Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования

1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий

1.2. Механизм реформирования естественных монополий

1.3 Реформирование естественных монополий

2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах

2.1 Международный опыт реформирования электроэнергетики

Основные элементы конкурентной модели

2.3. Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2018 года

Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры

Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году

Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается

Черные металлы: рост перевозок может замедлиться

Руда: внутреннее потребление растет

Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление

Большая часть парка находится в сегменте дефицита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение 1

Таблица 1 

Анализ преимуществ и недостатков альтернативных моделей

Модель

Положительные факторы

Отрицательные факторы

Вертикально-интегрированная модель

(Россия, Франция)

  • Сохранение вертикально-интегрированной структуры в рамках единой компании
  • Контроль за ценами
  • Отсутствие экономических стимулов для повышения эффективности
  • Для государственных компаний - необходимость государственного финанси-рования отрасли

Модель “независимых производителей”

(страны Юго-Восточной Азии)

  • Привлечение частных инвесторов при минимальных структурных изменениях
  • Контроль за рознич-ными ценами
  • Необходимость выдачи долгосрочных государст-венных гарантий

Модель “Единого Закупщика”

(Венгрия)

  • Привлечение частных инвесторов при ограниченных структурных изменениях
  • Контроль за розничными ценами
  • Необходимость заключения среднесрочных контрактов на оптовом рынке при ограниченной возмож-ности изменения тарифов на розничном рынке

Конкурентная модель (Скандинавия, Англия и Уэльс)

  • Создание стимулов для повышения эффективности
  • Необходимость значительных структурных преобразований
  • Коррекция уровня цен до экономически обоснован-ного уровня

Основные элементы конкурентной модели

Многие страны, принявшие конкурентную модель организации отрасли, сняли ограничения доступа к:

  • магистральным сетям,
  • распределительным сетям.

Причем, во многих случаях снятие ограничений доступа к сети была обеспечена в форме регулируемого доступа независимых компаний к сети. В этой ситуации вступали в силу юридические обязательства, которые обеспечивали доступ к сети на равных условиях в следующих странах:

  • Австралия,
  • Скандинавия,
  • Англия и Уэльс,
  • США.

Обеспечение регулируемого доступа независимых компаний к сети

является необходимым условием для:

  • обеспечения доступа независимых генерирующих компаний на конкурентный рынок,
  • обеспечения возможности выбора поставщика потребителями.

Кроме этого, не приведут к справедливой конкуренции, без предоставления регулируемого доступа к сети:


  • либерализация производства электроэнергии,
  • демонополизация.

Это происходит потому, что сетевые компании будут завышать тарифы на передачу электроэнергии по сравнению с тарифами, назначенными для связанных с ними, генерирующих компаний. В итоге, можно утверждать, что свободный выбор поставщика энергии будет возможен только тогда, когда право выбора закреплено свободным доступом независимых поставщиков к сети. Так, привели к сильнейшей конкуренции за потребителя даже в условиях региональных вертикально-интегрированных компаний в Германии:

  • обеспеченная свобода доступа к сети,
  • свобода выбора поставщика.

Причем, как между немецкими компаниями, так и с участием других европейских компаний. Кроме того, страны-участники ЕЭС обязаны обеспечить доступ независимых производителей к сети в соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года. Надо сказать, что эта директива определила общие правила для внутренних рынков электричества.

Обеспечение свободы выбора поставщиков электроэнергии квалифицированными потребителями - другая мера по развитию конкуренции. В некоторых странах круг квалифицированных потребителей расширялся постепенно:

1) это начиналось с самых крупных потребителей:

  • Англия и Уэльс,
  • Новая Зеландия.

2) свобода выбора была предоставлена сразу всем потребителям:

  • Норвегия,
  • Швеция.

Как правило, темпы расширения круга квалифицированных потребителей определяются:

  • технической оснащенностью,
  • устройствами измерения потребления,
  • экономической обоснованностью установки подобных устройств для мелких потребителей.

Все страны участницы ЕЭС должны были обеспечить свободу выбора потребителям с ежегодным потреблением в соответствии с Директивой ЕЭС 1996 года:

  • свыше 40 ГВтч к 2015 году,
  • свыше 20 ГВтч к 2016,
  • свыше 9 ГВтч в 2017 году [19].

В мировой практике распространены два типа регулирования тарифов на передачу электроэнергии:

  • регулирование нормы доходности на вложенный капитал. Это принято в США. Регулирование осуществлялось на основе издержек,
  • регулирование тарифов с учетом индексов. При этом, индексы учитывали инфляцию и стимулирование снижения издержек:
  • Скандинавия,
  • Голландия,
  • Англия и Уэльс.

Гораздо больше вариантов существует в методах:

  • регулирования перекрестного субсидирования тарифов на передачу для мелких и крупных потребителей,
  • регулирования тарифов в моменты пиковой нагрузки,
  • ценообразования на основе локальных узлов,
  • единого ценообразования.

Первые рынки электроэнергии были введены в:

  • Англии в 1990 году,
  • Уэльсе, в 1990 году,
  • Скандинавии (Nord Pool) в 1996 году.

В настоящее время успешно функционируют рынки в:

  • Испании,
  • Австралии,
  • Новой Зеландии,
  • США.

Участие производителей на рынке может быть:

  • обязательным:

- Англия,

- Уэльс,

- Испания,

- Австралия,

  • добровольным:

- Nord Pool,

- Новая Зеландия.

Степень вертикальной интеграции также в значительной степени изменяется. Прошли через первоначальное разъединение различных видов деятельности в независимые компании страны:

  • Англия,
  • Уэльс.

И только тогда регулирующими органами были разрешены слияния генерирующих и сбытовых компаний до определенной степени. Выделения различных видов деятельности в независимые компании не происходило в:

  • Испания,
  • Германия.

Просто для обеспечения конкуренции использовались специальные меры по:

  • обеспечению равноправного доступа к сетям,
  • свободы выбора потребителей.

Однозначно можно сказать, что второй подход может обеспечить условия равноправной конкуренции. И что интересно, это может произойти только при высокой степени развития транспортной инфраструктуры.

Степень горизонтальной концентрации также изменялась. Регулирующие органы препятствовали образованию компаний с большой долей на рынке, где конкуренция со стороны иностранных компаний ограничена в странах:

  • Англия,
  • Уэльс,
  • Новая Зеландия.

Все это делалось для предотвращения возможностей манипулирования

рыночной ценой.

Позволили большую степень горизонтальной концентрации другие

страны, которые хорошо интегрированы с соседними энергосистемами. Это:

  • Испания,
  • Германия.

Причем, таким образом, создавали несколько крупных национальных компаний или даже национальных чемпионов, способных успешно конкурировать в рамках объединенного Европейского рынка:

  • Германия,
  • Испания,
  • Италия [23].

2.2. Реформирование естественных монополий железнодорожного транспорта

В России реформа отечественных железных дорог официально была начата в 2001 г. в соответствии с утверждённой Правительством РФ Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Начатая параллельно с реформой электроэнергетики, железнодорожная реформа также основывалась на следующих принципах [7]:

  • переход отрасли от монопольного состояния к конкурентному;
  • разделение видов деятельности на:

- естественно-монопольные,

- временно-монопольные,

- конкурентные;

  • открытие для конкуренции:

- демонополизированных видов деятельности,

- временно-монопольных видов деятельности,

- конкурентных видов деятельности;

  • постепенная замена методов прямого государственного регулирования в этих секторах рыночными механизмами регулирования.

При этом предусматривалась приватизация структур, занимающихся всеми видами деятельности. Причем кроме, естественно-монопольных. Однако Программой структурной реформы не была задана конечная целевая модель организации железнодорожного транспорта. Просто было сказано, что она должна быть выбрана с учётом:

  • состояния железнодорожного транспорта в России,
  • опыта реформирования железных дорог за рубежом,
  • российского опыта реформирования естественных монополий.

Причем, после проведения оценки целесообразности таких преобразований допускалось развитие конкуренции и между:

  • ВИК,
  • перевозчиками.

Можно обобщить применяемые в России механизмы структурного реформирования железнодорожного транспорта. К ним относятся:

  • приватизация имущества железнодорожного транспорта и его передача единому хозяйствующему субъекту;
  • разделение основных и неосновных видов деятельности,
  • введение раздельного учёта по видам деятельности;
  • разделение функций:

- государственного регулирования,

- хозяйственной деятельности;

  • организационное обособление грузовых и пассажирских компаний;
  • совершенствование тарифного регулирования;
  • вывод объектов социальной сферы из состава хозяйствующего субъекта;
  • фактическое отделение перевозочной деятельности от деятельности по управлению парком универсальных грузовых вагонов;
  • прекращение перекрёстного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых;
  • развитие конкуренции в перевозочной деятельности [9].

На примере железнодорожного транспорта можно сделать вывод о том, что условия функционирования естественных монополий в России значительно отличаются от зарубежных. Говоря о конкуренции между вертикально интегрированными компаниями на железных дорогах России, различные авторы часто ссылаются на опыт США. Действительно, железные дороги США:

  • имеют приближенную с российскими железными дорогами структуру перевозок грузов,
  • преобладают на рынке грузовых перевозок страны.

Вместе с тем имеются и существенные различия в развитии железнодорожного транспорта США и России, которые не могут не влиять на потенциальную возможность конкуренции на железных дорогах:


  • протяжённость железнодорожных путей в США в 2,7 раза больше,
  • густота железнодорожных путей в 10,2 раза выше, чем в России

(таблица 2).

Причем, в различных экономических районах России плотность железнодорожных путей очень сильно отличается. При этом, едва ли возможно, при относительно невысокой протяжённости и плотности железнодорожных линий в азиатской части страны разделение сети между отдельными компаниями для развития конкуренции в этом регионе. Даже европейская часть России по этим показателям уступает всей территории США. Приведённые данные показывают, что по интенсивности перевозок Россия и США имеют значительные отличия. При грузообороте железных дорог США, в 1,4 раза превышающем соответствующий российский показатель, и большей в 2,7 раза протяжённости линий интенсивность использования 1 км линий в США ниже российской, более чем в два раза [12]. Сеть американских железных дорог преимущественно является однопутной. Существует большое число параллельных путей, связывающих два общих пункта, при несильно различающемся расстоянии между ними. За счёт этого плотность движения на них ниже. В условиях России две точки, как правило, связаны только одной железнодорожной линией через общий узел. При этом, альтернативные маршруты:

  • или отсутствуют совсем,
  • или несопоставимы по:

- протяжённости,

- пропускной способности.

Поэтому два конкретных пункта, как правило, связывает только один кратчайший маршрут.

Проводимое реформирование естественных монополий:

  • приводит к серьёзным изменениям:

- в самой реформируемой отрасли,

- в смежных отраслях экономики,

  • оказывает воздействие на внешнюю среду - поставщиков и

пользователей услуг субъектов естественной монополии.

Таблица 2

Сравнение эксплуатационных показателей железнодорожного транспорта России и США

Показатель

США

Россия в целом

Европейская часть России

Азиатская часть России

Длина путей общего пользования, тыс. км

231,2

85,2

52,9

31,3

Густота железнодорожной сети, км на 1000 км2

51

5

13,4

2,4

Перевезено грузов, млн т

2300

1312

677

629

Грузооборот, млрд т-км

2637,8

1951

н/д

н/д

Удельный вес электрической тяги в грузообороте, %

0

84,6

н/д

н/д

Интенсивность движения, (млрд пасс.-км + млрд т-км)/1000 км

11,7

25,0

н/д

н/д