Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи развития: создать установку для включения ребенка в контакт и устойчивые эмоциональные отношения на основе развития социального успеха ребенка, повышения его социальной чувствительности и эмоционального комфорта, подготовить ребенка к групповой коррекционной работе.

На данном этапе использовались следующие методические приемы:

- психофизическая тренировка с целью создания эмоционального настроя. Психофизическая тренировка нацелена на снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, улучшение самочувствия и настроения, закрепление положительных эмоций, стимулирующих и упорядочивающих психическую и физическую активность детей;

- психогимнастические упражнения. В начале нашей работы на психогимнастические упражнения отводилось больше половины времени всего занятия, поскольку напряжение, тревога, страх перед контактами в непривычной ситуации усиливаются и необходимы упражнения, направленные на преодоление этих явлений;

Реализация коррекционно-развивающей программы при групповой форме работы в нашем исследовании осуществлялась на последующих трех этапах: вводный, формирующий и закрепляющий.

Учитывая специфику и задачи коррекционной работы, мы ориентировались не только на ведущий тип деятельности ребенка, но также на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

На вводном этапе мы преследовали следующие цели – формирование контактного взаимодействия детей в группе и организация групповой работы.

Задачи коррекции: коррекция ситуативных, неустойчивых форм протекания чувств, преодоление негативизма, упрямства, изолированности, снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи развития: в индивидуальной и групповой форме создать у ребенка положительное эмоциональное отношение к занятиям, к тематике диалогов и бесед, вызвать интерес к сопредъявлению и самовыражению ребенка, активизировать его участие в совместной деятельности.

Отметим, что в коррекционно-развивающих занятиях группа уже к началу работы была ориентирована на сказку и работу с мультипликационными сюжетами – уже на первом занятии мы предложили детям упражнение «Я – герой из мультика», в котором необходимо было назвать героя, на которого они похожи или хотели бы быть похожими. Это позволяло: сохранить интерес детей, наладить контакт, настроить на работу, снизить лишнее напряжение и треожность. А рисование мультгероя позволяло «насытить» позитивными эмоциями ребят и подкрепить у них стремление заниматься дальше, всем вместе.


В процессе данной работы использовались и другие вспомогательные методы:

- релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методике активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные техники, визуально-кинестетические техники.

- специально подобранные упражнения, игры и этюды, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать своё; обучение навыкам взаимодействия и общения с другими людьми;

- элементы арт – терапии (изотерапия; музыкотерапия).

Музыкотерапия в нашей работе применялась с целью снижения нервно-психического напряжения детей, для формирования определенной атмосферы всего занятия, а также для поддержания взаимных контактов, взаимопонимания и доверия. Музыкотерапия проводилась в форме пассивного и активного прослушивания.

- рисование; элементы игротерапии.

Подбор разных вспомогательных методов вместе с использованием элементов мультипликации призваны были развитие эмоционально-волевой сферы у детей, развитие сферы детей, а также их умений в совместной деятельности в коллективе.

На формирующем этапе эксперимента преследовали цель – обогащение эмоционального опыта ребенка, создание эмоционального отношения к нравственным категориям.

Использование работы с мультматериалом - одно из важнейших условий таких занятий: с помощью воображения происходит расширение опыта ребенка и реконструкция опыта негативного. Обязательно после сюжета проходило его обсуждение. Группа давала возможность каждому ребёнку идентифицировать себя с мультгероем, прочувствовать эмоционально значимые ситуации и использовать полученные знания при оценке как собственных эмоций и поступков, так и другого участника.

В процессе взаимодействия, происходящего в группе, ребёнок не всегда мог осознавать ценность других людей и потребность в них. Однако, следуя развитию мультсюжета, каждый ребёнок мог чувствовать себя принимающим других и принимаемым другими, доверяющим им и внушающим доверие, заботящимся и окружённым заботой, оказывающим помощь и получающим её. Реакции, возникавшие и прорабатывавшиеся в контексте группового взаимодействия при разыгрывании и последующем анализе мультика, помогали в разрешении межличностных конфликтов её участников.

На последнем этапе групповой работы закреплялся и обобщался приобретенный позитивный опыт общения со взрослым и сверстниками. Дети постоянно спрашивали, когда снова будут занятия, с большим желанием шли на занятия, много рассказывали о них дома. Уже не было детей, которые отказывались от занятий. Было интересно всем. Подавляющее большинство детей эмоционально реагировали на возможность участия в предлагаемой деятельности. На их лицах отмечалось заинтересованность, оживление.


Педагоги и родители отметили положительную динамику в поведении детей: умение проявлять внимание, сочувствие к окружающим, отзываться на просьбы, оказывать помощь, умение общаться со взрослыми и сверстниками.

По окончанию формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент. Программа его проведения была аналогична программе констатирующего эксперимента.

Важно отметить, что дошкольники в ходе контрольного эксперимента чувствовали себя более уверенно, задания выполняли быстрее, чем раньше и их общий результат стал значительно выше, чем было видно по итогам констатирующего эксперимента.

Полученные результаты были сопоставлены с результатами констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента и их сравнительный анализ с результатами констатирующего эксперимента по методике «Рисунок человека» представлены в таблице 7 и на рис. 5.

Таблица 7

Динамика уровня тревожности у детей по методике

«Рисунок человека»

показателли

констатирующий

Контрольный

Кол-во детей

удельный вес, %

Кол-во детей

удельный вес, %

Высокий уровень

8

80,0

6

60,00

Средний уровень

2

20,0

4

40,00

Низкий уровень

0

0,0

0

0

итого

10

100,0

10

100,0

Согласно табл. 10 и рис. 6, количество дошкольников с высоким уровнем тревожности и проявлений агрессии сократилось на 20%, данные дети перешли в группу средним уровнем проявления тревожности; и составили 60%.

Рис. 5 – Сравнительные результаты методики

«Рисунок человека»

Сравнительные результаты по методике Люшера по показателю «суммарное отклонение представлены в таблице 8 и на рис. 6.

Таблица 8

Динамика результатов по показателю

«суммарное отклонение», в %

эксперимент

зона

II (преобладание отрицательных эмоций)

III (эмоциональное состояние в норме)

IV (преобладание положительных эмоций)

констатирующий

70

20

10

контрольный

50

40

10


В ходе исследования отмечено, что среди происходит сокращение детей с преобладанием отрицательных эмоций и переходом их в зону III с нормальным эмоциональным состоянием, сокращение составило 20 % ( т.е. два дошкольника на момент исследования уже имели нормальный уровень эмоционального состояния.

Рис. 6 – Сравнительные результаты методики Люшера по показателю «суммарное отклонение»

Сравнительные результаты по методике Люшера по показателю «вегетативный коэффициент» представлены в таблице 9 и на рис. 7.

Таблица 9

Динамика результатов по показателю

«вегетативный коэффициент», в %

эксперимент

зона

II (хроническое переутомление, истощение)

III (компенсируемое состояние усталости)

IV (оптимальная работоспособность)

V (перевозбуждение)

констатирующий

30

30

20

20

контрольный

10

50

30

10

В ходе исследования отмечено, что среди после формирующего эксперимента произошло сокращение детей с перевозбуждением на 10 %, и детей, испытывающих хроническое переутомление на 20 %, эти дети перешли в зону компенсируемого состояния усталости; еще у одного ребенка зафиксирована оптимальная работоспособность.

Рис. 7 – Сравнительные результаты методики Люшера по

показателю «вегетативный коэффициент»

Таким образом, в ходе методики Люшера увеличилось число детей с компенсируемым состоянием усталости; работоспособность у данных детей восстанавливалась за счет некоторого периодического снижения активности.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов по методике «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой дан в таблице 10 и на рис. 8.

Таблица 10

Динамика уровня сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний у дошкольников

показателли

констатирующий

Контрольный

Кол-во учащихся

уделльный вес, %

Кол-во учащихся

удельный вес, %

средний уровень

6

60,0

7

70,0

высокий уровень

1

10,00

1

10,0

низкий уровень

3

30,0

1

10,0

итого

10

100,0

10

100,0


Проведенное исследование показало, что снизилось число детей, имеющих низкий уровень сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний. Такое снижение составило 20 % и произошло за счет перехода данных дошкольников в группу детей со среднем уровнем сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний.

Рис. 8 – Динамика уровней сформированности восприятия и понимания эмоциональных состояний по методике Е. И. Изотовой

Изменились и результаты по способам выражения эмоций (табл. 12).

Таблица 12

Динамика способов выражения эмоций у дошкольников

Показатели

констатирующий

Контрольный

Кол-во учащихся

удельный вес, %

Кол-во учащихся

удельный вес, %

средний уровень

7

70,0

5

50,0

высокий уровень

2

20,00

4

40,0

низкий уровень

1

10,0

1

10,0

итого

10

100,0

10

100,0

Согласно таблице 13, уже у 40 % детей был зафиксирован высокий уровень произвольного выражения эмоций, что на 20 % выше количества детей в констатирующем эксперименте. Количество детей с низким уровнем произвольного выражения эмоций осталось без изменений.

Рис. 9 – Динамика способов выражения эмоций у дошкольников

Итак, сравнительный анализ результатов диагностических методик показал наличие положительных сдвигов в формировании и развитии эмоционально сферы у дошкольников: произошло снижение уровня тревожности, выражений агрессивности у дошкольников.

После формирующего эксперимента произошло сокращение числа детей с перевозбуждением и переутомлением; сокращение детей с преобладанием отрицательных эмоций.

Также произошло повышение уровня произвольного выражения эмоций различных модальностей; уровня сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний. Большинство детей научилось вербально определять эмоции, понимать эмоциональное состояние человека по выражению лица, по позе, по жестам, произвольно выражать эмоциональные состояния различной модальности.