Файл: Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для устранения причин, ведущих к возникновению организационных конфликтов, как показывает опыт эффективных организаций, важно сформировать кадровую технологию профессионального обучения и развития персонала предприятия.

Профилактическая работа с персоналом ООО «Железный мир» может включать в себя мероприятия по: повышению мотивации сотрудников с опытом работы до 10 лет и выше; повышению сплоченности коллектива и лояльности сотрудников; совершенствованию социально-психологических методов управления, повышению стрессоустойчивости сотрудников и др.. Эффективности реализации этих мероприятий могут послужить такие методы, как: тренинги мотивации, общения, стрессоусточивости. Возможны применение консультационных услуг, беседы, нематериальные формы стимулирования.

При планировании работы важно учитывать работу с линейными руководителями ООО «Железный мир». В план работы с ними желательно включить мероприятия по повышению их профессионального мастерства, их готовности к созданию условий, способствующих активизации совместной деятельности сотрудников, способствующих развитию чувства солидарности, взаимопомощи и поддержки.

Важно, чтобы линейные руководители в своей деятельности:

а) научились учитывать эмоционально-личностную сферу и настрой сотрудников на трудовой процесс в сложных ситуациях деятельности;

б) больше внимания уделяли воспитательным аспектам, совершенствованию взаимоотношений с коллективом, нахождению индивидуального подхода к сотрудникам;

в) владели умениями организовать с сотрудниками работу по нормализации внутригрупповых процессов, направленных на предотвращение конфликтов в своем подразделении, по установлению доброжелательных взаимоотношений между сотрудниками и взаимоподдержку.

г) могли правильно оценивать сотрудников, вживляя в свой коллектив принципы: «Критика – неэффективный способ информирования», «Говорим о тебе не как о личности, а как о профессионале», и искали в коллегах доброе и хорошее, обязательно отмечать достижения (можно и авансом).

д) могли решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе, а для этого умели добиваться единого понимания всеми сотрудниками основополагающих принципов «уважительного управления»; владели информацией о способностях, интересах и особенностях сотрудников; могли обеспечить психологическую защиту сотрудников; знать о заслугах своих подчиненных не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи; умело и продуктивно выстраивать взаимоотношения с сотрудниками, не дергания по мелочам, делегировать права, объяснять степень важности работы; создавать условия для повышения профессиональной квалификации сотрудников.


Для решения проблемы управления стрессами важно решить следующие стратегические задачи:

1. Обеспечение психологической составляющей профессионального отбора: установления профессиональной пригодности кандидатов на работу в компании.

2. Обеспечение процесса адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности в процессе проведения мониторинга адаптации к профессиональной деятельности; формирования устойчивости к стрессу в период протекания адаптационных процессов; развития у сотрудников готовности к профессиональному и личностному развитию.

При составлении программы по профилактике стресса в организации важно учитывать следующие факты:

1) профессиональная деятельность очень энергозатратная, требующая больших душевных сил, а значит, базирующаяся на постоянной эксплуатацией всех видов памяти, что может сопровождаться стрессами, приводящими к преждевременным срывам нервной системы, профессиональным заболеваниям и старению;

2) проверки работы сотрудников, как правило, усиливают тревожность, приводят к недовольству и нарастанию конфликтности;

3) сложившаяся практика – поиск недостатков у работника, пробелов упущений, вместо того, чтобы в ходе системного наблюдения и изучения процесса и результатов деятельности, совместно с работником, искать возможные варианты усиления его деятельности.

Предлагаем основные мероприятия, направленные на снижение уровня профессионального стресса в компании:

  • Осуществление профилактических обучающих программ по формированию стресс-компетентности руководителя и работников компании;
  • Создание благоприятного морально психологического климата;
  • Разработка этического (конфликтологического) кодекса. Разработка карт этики, конкретизирующих этический кодекс компании для каждого ее сотрудника;
  • Оказание консультативной помощи работникам учреждения в целях повышения их индивидуальной стрессоустойчивости;
  • Предоставление работникам регулярной обратной связи о результатах их труда, консультативной поддержки;
  • Документационное и нормативно-правовое обеспечение технологии управления конфликтами и стрессами в компании.

Для профилактики профессионального стресса необходимо внедрить данные стратегии, а также наладить обратную связь между руководством и персоналом, предоставлять сотрудникам открытую информацию о планируемых нововведениях в кадровой политике и стратегии развития компании.


В Приложении представлена Примерная тематика практических и тренинговых занятий по профилактике стресса в организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В условиях современного рынка главным приоритетом любой организации становится стремление к производительности, эффективности и успешности. Профессиональный стресс является неотъемлемой частью производственных отношений. Устойчивость к стрессам может быть оптимальной или недостаточной. Продолжительные профессиональные стрессы оказывают существенное влияние на психологическое состояние сотрудников. Это приводит к снижению производительности трудовой деятельности персонала, их работоспособности, приводят к потерям рабочего времени по причине болезни, прогулов, опозданий, способствуют нарушению трудовой дисциплины, ухудшению социально-психологического климата в коллективе и многое другое. Все это ведет к потерям организации и снижению ее эффективности на рынке. В связи с этим все большую актуальность приобретает минимизация негативных последствий стрессовых состояний персонала, и, как следствие, организация мероприятий по управлению стрессом.

2. Стрессоустойчивость определяется в литературе с двух позиций. Во-первых, как свойство личности, приобретенное в процессе тренинговых программ. Во-вторых, как свойство личности, которое является качественным показателем стойкости к стрессу. Выделяют несколько типов реакции на стресс: «стрессонеустойчивый», «стрессотренеруемый», «стрессотормозной», «стрессоустойчивый». Каждый тип стрессоустойчивости, в той или иной степени, подлежит тренировке.

3. Анализ результатов исследования, проведенного на базе коммерческого предприятия ООО «Железный мир» показал, что профессиональный стресс сотрудников может быть обусловлен как событиями жизни, так и профессиональными стресс-факторами. Среди стрессовые ситуаций, наиболее часто встречаются в жизни сотрудников можно выделить: развод (33%), травма или болезнь (28%), сексуальные проблемы (22%), усиление конфликтности отношений с супругом (20%), проблемы с родственниками мужа (жены) (20%), изменение условий или часов работы (20%), изменение должности, повышение служебной ответственности (15%), проблемы с начальством, конфликты (15%), изменение финансового положения (10%), реорганизация на работе (10%).

Было выяснено, что стаж работы на предприятии оказывает влияние на показатели устойчивости к стрессам. Для сотрудников со стажем более 10 лет основными источниками стресса являются причины, связанные с недостаточным опытом, неуверенностью, повышенным беспокойством по поводу собственной компетентности. Для сотрудников со стажем до 10 лет основными источниками стресса являются причины, связанные с высокой загруженностью, мыслями о будущих трудностях на работе и в жизни, общей усталостью. У опытных сотрудников жизнь более насыщена стрессовыми событиями и они менее способны сопротивляться стрессам, чем их молодые коллеги.


В ходе исследования были выделены две группы сотрудников – с высоким и низким уровнем стрессоустойчивости. Были определены индивидуально-личностные качества, являющиеся предрасполагающими факторами формирования стрессоустойчивости у сотрудников: развитое воображение, склонность к экспериментированию, эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к доминированию, склонность к риску, независимость суждений – способствуют развитию стрессоустойчивости в процессе выполнения профессиональной деятельности.

3. На стрессоустойчивость сотрудников ООО «Железный век» оказывают влияние объективные факторы (возраст, стаж) и субъективные (отношение к работе, индивидуально-личностные особенности). Все группы факторов необходимо учитывать руководству при организации работы по управлении стрессами в компании. Этапу внедрения мероприятий по профилактике профессионального стресса предшествует этап диагностики уровня и источников стресса работников и причин конфликтности в трудовом коллективе. В работе представлены соответствующие рекомендации. Положительными результатами реализации программы управления конфликтами и стрессами является снижение уровня социальной напряженности и уровня организационного стресса и, как следствие, повышение экономической эффективности деятельности предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. ‒ СПб., 2012. ‒ 163 с.
  2. Алиев Х. М. Защита от стресса/ Х. М. Алиев. – М. : Мартин, 2011. – 239 с.
  3. Александровский Ю.А. Социально стрессовые расстройства// Обозр. психиатрии и мед. психологии. ‒ 2011. ‒ №2. ‒ С.5‒10.
  4. Болотова Е.А. Управление стрессом – одна из новых задач службы персонала / Е. Болотова, М. Долгов, Е. Скриптунова //Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 9. – С. 96-113.
  5. Березовская Р. А. Психологический стресс. ‒ М., 2012. ‒ 174с.
  6. Бодров В. А. Информационный стресс: учеб. пос. для вузов / В. А. Бодров. – М. : ПЕР СЭ, 2010. –352 с.
  7. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к своему здоровью как фактору профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук / Р. А. Березовская. – СПб., 2011. – 21 с.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М., 2008.- 356с.
  9. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореферат дисс. – М, 2007.‒ 27 с.
  10. Гринберг Д. Управление стрессом.‒ СПб: Питер, 2012.‒ 458с.
  11. Готвальд Ф. Аюрведа в бизнесе: система оздоровления личности, рабочего места и предприятия. Настольная книга бизнесмена / Ф. Готвальд, В. Ховальд /Пер. с нем. А.Гарькавого. – М.: Гранд : ФАИР- Пресс, 2013. – 382 с.
  12. Егорова Т.Е. Психологическая культура руководителя. Учебное пособие – Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 2013. – 164 с.
  13. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. Лекции по курсу «Акмеология профессионального здоровья государственных служащих» М.: Изд-во РАГС, 2013. – 76с.
  14. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния// Психологические проблемы профессиональной деятельности. ‒ М.: Наука, 2013.- 168с.
  15. Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция как средство оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе бизнес-тренингов: Автореферат дисс. канд. псх. н. – М, 2007. – 26с.
  16. Калинина С.А. Роль социально-психологических факторов в формировании профессионального стресса при нервно-эмоциональных нагрузках. Автореферат дисс.‒ М, 2009.‒ 24с.
  17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 2012. ‒ 368 с.
  18. Коноплева И.Н. Психологическая готовность сотрудников милиции к применению огнестрельного оружия. Монография. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2006.- 266с.
  19. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1. Ч. 1., СПб., 2011
  20. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции// Психологический журнал, 2012. ‒ т.25. ‒ № 2. ‒ С. 75 ‒ 85.
  21. Лиознова К.Н. Стресс-менеджмент как часть менеджмента организации /К. Н.. Лиознова // Справочник по управлению персоналом. – 2009. – № 2. – С. 29-34.
  22. Монина Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»/ Г.Б. Монина, Н.В. Раннала – СПб.: Речь, 2011. – 211 с.
  23. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб. : Сентябрь, 2011.- 280с.
  24. Мордовченков Н. В., Зверев С. А. Теоретические основы комплексной диагностики как метода в управлении персоналом организации. Монография. - Нижний Новгород, 2011. – 186с.
  25. Селье Г. Стресс жизни / Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия// под. ред. Сельчёнок К., Тарас А. - М., АСТ: Харвест, 2011. – 480 с.
  26. Толпегин А. Стресс: и друг, и враг/А. Толпегин // Управление персоналом. – 2010. – № 3. – С. 48-50.
  27. Хольцер М. Стресс на рабочем месте и производительность труда: проблема для общественного сектора/ М. Хольцер, Г. Хелфанд // Персонал микс. – 2011. – № 5. – С. 32-37.
  28. Щербатых Ю.В. Система управления стрессом в организациях // Проблемы управленческого консультирования: материалы 5-й Международной научно-практической конференции 24–26 мая 2013 года. – Воронеж: АОНО ИММиФ, 2013.
  29. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб: Питер, 2011. – 365с.
  30. Энергия эмоций в общении. – СПБ: Питер, 2012. – 470 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная тематика практических и тренинговых занятий по профилактике стресса в организации

Раздел «Преодоление конфликтных ситуаций»

Целевая аудитория: руководители и специалисты организаций всех форм собственности.

Объем учебной нагрузки: 18 часов.

Цель: в процессе работы все мы нередко сталкиваемся с различными конфликтными ситуациями, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями. Именно поэтому, понимая неизбежность конфликтов и необходимость их регулирования, мы предлагаем вам данную программу.

Описание: В течение первого дня тренинга участники познакомятся с видами конфликтов, узнают алгоритм управления конфликтами, способность выявлять потребности сторон, участвующих в конфликте и способы решения конфликтных ситуаций. На 2-й день участники тренинга в форме деловой игры попробуют разрешить разнообразные деловые конфликтные ситуации, потренируют навыки конструктивного поведения в конфликтах, основанных на реалистичных рабочих ситуациях.

Тематика тренинга: Причины возникновения и роль конфликтов. Алгоритм управления конфликтами на государственной гражданской и муниципальной службе. Управление эмоциями в конфликте. Эмоциональная компетентность (EQ) как ключевая компетенция. Модели поведения в конфликтной ситуации. Приемы психологической защиты в конфликтных ситуациях. Методики разрешения конфликтов.

После тренинга участники смогут:

  • своевременно замечать сигналы намечающегося конфликта и предотвращать его нарастание и развитие;
  • эффективно действовать в решении сложных конфликтов, осознанно выбирать стратегию поведения в зависимости от ситуации;
  • выявлять потребности второй стороны, участвующей в конфликте, управлять конфликтом.

Подпрограмма «Стресс-менеджмент, или Управление стрессом»

Целевая аудитория: руководители и специалисты организаций всех форм собственности.

Объем учебной нагрузки: 18 часов.

Цель: на тренинге вы овладеете способами и методами собственной регуляции, которая позволит вам оставаться эффективным в профессии долгие годы. После прохождения данного тренинга можно почувствовать вкус к жизни, вернуть себе радость общения, получать удовольствие от своей работы. Научиться, как бороться с «пожирателем нервов».

Описание: на тренинге участники познакомятся с причинами и природой возникновения стресса, научатся анализировать свое состояние и поведение в стрессе, освоят приемы и техники профилактики стресса, научатся управлять стрессовыми ситуациями.