Файл: Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 418

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональный стресс – это особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием, выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления. Устойчивый профессиональный стресс, в свою очередь, ведет к формированию синдрома эмоционального выгорания.

В стресс-менеджменте важное место занимают мероприятия по элиминированию факторов стресса – действия, которые либо смягчают негативное состояние объекта в следствие дистрессов, либо уменьшают частоту их появления. Главной целью этой деятельности является поддержание стресса в пределах допустимого уровня, снижение сензитивности и повышение стрессоустойчивости (толерантности) на основе системы мониторинга, профилактики и психогигиены стрессов. Важное значение при этом имеет антистрессовая регуляция и модификация поведения, которая предполагает высокую самоорганизацию и самоконтроль персонала.

Умение руководителя управлять стрессовыми ситуациями и формировать модели преодолевающего поведения персонала на основе здорового копинга является одним из наиболее перспективных направлений менеджмента. В организациях необходимо проводить мониторинг состояния работников не реже одного раза в год, чтобы отслеживать динамику процесса и вовремя принимать меры по нейтрализации стресс-факторов. Профилактические мероприятия должны быть направлены на смягчение действия стрессов: снятие рабочего напряжения; повышение профессиональной мотивации; выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением.

Успехов добиваются те организации, которые обучают своих сотрудников и где руководство организации само непрерывно совершенствует свои знания и навыки в области управления. Работоспособность руководителей и специалистов, которые чаще других сталкиваются со стрессовыми ситуациями, может быть значительно повышена с использованием специальных методик контроля за эмоциональным состоянием и техник психофизического восстановления.

Вместе с тем, остается мало изученной проблема взаимосвязи личностных особенностей и стрессоустойчивости сотрудников в организации.

Объект исследования: стрессоустойчивость персонала.

Предмет исследования: влияние личностных особенностей на стрессоустойчивость сотрудников в организации.


Цель исследования: исследовать влияние личностных особенностей на стрессоустойчивость сотрудников.

Гипотезы: мы предполагаем, что определенные личностные особенности: развитое воображение, склонность к экспериментированию, эмоциональная устойчивость, общительность, склонность к доминированию, склонность к риску, независимость суждений – способствуют развитию стрессоустойчивости. Также мы предположили, что существует связь стажа трудовой деятельности и стрессоустойчивости.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ научной литературы по проблеме профессионального стресса и стрессоустойчивости;
  2. Провести эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на стрессоустойчивость;
  3. Разработать рекомендации по преодолению профессионального стресса и повышению стрессоустойчивости у сотрудников.

Методы исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, анализ рабочей документации, анкетирование, беседа, тестирование.

В процессе эмпирического исследования использовались следующие методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т.Холмса и Р. Раэ, методика «Оценка стрессочувствительности» Ю.Б. Щербатых, «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла», анкета «Факторы организационного стресса» (Н.П. Фетискин).

Для определения статистически достоверных различий подгрупп испытуемых использовался t-критерий Стьюдента. Для определения наличия взаимосвязи между отдельными характеристиками испытуемых использовали rs критерий Спирмена.

Экспериментальная база: в исследовании приняли участие 20 сотрудника ООО «Железный мир» (г. Москва).

Практическая значимость: результаты эмпирического исследования могут быть использованы в диагностической работе психологов, в курсах повышения квалификации персонала. Полученные результаты можно использовать в качестве критерия отбора кандидатов на работу и в разработке программ индивидуального развития.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Теоретические основы изучения стресса и стрессоустойчивости персонала


1.1 Понятие профессионального стресса и стрессоустойчивости

Анализ основных концепций стресса и стрессоустойчивости подчеркивает необходимость рассмотрения истории и современного состояния исследований в зарубежной и отечественной психологии, описания понятия, сущности и классификации факторов стресса.

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Психологический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий» [25,с.124]. Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс» [26,с.45].

В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс, 1980).

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А – подверженных стрессу, Б – устойчивых к стрессу лиц. У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б – это люди, легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б – нереально. Все люди имеют черты этих двух типов в той или иной степени. Тем не менее, если человек чувствует, что подвержен стрессу, необходимо обратиться к способам нормализации своей реакции на стресс [17,с.92].

Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [6,с.19].


На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости. Он понимает под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке».

На основании проведенного анализа научной литературы (Л.М.Аболин, В.А.Бодров, Б.Х.Варданян, Ф.Е.Василюк, Е.П.Ильин, Л.А.Китаев-Смык, Л.В.Куликов, Р.Лазарус, Д.Н.Левитов, А.Б.Леонова, В.Э.Мильман, Н.И.Наенко, Т.А.Немчин, Г.Селье, К.В.Судаков, О.В.Хухлаева, М.И.Фридман, Ю.В.Щербатых, и др.) критерием стрессоустойчивости можно считать внутреннюю психологическую комфортность человека, определяемую сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций, проявляемых в среде его привычной жизнедеятельности: в кругу друзей, в семье, за привычным занятием, в профессиональной деятельности.

Профессиональный стресс - это многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью») [10,с.77]

Все факторы, вызывающие производственный стресс Д. Гринберга разделяет на объективные (мало зависящие от личности работника) и субъективные (развитие которых больше зависит от самого человека).

К объективным факторам относят вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форсмажорные) обстоятельства. Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так для работников биржи – обвал валют или неожиданное изменение их курса; для менеджеров отделов снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих [10, с.198].

К субъективным факторам стресса относят межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

Таким образом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации, играющий мобилизующую роль и обуславливающий привлечение энергетических и пластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.


1.2 Типы стрессоустойчивости

Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Дикая Л.Г., Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, который состоит из определенных звеньев и стилистически разнообразная[18, с. 16].

По уровням стрессоустойчивости в совеем исследовании Коноплева И.Н. выделила следующие типы сотрудников: «стрессонеустойчивых», «стрессотренеруемых», «стрессотормозных», «стрессоустойчивых». Рассмотрим эти группы.

«Стрессонеустойчивых» сотрудников характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них – стресс. В самой стрессовой, критической ситуации люди стрессонеустойчивого типа склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» сотрудники готовы к переменам, стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно. Если это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. При повторении напряженных ситуаций они привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Представители этого типа способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозные» сотрудники отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок. Вместе с тем, к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, относящиеся к данной группе, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статуса. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями;