Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста (Анализ влияния мультфильмов на развитие личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Роль и возможности мультипликации в развитии ребенка

В настоящее время все более популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является деятельность по созданию мультфильмов. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях мультипликации.

Задумываясь о взаимоотношениях детей с экра­ном, о нашей обязанности как-то регулировать эти отношения, мы, естественно, задаемся вопроса­ми: какие фильмы, в каком возрасте, в каком объеме, при каком участии взрослого должен смотреть ребе­нок, чтобы их понять, получить пользу, а не вред, по­любить хорошее кино, а не плохое. Мы обдумываем эти вопросы с разных точек зрения: с педагогичес­кой, психологической, социологической киноведчес­кой, терапевтической… И во всех случаях имеем в виду ребенка исключительно как зрителя[32]. Однако ребенок может и сам под руководством взрослого создать свой мультфильм.

Л.Л. Тимофеева особенно отмечает развивающий потенциал мультипликации: «Сейчас говорят о своеобразной мультипликационой педагогике, в арсенале которой особый язык, система взглядов на окружающий мир, разнообразные методы, организующие творческую деятельность ребенка. Воспитательные возможности мультипликации определяются тем, что ее выразительные возможности близки дошкольникам. Просмотр мультфильмов и участие в съемках имеют огромное значение для развития эмоциональной сферы детей, воображения, образности и «объемности» мышления»[33].

Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем не сравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с разными видами творчества (литература, театр, изодеятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки разных материалов, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе со взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делать нравственный выбор.

Анимация - в вольном переводе означает оживление, но в нашей стране она получила название мультипликации. С классических времен люди делали попытки сделать рисунки живыми и движущимися. Одним из созидателей начатков мультфильмов является Э. Рейно - именно он придумал способ выполнения мультфильмов - изображение за изображением. Анимация - это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения[34]


Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе, считает А.Т. Долгова, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста[35].

В результате работы над проектом дети учатся намечать план работы, доводить начатое дело до конца, самостоятельно искать информацию с помощью разных источников, делиться полученной информацией, коллективно решать проблемы. Развиваются личностные качества: самостоятельность, ответственность, инициативность, уважение  к сверстникам. Развивается речь, мелкая моторика, творчество, фантазия. Таким образом, проектная деятельность дает возможность проявить себя, стимулирует детей к достижению цели, формирует коммуникативные навыки, нравственные качества[36].

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной деятельности, очень привлекательный для детей. Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.[37].

Процесс создания мультипликационного фильма является совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включает в себя несколько этапов. Главными генераторами идей являются дети. Тематика сюжетов будущих мультфильмов берется из жизни, чтения произведений художественной литературы, просмотра телепередач и других источников.

Дети совместно с воспитателем, родителями продумывают, сочиняют сюжет будущего мультфильма, делают его раскадровку (последовательность рисунков, определяющих монтажные планы), обговаривают место, где происходят все события, кто является главными героями и что нужно для того, чтобы обыграть сюжет. Выбирают технологию создания мультфильма (рисованный, кукольный, пластилиновый и другие). Изготавливают декорации и персонажей в соответствии с выбранной технологией, имея возможность активно использовать при этом бросовый и природный материал. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.


Съѐмка мультфильма и его озвучивание осуществляется руководителем студии с малыми подгруппами детей, при этом используется достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники, детям необходимо постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки персонажей на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Озвучивание мультфильма осуществляется по эпизодам. Перед этим целесообразно предложить «актерам», озвучивающим персонажей, провести театрализацию отрывка с целью погружения в роль и поиска выразительных средств интонирования. Дети участвуют в выборе фоновой музыки в соответствии с сюжетом создаваемого мультфильма. Монтаж одной из частей мультфильма возможно произвести в присутствии детей с целью ознакомления их с мультимедийными возможностями компьютера, в целом же руководитель студии монтирует все части мультфильма без участия детей. Заканчивается данный творческий проект просмотром созданного мультфильма совместно с воспитанниками других групп и с родителями[38].

Благодаря новым технологиям и современному оснащению детского сада, дошкольники из пассивных потребителей мультпродукции, становятся активными участниками создания мультфильма, т. е. пробуют себя в новом качестве. Осваивая и используя навыки лепки, рисования, аппликации, конструирования, дети изготавливают персонажей и декорации для съёмки собственных мультфильмов; знакомятся с устройством фото и видео техники; придумывают сценарии; непосредственно участвуют в съемочном процессе; озвучивают своих героев — происходит сотворчество взрослого и ребёнка. Возможно в будущем, выступив в роли создателей мультфильмов, они по иному подойдут к выбору и оценке мультика.

Выводы по первой главе

Теоретический анализ проблемы позволяет сделать ряд выводов.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Есть множество подходов к описанию качеств личности, общее в них: личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации; во множестве определений акцентируется значение индивидуальных различий между людьми; личность описывается в эволюционном процессе, как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и динамичную внешнюю среду; именно личность «отвечает» за устойчивость поведения, она дает человеку чувство непрерывности во времени и окружающей среде.


Психическая жизнь человека представляет собой целостный многогранный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера личности, которая понимается как совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении. Незрелость эмоционально-волевой сферы дошкольника является одним из факторов, тормозящим развитие всей познавательной деятельности. В связи с этим важна организация такой деятельности ребенка дошкольника, которая была бы интересна детям, позволяла активно взаимодействовать друг с другом, общаться, выражать себя, являться стимулов к развитию эмоций и личности в целом. Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста позволяет поддерживать любое стремление детей к творчеству, оказывает максимально возможное влияние на развитие в каждом из них свободной творческой личности.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Цель и организация эмпирического исследования

Для исследования влияния мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование.

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения с 10 детьми; возраст которых к моменту обследования составлял 5,5-6,0 лет. Экспериментальная группа была подобрана после беседы с педагогами и психологом и включала детей, которые, по мнению специалистов, испытывают те или иные сложности эмоциональной сфера, общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Выбор методик исследования личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

2. Исследование состояния личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

3. Проведение работы с использования мультипликации и анализ результатов исследования по итогам работы.


Исследование осуществлялось в три этапа.

I этап – констатирующий эксперимент: изучение анамнестических данных. В процессе работы использовались следующие методы: беседы с педагогами, детьми и их родителями, анализ медицинских карт и др. Далее определялась методология исследования. Разрабатывалась методика проведения эксперимента; осуществлялся подбор методик. Проведение констатирующего эксперимента. Далее осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, обосновывающие направления дальнейшей работы.

II этап – проведение работы с детьми по созданию мультфильма своими руками, направленной на развитие личности детей старшего дошкольного возраста.

III этап – контрольный эксперимент – повторна диагностика по методикам, сравнительный анализ результатов двух методик с целью выявления эффективности проделанной работы. Был проведен качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы.

Для диагностики были подобраны следующие методики.

1. Проективная методика «Рисунок человека» Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности. Методика изучает личностные особенности ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.

Инструкция к методике представлена в Приложении 1.

После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него?

2. Метод цветовых выборов, модифицированный Л.Н. Собчик восьмицветовой тест Люшера – проективный метод, предназначен для диагностики ситуативного или долговременного психического состояния человека.

Теоретическим обоснованием данной методики является концепция автора, заключающаяся в том, что различные цвета символизирую те или иные потребности человека, и симпатия и антипатия к определенному цвету отражает степень актуальности и удовлетворенности данной потребности. Уровень удовлетворенности актуальных потребностей в свою очередь определяет психическое состояние человека. По результатам теста рассчитываются показатели психо-функционального состояния, вегетативный коэффициент (ВК), эмоциональная составляющая (ЭС).