Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования
1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий
1.2. Механизм реформирования естественных монополий
1.3 Реформирование естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Международный опыт реформирования электроэнергетики
Основные элементы конкурентной модели
2.3. Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2018 года
Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры
Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году
Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается
Черные металлы: рост перевозок может замедлиться
Руда: внутреннее потребление растет
Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление
Большая часть парка находится в сегменте дефицита
Таблица 1
Анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей
Модель |
Положительные факторы |
Отрицательные факторы |
Вертикально-интегрированная модель (Россия, Франция) |
|
|
Модель “независимых производителей” (страны Юго-Восточной Азии) |
|
|
Модель “Единого Закупщика” (Венгрия) |
|
|
Конкурентная модель (Скандинавия, Англия и Уэльс) |
|
|
Основные элементы конкурентной модели
Многие страны, принявшие конкурентную модель организации отрасли, сняли ограничения доступа к:
- магистральным сетям,
- распределительным сетям.
Причем, во многих случаях снятие ограничений доступа к сети была обеспечена в форме регулируемого доступа независимых компаний к сети. В этой ситуации вступали в силу юридические обязательства, которые обеспечивали доступ к сети на равных условиях в следующих странах:
- Австралия,
- Скандинавия,
- Англия и Уэльс,
- США.
Обеспечение регулируемого доступа независимых компаний к сети
является необходимым условием для:
- обеспечения доступа независимых генерирующих компаний на конкурентный рынок,
- обеспечения возможности выбора поставщика потребителями.
Кроме этого, не приведут к справедливой конкуренции, без предоставления регулируемого доступа к сети:
- либерализация производства электроэнергии,
- демонополизация.
Это происходит потому, что сетевые компании будут завышать тарифы на передачу электроэнергии по сравнению с тарифами, назначенными для связанных с ними, генерирующих компаний. В итоге, можно утверждать, что свободный выбор поставщика энергии будет возможен только тогда, когда право выбора закреплено свободным доступом независимых поставщиков к сети. Так, привели к сильнейшей конкуренции за потребителя даже в условиях региональных вертикально-интегрированных компаний в Германии:
- обеспеченная свобода доступа к сети,
- свобода выбора поставщика.
Причем, как между немецкими компаниями, так и с участием других европейских компаний. Кроме того, страны-участники ЕЭС обязаны обеспечить доступ независимых производителей к сети в соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года. Надо сказать, что эта директива определила общие правила для внутренних рынков электричества.
Обеспечение свободы выбора поставщиков электроэнергии квалифицированными потребителями - другая мера по развитию конкуренции. В некоторых странах круг квалифицированных потребителей расширялся постепенно:
1) это начиналось с самых крупных потребителей:
- Англия и Уэльс,
- Новая Зеландия.
2) свобода выбора была предоставлена сразу всем потребителям:
- Норвегия,
- Швеция.
Как правило, темпы расширения круга квалифицированных потребителей определяются:
- технической оснащенностью,
- устройствами измерения потребления,
- экономической обоснованностью установки подобных устройств для мелких потребителей.
Все страны участницы ЕЭС должны были обеспечить свободу выбора потребителям с ежегодным потреблением в соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года:
- свыше 40 ГВтч к 2015 году,
- свыше 20 ГВтч к 2016,
- свыше 9 ГВтч в 2017 году [19].
В мировой практике распространены два типа регулирования тарифов на передачу электроэнергии:
- регулирование нормы доходности на вложенный капитал. Это принято в США. Регулирование осуществлялось на основе издержек,
- регулирование тарифов с учетом индексов. При этом, индексы учитывали инфляцию и стимулирование снижения издержек:
- Скандинавия,
- Голландия,
- Англия и Уэльс.
Гораздо больше вариантов существует в методах:
- регулирования перекрестного субсидирования тарифов на передачу для мелких и крупных потребителей,
- регулирования тарифов в моменты пиковой нагрузки,
- ценообразования на основе локальных узлов,
- единого ценообразования.
Первые рынки электроэнергии были введены в:
- Англии в 1990 году,
- Уэльсе, в 1990 году,
- Скандинавии (Nord Pool) в 1996 году.
В настоящее время успешно функционируют рынки в:
- Испании,
- Австралии,
- Новой Зеландии,
- США.
Участие производителей на рынке может быть:
- обязательным:
- Англия,
- Уэльс,
- Испания,
- Австралия,
- добровольным:
- Nord Pool,
- Новая Зеландия.
Степень вертикальной интеграции также в значительной степени изменяется. Прошли через первоначальное разъединение различных видов деятельности в независимые компании страны:
- Англия,
- Уэльс.
И только тогда регулирующими органами были разрешены слияния генерирующих и сбытовых компаний до определенной степени. Выделения различных видов деятельности в независимые компании не происходило в:
- Испания,
- Германия.
Просто для обеспечения конкуренции использовались специальные меры по:
- обеспечению равноправного доступа к сетям,
- свободы выбора потребителей.
Однозначно можно сказать, что второй подход может обеспечить условия равноправной конкуренции. И что интересно, это может произойти только при высокой степени развития транспортной инфраструктуры.
Степень горизонтальной концентрации также изменялась. Регулирующие органы препятствовали образованию компаний с большой долей на рынке, где конкуренция со стороны иностранных компаний ограничена в странах:
- Англия,
- Уэльс,
- Новая Зеландия.
Все это делалось для предотвращения возможностей манипулирования
рыночной ценой.
Позволили большую степень горизонтальной концентрации другие
страны, которые хорошо интегрированы с соседними энергосистемами. Это:
- Испания,
- Германия.
Причем, таким образом, создавали несколько крупных национальных компаний или даже национальных чемпионов, способных успешно конкурировать в рамках объединенного Европейского рынка:
- Германия,
- Испания,
- Италия [23].
2.2. Реформирование естественных монополий железнодорожного транспорта
В России реформа отечественных железных дорог официально была начата в 2001 г. в соответствии с утверждённой Правительством РФ Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Начатая параллельно с реформой электроэнергетики, железнодорожная реформа также основывалась на следующих принципах [7]:
- переход отрасли от монопольного состояния к конкурентному;
- разделение видов деятельности на:
- естественно-монопольные,
- временно-монопольные,
- конкурентные;
- открытие для конкуренции:
- демонополизированных видов деятельности,
- временно-монопольных видов деятельности,
- конкурентных видов деятельности;
- постепенная замена методов прямого государственного регулирования в этих секторах рыночными механизмами регулирования.
При этом предусматривалась приватизация структур, занимающихся всеми видами деятельности. Причем кроме, естественно-монопольных. Однако Программой структурной реформы не была задана конечная целевая модель организации железнодорожного транспорта. Просто было сказано, что она должна быть выбрана с учётом:
- состояния железнодорожного транспорта в России,
- опыта реформирования железных дорог за рубежом,
- российского опыта реформирования естественных монополий.
Причем, после проведения оценки целесообразности таких преобразований допускалось развитие конкуренции и между:
- ВИК,
- перевозчиками.
Можно обобщить применяемые в России механизмы структурного реформирования железнодорожного транспорта. К ним относятся:
- приватизация имущества железнодорожного транспорта и его передача единому хозяйствующему субъекту;
- разделение основных и неосновных видов деятельности,
- введение раздельного учёта по видам деятельности;
- разделение функций:
- государственного регулирования,
- хозяйственной деятельности;
- организационное обособление грузовых и пассажирских компаний;
- совершенствование тарифного регулирования;
- вывод объектов социальной сферы из состава хозяйствующего субъекта;
- фактическое отделение перевозочной деятельности от деятельности по управлению парком универсальных грузовых вагонов;
- прекращение перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых;
- развитие конкуренции в перевозочной деятельности [9].
На примере железнодорожного транспорта можно сделать вывод о том, что условия функционирования естественных монополий в России значительно отличаются от зарубежных. Говоря о конкуренции между вертикально интегрированными компаниями на железных дорогах России, различные авторы часто ссылаются на опыт США. Действительно, железные дороги США:
- имеют приближенную с российскими железными дорогами структуру перевозок грузов,
- преобладают на рынке грузовых перевозок страны.
Вместе с тем имеются и существенные различия в развитии железнодорожного транспорта США и России, которые не могут не влиять на потенциальную возможность конкуренции на железных дорогах:
- протяжённость железнодорожных путей в США в 2,7 раза больше,
- густота железнодорожных путей в 10,2 раза выше, чем в России
(таблица 2).
Причем, в различных экономических районах России плотность железнодорожных путей очень сильно отличается. При этом, едва ли возможно, при относительно невысокой протяжённости и плотности железнодорожных линий в азиатской части страны разделение сети между отдельными компаниями для развития конкуренции в этом регионе. Даже европейская часть России по этим показателям уступает всей территории США. Приведённые данные показывают, что по интенсивности перевозок Россия и США имеют значительные отличия. При грузообороте железных дорог США, в 1,4 раза превышающем соответствующий российский показатель, и большей в 2,7 раза протяжённости линий интенсивность использования 1 км линий в США ниже российской, более чем в два раза [12]. Сеть американских железных дорог преимущественно является однопутной. Существует большое число параллельных путей, связывающих два общих пункта, при несильно различающемся расстоянии между ними. За счёт этого плотность движения на них ниже. В условиях России две точки, как правило, связаны только одной железнодорожной линией через общий узел. При этом, альтернативные маршруты:
- или отсутствуют совсем,
- или несопоставимы по:
- протяжённости,
- пропускной способности.
Поэтому два конкретных пункта, как правило, связывает только один кратчайший маршрут.
Проводимое реформирование естественных монополий:
- приводит к серьёзным изменениям:
- в самой реформируемой отрасли,
- в смежных отраслях экономики,
- оказывает воздействие на внешнюю среду - поставщиков и
пользователей услуг субъектов естественной монополии.
Таблица 2
Сравнение эксплуатационных показателей железнодорожного транспорта России и США
Показатель |
США |
Россия в целом |
Европейская часть России |
Азиатская часть России |
Длина путей общего пользования, тыс. км |
231,2 |
85,2 |
52,9 |
31,3 |
Густота железнодорожной сети, км на 1000 км2 |
51 |
5 |
13,4 |
2,4 |
Перевезено грузов, млн т |
2300 |
1312 |
677 |
629 |
Грузооборот, млрд т-км |
2637,8 |
1951 |
н/д |
н/д |
Удельный вес электрической тяги в грузообороте, % |
0 |
84,6 |
н/д |
н/д |
Интенсивность движения, (млрд пасс.-км + млрд т-км)/1000 км |
11,7 |
25,0 |
н/д |
н/д |