Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования

1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

1.2. Механизм реформирования естественных монополий

1.3 Реформирование естественных монополий

2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах

2.1 Международный опыт реформирования электроэнергетики

Основные элементы конкурентной модели

2.3. Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2018 года

Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры

Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году

Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается

Черные металлы: рост перевозок может замедлиться

Руда: внутреннее потребление растет

Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление

Большая часть парка находится в сегменте дефицита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

  • нефти (-1,0%),
  • строительных грузов (-10,2%),
  • удобрений (-4,2%),
  • цемента (-3,4%).

Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры

Погрузка угля в июле выросла к прошлому году на 3,8% и составила 29,9 млн т. В результате погрузка угля установила очередной рекорд для данного месяца за последние 15 лет. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 216,1 млн т угля, что на 4,9% выше показателя аналогичного периода 2017-го. В июле выросли как внутренние (+6,7%), так и экспортные (+2,1%) перевозки. Больше других стран импорт российского угля нарастили Германия и Польша – поставки в эти страны составили суммарно около 1,2 млн т.

Согласно проекту Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», до 2025 года перевозки угля достигнут 500,5 млн т. Однако сейчас темпы погрузки таковы, что увеличение объемов угля на восток будет выше, чем ранее предполагалось: вместо 180 млн т к 2025 году речь идет о 195 млн т, а по некоторым прогнозам, и о 240 млн т. Такой уровень погрузки возможен только в с реализацией второго этапа реконструкции БАМа и Транссиба, стоимость которого составляет 460,4 млрд руб. Итогом реконструкции должно стать увеличение пропускной способности железной дороги в Сибири и Забайкалье к 2024 году в 1,5 раза.

Необходимо заметить, что развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке активно идет уже сейчас. Так, ОАО «РЖД» и ООО «Морской порт «Суходол» подписали договор на оказание услуг по присоединению путей не общего пользования стивидора. На первом этапе объем перевозок угля по железной дороге в адрес порта оценивается только в 6 млн т, а в дальнейшем прогнозируется рост до 20 млн т уже с 2022 года.

Кроме того, АО «Дальтрансуголь» заявило о намерении реконструировать терминал для увеличения мощностей перевалки в 1,7 раза, до 40 млн т в год. В планах компании – установка третьего тройного вагоноопрокидывателя, который будет выгружать вагоны с нагрузкой на ось 27 тс. В условиях развивающих мощностей по отправке угля при сохранении благоприятной мировой конъюнктуры прогнозируется дальнейшее наращивание перевозок угля железнодорожным транспортом.


Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году

Что касается нефти и нефтепродуктов, то их погрузка в июле

сократилась на 1,0% и составила 19,5 млн т. А всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 137,4 млн т нефти и нефтепродуктов, что соответствует показателю аналогичного периода 2017-го.

Несмотря на сохраняющуюся тенденцию падения перевозок по железной дороге за счет развития трубопроводной системы, ОАО «РЖД» планирует увеличить объемы перевозок нефтяных грузов к 2025 году до 260 млн т согласно проекту Долгосрочной программы развития.

Таких объемов погрузки планируется достичь с помощью:

  • реализации проектов по увеличению мощностей Восточной нефтехимической компании и Амурского ГПЗ,
  • выстраивания системной работы по взаимодействию с ПАО «Транснефть» в части географической и продуктовой сегментации перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным и трубопроводным транспортом соответственно.

Вместе с этим, за счет развития инфраструктуры в планах – дополнительный вывоз экспортно ориентированной продукции предприятий нефте- и газохимической отрасли севера Уральского федерального округа в направлении портов Северо-Запада.

Несмотря на это, в краткосрочной перспективе перевозки нефти и нефтепродуктов продуктов железнодорожным транспортом продолжат падение, а планируемое РЖД наращивание перевозок начнется не ранее 2019 года.

Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается

Погрузка строительных грузов в июле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 10,2% и составила 11,4 млн т, а цемента – на 3,4% и составила 2,8 млн т. Всего с начала 2018 года по железной дороге было отправлено 74,4 млн т строительных грузов и 14,6 млн т цемента, что на 4,2 и 5,5% ниже показателей аналогичного периода 2017-го.

По данным Росстата, в июле ввод жилья составил 5 млн кв. м, что на 8,1% ниже показателя июля 2017 года. Всего за 7 месяцев 2018-го ввод жилья вырос на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом Минстрой сохраняет прогноз объема ввода жилья на текущий год на уровне 80 млн кв. м. Если сравнивать с 2017 годом, то тогда было введено 79,2 млн кв. м, а к 2024-му планируется выйти на ежегодный объем до 120 млн кв. м. Согласно оценке Союза производителей цемента, до конца 2018 года объем железнодорожных перевозок цемента будет меньше объема предыдущего года на 1–3%. При этом отгрузка в автотранспорт будет иметь положительную динамику порядка 2–4%. В целом же потребление цемента в 2018 году останется на уровне прошлого года.


Для выполнения майских указов президента России Владимира Путина Минэкономразвития предложило:

  • соорудить в течение ближайших нескольких лет почти 700 объектов общей стоимостью 7 трлн руб.,
  • реконструировать трассы А147 Джубга – Сочи,
  • реализовать такие проекты, как:

- мост через реку Обь в Новосибирске,

- мост через реку Лену в республике Саха (Якутия).

Таким образом, восстановление железнодорожных перевозок строительных материалов и цемента можно ожидать не ранее следующего года. Проще говоря, все это произойдет  с началом нового строительного сезона и по мере реализации планов правительства по увеличению застройки и запуска новых проектов.

Черные металлы: рост перевозок может замедлиться

Погрузка черных металлов в июле выросла к уровню предыдущего года на 8,2% и составила 6,6 млн т. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 46,1 млн т черных металлов, что на 11,6% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Рост погрузки в июле произошел за счет как внутренних (+10%), так и экспортных (+20%) перевозок. Увеличились отправки в Тайвань (в 2,6 раза), Италию (в 1,7 раза) и Турцию (+20%).

Однако вскоре ситуация с перевозками может измениться. В прошлом году потребление стальной продукции в России увеличилось примерно на 6,5%. В этом году темпы роста ниже и составят около 2%. Хотя ранее ожидался рост до 4%. Замедление роста вызывает увеличение в соответствии с новым законодательством налога на добавленную стоимость до 20%. Кроме того, из-за нового витка ввода пошлин и ограничений на мировом рынке, ситуация может ухудшиться и на экспортных направлениях.

Руда: внутреннее потребление растет

Погрузка руды в июле достигла рекордного уровня за последние 15 лет и составила 10,1 млн т, что выше уровня предыдущего года на 9,8%. Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено 67,1 млн т руды, что на 5,1% выше показателя аналогичного периода 2017-го. Внутренние перевозки в июле продолжили позитивную динамику и выросли на 11%, а экспорт остался на уровне прошлого года. Объемы перевозок руды железнодорожным транспортом будут определяться корректировкой спроса со стороны отечественных металлургов в связи с ухудшением мировой конъюнктуры стального рынка.


Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление

Погрузка удобрений в июле составила 4,6 млн т (-4,2% к июлю предыдущего года). Всего с начала 2018-го по железной дороге было отправлено почти 34,7 млн т удобрений, что на 4,6% выше показателя аналогичного периода 2017-го.

Перевозки на внутренних направлениях выросли на 3%, тогда как экспорт сократился на 5% преимущественно за счет падения поставок в Китай (-20%) и на Украину (-70%). При этом объемы поставок на Украину выросли к предыдущему месяцу более чем в 2 раза после признания ВТО повышения Украиной пошлин несоответствующим правилам. А поставки в США и Бразилию российских удобрений выросли на 100 тыс. т к июлю прошлого года. Поэтому общее падение экспорта, вероятно, имеет

локальный характер, вследствие:

  • перестраивания логистики,
  • оттока парка хопперов в сегмент перевозок зерновых грузов.

По оценке «ФосАгро», в августе – октябре ожидается сезонный рост спроса благодаря целому ряду факторов:

  • наступление основного осеннего сезона на таких рынках, как Россия, Европа и Северная Америка,
  • появление первых признаков сезонного восстановления импорта в Бразилию – импорт MAP сократился почти на 40% в I полугодии 2018-го относительно аналогичного периода годом ранее. Это может в следствии появления дополнительного спроса в августе – сентябре,
  • начало высокого сезона в Китае, где местные компании больше сфокусированы на внутреннем рынке.

Производители продолжают наращивать мощности. В августе Wuhuan Engineering и СПК «Горный» подписали соглашение о строительстве завода по производству удобрений мощностью 1,5 млн т продукции на базе имущественного комплекса предприятия «Горный» в Саратовской области. Планируемый срок реализации инвестиционного проекта и его выход на проектную мощность – конец 2024 года. На рынке сохраняются все предпосылки для дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Большая часть парка находится в сегменте дефицита

Коммерчески пригодный к перевозкам парк – 1033 тыс. ед., тогда как неисправный на начало августа по-прежнему на низком уровне – около 51,5 тыс. ед. В результате профицит парка составил 45 тыс. ед.


В большей части сегментов рост грузооборота опережает рост парка. Исключение составляют парк нефтебензиновых цистерн и парк лесовозных платформ. По данным ОАО «РЖД», грядущей осенью ожидается возникновение дефицита парка полувагонов. Он может составить около 20,8

тыс. ед., причем в последующие годы будет только расти – к 2025 году

достигнет:

46 тыс. полувагонов,

12,2 тыс. зерновозов,

10 тыс. платформ.

Причина – в нехватке литых деталей тележек и цельнокатаных колес, а также в росте цен на них. По предварительным оценкам, в конце года в очередь на ремонт могут встать до 50 тыс. вагонов, которые могли бы быть задействованы в перевозках. В июле реализация вагонов заводами СНГ составила 7,3 тыс. ед., что на 28% выше результатов июля 2017 года (5,7 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,3 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,5 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,2 тыс. ед.). Ставка аренды на типовые полувагоны осталась на прежнем уровне – около 1,8 тыс. руб./сут. На начало августа парк вагонов нового поколения разных производителей превысил 112 тыс. ед.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополия – явление, существующее в экономике каждой страны. Монополия подразделяется на несколько видов:

  • экономическую,
  • административную,
  • естественную.

Монополии в целом явление отрицательное. Однако естественные монополии - это явление необходимое в современной экономике. Они появляются в тех отраслях промышленности, где по экономическим или другим соображение наиболее эффективным является наличие одного крупного производителя, нежели нескольких небольших, чаще всего причиной возникновения естественных монополий является капиталоемкость производств. Существует шесть основных признаков естественной монополии:

  • экономия на масштабах производства,
  • субаддитивность издержек,
  • экономическая эффективность,
  • высокие входные барьеры,
  • низкая эластичность спроса,
  • сетевой характер организации рынка.

Естественные монополии относятся к разряду регулируемых монополий, так как их регулирование и реформирование необходимо. Здесь необходимо учесть, что естественные монополии несут в себе все отрицательные последствия монополий. Существует:

  • три основных формы регулирования:

- структурное регулирование,

- регулирование поведения,

- регулирование через систему стандартов.

  • пять основных методов регулирования: