Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования

1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

1.2. Механизм реформирования естественных монополий

1.3 Реформирование естественных монополий

2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах

2.1 Международный опыт реформирования электроэнергетики

Основные элементы конкурентной модели

2.3. Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2018 года

Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры

Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году

Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается

Черные металлы: рост перевозок может замедлиться

Руда: внутреннее потребление растет

Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление

Большая часть парка находится в сегменте дефицита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

  • разработка стандартов качества,
  • защита прав потребителей услуг,
  • разработка механизма договорных отношений между предприятиями и их основными потребителями.

В числе наиболее важных задач, которые необходимо решить именно сейчас, можно отдельно выделить:

  • создание современных действенных механизмов управления и контроля;
  • обеспечение внутренней консолидации инфраструктурного комплекса,
  • избавление его от структурной избыточности;
  • повышение экономической отдачи от используемых ресурсов.

Для успешного решения ряда других задач необходима:

  • обоснованная программа интеграции инфраструктурного

комплекса в рыночную инфраструктуру,

  • повышение экономической привлекательности.

Интересы государственной политики развития инфраструктурных отраслей должны быть на рубеже регулирования [10,16]:

  • естественно-монопольного сегмента,
  • конкурентного сегмента.

Отраслевые монополии в России до сих пор нельзя считать полноценными рыночными институтами. Это можно объяснить тем, что просто они:

  • имеют административную природу возникновения,
  • имеют историю развития,
  • не отличаются гибкостью,
  • не имеют ресурсной и организационно-управленческой обеспеченности,
  • не приспособлены к функционированию в рыночных условиях хозяйствования.

Первостепенной проблемой решения задачи реформирования естественных монополий является:

  • отсутствие координации принимаемых для этого мер,
  • применение институтов и отдельных инструментов.

При этом эти инструменты влияют на деятельность естественных монополий для решения задач:

  • закрепленных за различными субъектами государственной политики,
  • стратегически не связанных друг с другом.

Движение политических приоритетов и акцентов на вновь создаваемые институты часто приводит к тому, что механизм предъявления спроса со стороны реальных «бенефициаров» отсутствует. Имеются ввиду: объекты воздействия института и инструмента реформирования. Причем эти объекты получают прямые выгоды от функционирования института. Данная проблема проявляется в применении механизмов, не предполагающих адекватной заинтересованности соответствующих операторов. Причем, особенно снижает их эффективность отсутствие операторов на стадии:

  • разработки механизмов реформирования,
  • внедрения механизмов реформирования.

Отрицательными результатами такой ситуации являются [8]:


  • недостаточная эффективность,
  • нарушение механизмов реформирования,
  • возникновение конкуренции между получателями и отстающими механизмами реформирования.

Реформирование естественных монополий не может функционировать эффективно без хорошо отлаженной системы управления по результатам. Одновременно необходимо включать соответствующие элементы и процедуры. Тем более, если требуется организация управления на государственном уровне.

В ряде случаев отсутствие механизмов обратной связи в сочетании с человеческим фактором в управлении институтом может приводить к:

  • низкой приспособляемости,
  • эластичности в подстройке к формату,
  • наиболее эффективной для реализации задач диверсификации в заданных социально-экономических условиях.

Кстати, постепенное размывание целей деятельности института является характерным сценарием потери эффективности реформирования. В этом случае, размывание характерно для механизмов, характеризующихся:

  • расширенным функционалом,
  • нечеткими рамками функционирования.

Результатом сочетания указанных факторов может быть избыточное применение механизмов «ручной подстройки» параметров деятельности. Такая модель управления институтом несет в себе риск смещения в область

конъюнктурных задач, которые могут существенным образом отличаться

от исходных задач института.

В качестве примера недостаточно удачного выбора формы организации института реформирования естественных монополий, можно рассматривать практику создания государственных корпораций, ответственных за развитие приоритетных отраслей экономики. В частности, в рамках развития указанных институтов применяется практика присвоения им:

  • хозяйственных функций,
  • функций регулирующего характера.

Однако это потом может привести к [15]:

  • ограничениям конкуренции,
  • существенному снижению эффективности участников отраслей, в которых создаются государственные корпорации.

На основе корпоративных рычагов управление процессами в монопольных средах необходимо рассматривать с позиции:

  • обеспечения целостности государственного управления
  • интеграции государственного управления

В таком случае своевременно было бы развивать такие формы делового сотрудничества государства с бизнесом как государственно-частное партнерство (ГЧП). Если учитывать сложную структурную зависимость существования разных интересов между участвующими сторонами и неопределенностями, то проекты ГЧП могут повлечь за собой большие проблемы при:


  • планировании,
  • реализации,
  • функционировании.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно условно подразделить по следующим группам:

1. Законы, предметом регулирования которых являются непосредственно естественные монополии и условия их деятельности на рынке: Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147 – ФЗ от

17.09.1995 г. (по состоянию от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ ) [1].

2.Отраслевые законы. Федеральный закон от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (по состоянию от 05.12.2016 N 412-ФЗ) [2], Федеральный закон «Об электроэнергетике» (по состоянию на 23 ноября 2009 года) N 261-ФЗ ( по состоянию от 03.07. 2016 г. N 269-ФЗ) [3], Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 360- ФЗ) [4], Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О ж/д транспорте в Российской Федерации» (по состоянию от 03.07.2016 N 227-ФЗ) [5].

3. Законы, регулирующие различные аспекты хозяйственной области. К этим законам можно отнести Гражданский Кодекс, Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

Федеральный закон «О естественных монополиях» [1]:

  • определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий,
  • направлен на равновесие интересов потребителей и субъектов естественных монополий,
  • обеспечивает эффективное функционирование субъектов естественных монополий,
  • увеличивает доступность реализуемых товаров для потребителей.

Органы регулирования естественных монополий имеют право:

  • направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений настоящего Федерального закона:

- об устранении их последствий,

- о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию,

- о внесении в заключенные договора изменения,

- о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной ими в результате действий, нарушающих настоящий Федеральный закон;

  • принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения:

- о введении,

-об изменении,

-о прекращении регулирования,

-о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом,

-об установлении цен (тарифов);

  • принимать в соответствии со своими полномочиями решения по фактам нарушения настоящего Федерального закона;
  • принимать решения о включении в реестр субъектов естественных монополий, а также об исключении из него;
  • направлять органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания:

-об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих настоящему Федеральному закону,

-о прекращении нарушений настоящего Федерального закона;

  • обращаться в суд с иском,
  • участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением настоящего Федерального закона;
  • принимать решения о наложении штрафа на субъект естественной монополии;
  • привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа:

- руководителей субъектов естественных монополий,

- должностных лиц органов исполнительной власти,

- органов местного самоуправления.

Имеются в виду случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

  • осуществлять разные полномочия, установленные федеральными законами [1].

Необходимо последовательно:

  • привести все проблемы, которые могут возникнуть при существовании монополий,
  • предложить некоторые способы их разрешения.

Главная опасность и проблема существования естественных монополий связана со стремлением монополий использовать свое положение для получения сверхприбылей. В этом случае они преследуют определенную цель - улучшить свое финансовое положение за счет остальной экономики.

Вместе с этим, монопольное поведение и отрицательные последствия

существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:

  • монопольное завышение цен;
  • непрозрачность компаний-монополистов;
  • отсутствие грамотной информации о затратах и результатах;
  • невыполнение финансовых обязательств перед государством;
  • реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства;
  • низкое качество предоставляемых услуг;
  • невыполнение обязательств;
  • наличие явлений совместного субсидирования;
  • появление неверных рыночных сигналов для инвесторов;
  • деформирование всего рыночного пространства [21].

Констатация следующего факта:

  • монополии в тех или иных формах существовали всегда,
  • всегда, с большим или меньшим успехом, велась борьба:

- с монополиями,

- с проявлениями монополизма в экономике.

Если говорить о естественных монополиях, то можно предложить основные стратегии борьбы с ними. Это:

  • государственная собственность,
  • государственное управление предприятиями.

Тогда, при таком раскладе государственный сектор устанавливает цены, равные предельным издержкам. При этом, разницу между предельными и средними издержками восполняют за счет налоговых


платежей.

Можно сказать, что этот способ государственного вмешательства, как и раньше, играет важную роль в сфере естественных монополий. Если конечно не учитывать тот факт, что общемировое направление состоит в уходе от:

  • государственного владения,
  • управления предприятиями.
  • сохранение частной собственности.

В этой ситуации необходимо обратиться к государственным субсидиям через налоговую систему, для покрытия разницы между выручкой при ценах, равных предельным издержкам, и суммарными издержками;

  • традиционное регулирование государственной комиссии. Целью этого регулирования является ситуация, при которой тарифы покрывали бы издержки с нулевой сверхприбылью;
  • использование естественной или специально стимулируемой конкуренции. Однако, эта конкуренция превращает естественные монополии в состязательный рынок.

1.3 Реформирование естественных монополий

Монополия - это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, который не имеет близкого заменителя. Рынок, на котором господствует монополист, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку. На этом рынке имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары. В зависимости от

причин и обстоятельств, в которых любая фирма или группа фирм

оказывается в положении монополиста, выделятся три вида монополии:

  • закрытая,
  • естественная,
  • открытая.

В целом ряде отраслей избежать образования монополий невозможно.

В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом. Это:

  • коммунальное хозяйство,
  • телекоммуникации и др.

Естественная или полная монополия возникает тогда, когда минимум издержек, может быть, достигнут, только если одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

В такой отрасли минимально эффективный объем производства равен

объему рыночного спроса или даже превышает его по цене достаточной для покрытия затрат. В этом случае разделение рынка между несколькими фирмами приведет к тому, что размеры производства каждой фирмы будут неэффективно малы. К естественным монополиям присоединяются и монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами: