы несколько раз

высокий

Катя Т.

18

рисунок нарисован с сильным нажимом карандаша, заштрихованы ноги

высокий

Диана К.

12

высказывания по ходу рисования

средний

Саша А,

18

штриховка одежды

средний

Денис Д.

16

спонтанные высказывания по ходу рисования ,линии неровные, нет отдельных деталей рисунка (ступней), штриховка

высокий

Артем Ч

15

штриховка, высказывания по ходу рисования

высокий

Таня Л

12

высказывания по ходу рисования

заштрихованы ноги, нет отдельных деталей рисунка (ступней),

высокий

Боря К

16

рисунок детализирован, яркие цвета и штриховка одежды

высокий


Таблица 2 – Результаты методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой

дети

число баллов

уровень

Саша П

0,5

средний

Настя Ж

0

низкий

Коля В.

1

средний

Катя Т.

0

низкий

Диана К.

1,0

средний

Саша А,

2,0

высокий

Денис Д.

0

низкий

Артем Ч

1

средний

Таня Л

1

средний

Боря К

1,0

средний

  1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск №5976. – Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

  2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ от 17 октября 2013 г., № 1155 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 8. - С. 64-78.

  3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с.

  4. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002.

  5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.

  6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Владос, 2007. - 640 с.

  7. Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология. – М, 1975. – Вып. 5. – С. 197.

  8. Sheldon William H. (1940) The varieties of human physique: An introduction to constitutional psychology. New York: Harper & Brothers.

  9. Eysenck H. J. (1982). Personality, genetics, and behavior. New York: Praeger.

  10. Allport G. W. (1942). The use of personal documents in psychological science. NewYork: SocialScienceResearchCouncil. Bulletin 49.

  11. Cattell R. B. (1949). The dimensions of culture patterns by factorization of national character. JournalofAbnormalandSocialPsychology, 44, 443–469.

  12. Freud S. (1925). Some character types met with in psychoanalysis work. In S. Freud, Collected papers (Vol. 4). London: Institute for Psychoanalysis and Hogarth Press.

  13. Sheldon William H. (1940) The varieties of human physique: An introduction to constitutional psychology. New York: Harper & Brothers

  14. Bandura A. (1982). Self — efficacy mechanism in human agency. American Psychologist, 37, 122–147.

  15. Rotter J. (1975). Some problems and misconceptions related to the construct of internal versus external control of reinforcement. JournalofConsultingandClinicalPsychology, 43, 56–67.

  16. Кусков В.Д. Концепция культурологической модели развития личности (общества) на примере школы К.И.Мая[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.icr.su/node/921

  17. Maslow A. H. (1961). Existential psychology — What's in it for us? In R. May (Ed.). Existential psychology (pp. 52–60). New York: Random House.

  18. Rogers C. R. (1964). Toward a science of the person. In T. Wann (Ed.). Behaviorism and phenomenology: Contrasting bases for modern psychology (pp. 109–140). Chicago: University of Chicago Press.

  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 384 с.

  20. Мясищев В.Н. Психология отношения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/10.pdf

  21. Узнадзе Г.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе. — М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с.

  22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004. - 352 с.

  23. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Питер, 2008.

  24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011. - 336 с.

  25. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1999. – С.154.

  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

  27. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1999.

  28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

  29. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Академия, 1999. – С.155.

  30. Германова, Е.Ю. Первичность коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития / Е.Ю. Германова . В сб: Актуальные вопросы современной психологии и педагогики Сборник докладов XVI-й Межд. науч. конф./ Отв. ред А.В. Горбенко. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2014. – С. 167.

  31. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства/ В.Н. Белкина. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - 248 с. – С.22.

  32. Мелик-Пашаев А.А. Создание мультфильмов как творческая деятельность детей // Культурно-историческая психология. - 2014. - Том 10. - № 4. - С. 66–71.

  33. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПБ.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с. – С.9.

  34. Ажищева Т.А. Создание мультфильмов с детьми в дошкольной образовательной организации // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-multfilmov-s-detmi-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii

  35. Долгова А. Т. Создание мультфильма своими руками посредством проектной деятельности в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 22-25.

  36. Гладкова Л. М. Проектная деятельность дошкольника по созданию мультфильмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 99–101. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76389.htm.

  37. Уколова О.В. Создание мультфильма как вид проектной технологии // Амурский научный вестник. Вып. 1: сборник научных трудов. – Комсомольск-на- Амуре: АмГПГУ. – 2014. – 198 с.

  38. Уколова О.В. Создание мультфильма как вид проектной технологии // Амурский научный вестник. Вып. 1: сборник научных трудов. – Комсомольск-на- Амуре: АмГПГУ. – 2014. – 198 с.