Файл: Опыт реформирования естественных монополий в разных странах (Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования
1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий
1.2. Механизм реформирования естественных монополий
1.3 Реформирование естественных монополий
2. Опыт реформирования естественных монополий в разных странах
2.1 Международный опыт реформирования электроэнергетики
Основные элементы конкурентной модели
2.3. Обзор железнодорожного рынка РФ в июле – августе 2018 года
Уголь: высокий спрос на уголь подстегивает развитие инфраструктуры
Нефть и нефтепродукты: РЖД планируют рост перевозок к 2025 году
Строительные грузы и цемент: погрузка по-прежнему снижается
Черные металлы: рост перевозок может замедлиться
Руда: внутреннее потребление растет
Химические и минеральные удобрения: ожидается сезонное оживление
Большая часть парка находится в сегменте дефицита
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики. Кроме этого, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями. Проще говоря, они извлекают из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
С начала 90-х годов эти проблемы остро встали и перед Россией. Стало понятно, что без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на:
- успех экономической реформы,
- переход к рыночной экономике.
Успех экономических преобразований, как правило, зависит от:
- взвешенной, проверенной системы реформирования государством монопольных процессов,
- конкурентных отношений.
В России, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится:
- проблема демонополизации экономики,
- недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Поэтому основное внимание уделено исследованию естественных монополий. В большинстве стран эти отрасли:
- либо являются регулируемыми,
- либо находятся в государственной собственности.
Причем, они управляются государством с определенной целью - помешать воспользоваться монопольной властью.
Тема реформирования естественных монополий особенно актуальна в России. Это можно объяснить тем, что законодательная база ещё очень слабо развита. В связи с чем, для создания и нормального функционирования рынка необходимо учесть определенные факторы естественных монополий.
Исследование естественных монополий и проблем их регулирования невозможно без определения основных признаков и понятий. Необходимо подчеркнуть, что естественные монополии образуются в тех отраслях, где деятельность остальных компаний по каким-либо причинам невозможна. Это можно наблюдать тогда, когда:
- деятельность ограничена государственным запретом на данный вид без соответствующей лицензии,
- или используются редкие или невоспроизводимые ресурсы.
Кроме того, к естественным монополиям относятся предприятия, где размеры первоначальных капитальных вложений настолько высоки, что любой второй компании не выгодно входить в этот рынок и конкурировать с первой. Всем понятно, что две компании в данном секторе уже не смогут покрывать свои постоянные издержки из-за меньших масштабов производства.В целом данная проблема чрезвычайно важна для экономики России, еще и потому, что для достижения нового витка экономического развития необходимо учитывать особенности и проблемы всех отраслей производства, и особенно инфраструктуры. Наиболее актуальна проблема реформирования естественных монополий стала в последние годы:
- специалисты ищут пути решения проблем, связанных с тарифами на товары и услуги естественных монополий, а так же многих других задач,
- разрабатываются:
- способы наиболее эффективного регулирования,
- методы привлечения инвестиций в отрасли естественных монополий.
Отрасли хозяйства, для которых характерно существование естественной монополии, играют чрезвычайно важную роль в жизни государства:
- экономическую,
- социальную,
- политическую.
Они предоставляют обществу жизненно важную продукцию и услуги, которые имеют стратегическое значение для страны в целом. Неэффективное хозяйствование в сферах естественной монополии заставило правительства многих развитых и развивающихся стран провести серьёзные структурные преобразования. И они, в свою очередь, приводят к существенным изменениям в функционировании естественно-монопольных рынков. Поменялись условия деятельности хозяйствующих субъектов, практика взаимодействия субъектов естественной монополии:
- с одной стороны, с государственными регулирующими органами,
- с другой — с конечными пользователями услуг и потребителями их продукции.
В России наиболее масштабные структурные реформы проводятся в сферах:
- электроэнергетики,
- на железнодорожном транспорте,
- жилищно-коммунального хозяйства.
Особенностью российских реформ стало то, что:
- они проводились, как правило, с отставанием по времени от реформ в западных странах,
- проводились на фоне и вследствие перехода от принципов плановой экономики к рыночным механизмам хозяйствования.
Целью данной работы является изучение реформирования естественных монополий в разных странах.
Задачи курсовой работы следующие:
- рассмотреть понятие и признаки естественных монополий;
- описать основные направления законодательного регулирования естественных монополий в России;
- охарактеризовать проблему реформирования отечественных естественных монополий;
- изучить зарубежный опыт преобразования естественных монополий.
1. Сущность естественных монополий и механизмы ее реформирования
1.1 Понятие и признаки естественной монополии. Сферы деятельности и субъекты естественных монополий
Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в связи с технологическими особенностями производства. Это происходит в результате существенного понижения издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. При этом, товары, которые производят субъекты естественной монополии, нельзя заменить другими товарами. И тогда, спрос на данном товарном рынке на товары, которые производят субъекты естественных монополий, очень мало зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В связи с этим, к отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий так называемого общественного пользования [8,15]:
- коммунальное обслуживание,
- предприятия телефонной связи,
- предприятия железнодорожного транспорта,
- предприятия трубопроводного транспорта,
- кабельное телевидение и т.п.
Кстати, естественные монополии образовываются в тех отраслях, где используется значительный объем постоянного компонента издержек производства. И это,очевидно, сопровождается существенной экономией на масштабах выпуска. Причем, разделение производства между 2-3 или большим количеством фирм нецелесообразно. Просто это может привести к тому, что:
- масштабы производства каждой будут неэффективно малы,
- наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек.
Однако, конкуренция здесь невозможна. Это можно объяснить тем,
что:
- крупная фирма всегда обладает преимуществами по издержкам
над своими соперниками,
- мелкие фирмы не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.
Крупные компании легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. А вот создание новой дополнительной компании, которая может выполнять похожие функции, в случае появления дополнительного спроса будет обходиться слишком дорого.
Однако, в некоторых отраслях экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Приведем пример: системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов основного оборудования:
- трансформаторных подстанций,
- генераторов,
- линий электропередач,
- насосного и водопроводного оборудования,
- очистных сооружений и т.д.
Необходимо заметить, что если сократить объемы благ на тех же производственных мощностях, то постоянные издержки не уменьшатся. А самое интересное, в этой ситуации, вполне могут увеличиться, средние издержки. Это происходит потому, что основные капиталовложения уже были осуществлены. И еще, если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними. А, в этом случае, производство каждой из них будет меньшим. Теперь о другой ситуации: если, сохранить прежний объем постоянных издержек на оборудование, то в этом случае средние издержки не смогут выйти на свой минимальный уровень. Все это приводит к мысли о том, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных,
перекрывающих друг друга. Все это касается и трубопроводов для
транспортировки нефти и газа.
Между тем, вместе с положительными качествами у естественных монополий есть, конечно, и недостатки. Это:
- возможность господствовать в соответствующих рыночных отношениях,
- устанавливать свою безраздельную диктатуру рыночной власти.
Ограничение произвола естественных монополий достигается в основном двумя путями:
- установление в сферах естественных монополий государственной собственности,
- государственное регулирование [11,15].
Первый путь делится на две составляющие. Это:
- материальные предпосылки рыночных отношений – производственный процесс. Он обеспечивает эффективное удовлетворение спроса в условиях отсутствия конкуренции;
- естественно-монопольный товар. Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Проще говоря, потенциальный покупатель может:
- приобрести для своих нужд только данный, а никакой другой товар,
- купить может только у одного конкретного продавца - естественного монополиста;
Второй путь: главный по значимости с точки зрения правового регулирования. Он касается одного из основных элементов рыночной экономики – цены. Необходимо заметить, что спрос на данном товарном рынке на товары, которые производятся субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Вместе с этим, принято называть неэластичным спрос, который не зависит или зависит в минимальной степени от цены и ее изменения.
Если исходить только из приведенного определения, то к сфере
естественных монополий можно отнести деятельность очень многих предпринимателей. Взять для примера самый распространенный товар - хлеб. Интересный факт, ведь к естественной монополии можно отнести чуть ли не всех его производителей и продавцов. И потом:
- чем больший объем хлебной продукции выпекает один хозяйствующий субъект, тем ниже издержки на ее производство;
- для массы людей хлеб никакой другой продукцией незаменим;
- спрос на него прямо не зависит от цены.
Люди вынуждены покупать хлеб по предложенной продавцом цене. Причем, все это происходит независимо от желания или не желания. И тогда, только государство, придерживаясь понятия естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или отдельные виды хозяйственной деятельности отнести к естественным монополиям. [15].
Естественно, вызывает необходимость установления государственного контроля деятельности таких экономических субъектов, предоставление компании исключительных монопольных прав на:
- поставки потребителям электро -, водо -, газоресурсов,
- транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства.
Это делается в целях устранения:
- возможных злоупотреблений властью над рынком,
- негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков.
В большинстве стран эти отрасли либо:
- находятся в государственной собственности,
- регулируются государством.
В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.
1.2. Механизм реформирования естественных монополий
В современных условиях естественные монополии во многом
определяют устойчивое функционирование и развитие национальных экономических систем. Причина этому следующая: просто они являются в основном инфраструктурными компаниями. Для того, чтобы вывести экономику на инновационную фазу развития требуется [17]:
- совершенствование нормативной базы регулирования деятельности естественных монополий, в том числе на:
- региональном уровне,
- муниципальном уровне,
- дальнейшее развитие специально созданных органов, которые имеют полномочия в области ценообразования на услуги.
С самого начала необходимо:
- согласование схемы развития инфраструктурных сетей,
- анализ:
- финансово-хозяйственной деятельности естественных монополий ,
- инвестиционной деятельности естественных монополий ,
- инновационной деятельности естественных монополий,