Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «личность» в психологии
1.2 Особенности развития личности в дошкольном возрасте
1.3 Роль и возможности мультипликации в развитии ребенка
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Цель и организация эмпирического исследования
2.2 Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка
ВК IV зона (1 человек: Саша А.) говорит о том, что у детей сохраняется оптимальная работоспособность. Дети отличаются бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют их возможностям. Образ жизни детей позволяет им полностью восстанавливать затраченную энергию.
ВК III зона (3 человека: Диана К., Артем Ч., Боря К) означает компенсируемое состояние усталости у детей. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счёт периодического снижения активности.
ВК II зона (4 человека: Саша П., Настя Ж, Коля В, Таня Л,) говорит о хроническом переутомлении, истощении, низкой работоспособности. Наличие переутомления может быть связано с периодом восстановления после перенесённой болезни.
Исходя из вывода Макса Люшера о том, что основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый) характеризуют определенные психологические потребности, мы также определили, какой цвет наиболее часто выбирали первым.
В группе дошкольников в 70 % случаев отмечено предпочтение черного, серого и коричневых цветов на первые три позиции выбора цветовой карточки по тесту М. Люшера. Это позволило сделать вывод, что дошкольникам ЭГ свойственны негативизм, конфликтность и потеря интереса к реальности; отчетливо выраженная протестная реакция и чрезвычайная расторможенность в поведении.
Выбор черного и серого цветов в качестве предпочитаемых и их нахождение на первых местах цветового ряда подтверждают наличие в жизни и деятельности почти всех дошкольников ЭГ внутренних и внешних трудностей в установлении контактов с окружающими людьми, пассивности, неуверенности в себе.
Значимой у данного контингента детей оказалась потребность в близких эмоциональных отношениях (синий цвет), а также потребность чувствовать себя уверенно в будущем (желтый цвет). Невозможность действовать самостоятельно проявлялась в частом помещении серого цвета на второе место, у ребенка не было средств для самореализации, его пассивность угнетала и напрягала психоэмоциональную сферу.
Два дошкольника ЭГ выбирали зеленый цвет на первые позиции выбора цветовой карточки по тесту М. Люшера. Это говорит о том, что у данных детей существует только потребность в самоутверждении, самостоятельных активных действий нет, потребность активно действовать и добиваться успеха крайне слабая.
Таким образом, методика цветовых выборов М. Люшера в модификации Л.Н. Собчик помогла определить эмоциональное состояние и личностные особенности детей ЭГ. Проведенное исследование позволило выявить сложность внутренней организаций эмоциональной сферы у ЭГ. Дошкольникам скорее свойственно проявление отрицательных эмоций: негативизм, конфликтность. Большинство детей ЭГ характеризуются состоянием хронической усталости, истощения, низкой работоспособностью.
Результаты методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой представлены в таблице 4.
В ходе проведения методики отметили, что получение подсказок стабильно увеличивает количество правильно названных эмоций, а прекращение помощи приводит к снижению количества узнанных эмоциональных состояний.
Таблица 4
Результаты методики «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой, в %
группы |
Уровни |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
Экспериментальная группа |
20,0 |
60,0 |
10,0 |
Методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой выявила, высокий уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний у одного ребенка (Саша А) - он правильно определил и соотнес 8–10 эмоциональных состояний.
Средний уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний был выявлен у шести детей. Эти дети правильно смогли определить и соотнести только 6 эмоциональных состояний. Для них характерны ошибки в точности изображения мимики. Детям оказывался содержательный вид помощи, который заключается в вербальном объяснении и уточнении способов выполнении диагностической задачи. Некоторым детям для выполнения задания был необходим наглядный показ.
Рис. 4 – Уровни развития эмоциональной сферы. Результаты методики Е. И. Изотовой
Низкий уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний обнаружили 30% детей, которые смогли определить и соотнести 1-2 эмоциональных проявлений. Они затруднялись невербально изобразить эмоции правильно соотнести их. Этим испытуемым оказывалась помощь психолога, которая заключалась в дополнительном объяснении задания, наглядном показе и совместных действиях с каждым ребенком по выполнению диагностических задач.
Согласно таблице 5, самой узнаваемой эмоцией является эмоция «радость».
Таблица 5
Успешность узнавания эмоциональных картинок детьми, в %
группы |
радость |
злость |
страх |
мрачность |
удивление |
спокойствие |
интерес |
стыд |
Экспериментальная группа |
70,0 |
60,0 |
50,0 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
10,0 |
10,0 |
Являясь базовой эмоцией, «радость» может считаться довольно надежным критерием «проблемности» - неспособность узнавать это состояние свидетельствует либо о существенном снижении интеллекта, либо о наличии серьезных нарушений эмоциональной сферы.
Вторая и третья эмоции по эффективности узнавания - «злость» и «страх». Если принять во внимание тот факт, что распознавание страха и гнева в большей степени, чем радости, зависит от культурной принадлежности и выступает своеобразным показателем социализированности, можно предположить, что дети ЭГ оказываются недостаточно адаптированными.
Эмоциональное состояние «мрачность» узнал только 1 дошкольник, многие дошкольники воспринимали этих персонажей как спокойных или злых (сердитых). Наибольшие трудности в распознавании эмоций вызывали «мрачность», «удивление», спокойствие, интерес, стыд. Именно на изображения этих базовых эмоций было дано меньшее количество правильных ответов. Эмоцию «интерес» узнал только 1 ребенок. Дети часто называли это состояние радостью и быстрее забывали подсказанное экспериментатором правильное название. Эмоцию «стыд» узнали один ребенок ЭГ. Эмоцию «спокойствие» дети не узнали.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного ЭГ в целом тревожное и напряженное общее состояние и нестабильная эмоциональная сфера. Незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие детей. Выявленные особенности говорят о необходимости коррекционной работы с детьми исследуемой группы.
2.2 Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка
В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что личностное развитие детей ЭГ осуществляется на фоне разнообразных и сложных эмоциональных переживаний, которые не всегда осознаются.
Было предположено, что использование специальных методов, в частности создания мультфильмов, может способствовать развитию личностной, в частности эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент состоял в разработке и апробировании на детях дошкольного возраста цикла экспериментальных занятий по программе «Мультик-мир».
Работа была составлена с учетом следующих дидактических принципов: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей; принцип возрастания сложности; учет объема и степени разнообразия материала; учет эмоциональной сложности материала.
Программа носила личностно-ориентированный характер, была построена с учетом позитивных возможностей дошкольников, таких как доверчивость, чувствительность, мягкость, открытость, исполнительность, искренность, интерес к общению со взрослыми и детьми и т.д., выявленными в ходе констатирующего эксперимента.
Для работы нам требовались, прежде всего, фотоаппарат и программы для видеомонтажа. Структура создания мультфильма была следующей:
1. Придумали сюжет нашего мультика. Это была простая сценка в стихах про животных, длиной в несколько минут, при этом было важно, чтобы мультфильм нес в себе какую-то законченную идею, мысль.
2. Вылепили героев. При съемке подготовили три разных фона.
3. Позаботились об источнике света, это была небольшая настольная лампа. Закрепили веб-камеру так, чтобы полностью исключить возможность сдвига - при помощи штатива или других средств.
4. Установили героев в первоначальную позицию и подключили программу создания анимационных фильмов «Мультипликатор» - лицензионную компьютерную мультипликационную программу, являющуюся совместной разработкой ООО «ПОЛНОЦВЕТ». Программа включает отличную коллекцию фоновой музыки и спецэффектов. «Мультипликатор» позволяет методом стоп-кадра захватывать фотоизображение, создавать титры, накладывать музыку, записывать авторский текст, создать видеофайл-мультфильм для его дальнейшей публикации.
4. Делаем первый кадр, чуть двигаем героя и фотографируем его еще раз. В одной секунде видео было примерно 3 кадра, от количества будет зависела точность и плавность движения.
5. После того как все кадры будут сняты, мы начали монтаж мультфильма. Перенесли фотографии в программу для монтажа видео.
6. Наложили необходимые эффекты. Добавили вуки, титры, музыку. Звуки записали с детьми самостоятельно, при помощи микрофона.
Основной формой организации эксперимента выступали комплексные занятия. Система психокоррекционных занятий с детьми состояла из 10 занятий, которые проводились один раз в неделю, продолжительность каждого 25-30 минут. При организации работы обращалось внимание на такие факторы, как степень адекватности оценки ребенком результатов своей деятельности, индивидуальные особенности каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая программа состояла из четырех этапов. Наряду с задачами развития стояли и задачи коррекции, которые на каждом этапе решались во взаимосвязи с коррекционной программой.
Содержание этапов коррекционной работы представлено в таблице 6.
Таблица 6
Содержание коррекционной программы
этапы |
темы занятий |
цели занятий |
1.Этап Подготовительный |
организация образовательной среды |
формирование положительного эмоционального отношения к совместной работе с психологом |
II. Этап Основной |
||
вводный |
Вводное «Знакомство» |
установление контакта с участниками, создание доверительной атмосферы, дружелюбного и безопасного настроя, формулирование правил занятий. |
«Знакомство продолжается» |
создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе |
|
формирующий |
«Мой любимый мультик» |
формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников, обсуждение любимых мультфильмов, презентация «Как делают мультики» |
«Давайте сделаем мультфильм» |
Подготовка к изготовлению мультфильма, знакомство с произведением, распределение ролей |
|
«Юные актеры» |
Разучивание и проигрывание ролей, этюды: знакомство лесных зверей, радость, удивление, грусть и пр., сбор грибочков и ягод |
|
«Лепим персонажей мультфильма» |
Обучение дошкольников умению адекватно выражать свое эмоциональное состояние, творческое развитие при лепке персонажей, драматизация |
|
«Готовим мультик» (3 занятия) |
Обучение дошкольников умению передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, жесты, интонацию). Обучение драматизации, пошаговому воплощению и съемке мультика по кадрам |
|
III этап: Заключительный |
Занятие «Озвучиваем мультик» Презентация для зрителей |
Учить выражать в речи эмоции, действовать сообща. Развитие самооценки. Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия; развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека; |
1 Этап - подготовительный (создание необходимых условий для овладения дошкольниками навыками доброжелательного взаимодействия со взрослым).
Цель: формирование положительного эмоционального отношения дошкольников к совместной работе с психологом. Задачи коррекции: поддержание позитивного эмоционального ожидания, преодоление страха неудачи, недоверия к взрослому, стремления отгородиться от него, проявить реакцию избегания.