Файл: Картелизация Италии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Практика создания и функционирования картелей

1.1. Картель: понятие, признаки, виды

1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России

1.3. Картелизация Италии

1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3]

2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями

2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Мосунова Н.Н.Картели в России: per se или эффект? // Журнал Вестник экономического правосудия, N 2, -2017. – С. 95-109.

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3]

  1. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» [4].

Таким образом, видно, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются [28]:

  • с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов,
  • пробиться на новый рынок,
  • выйти из кризиса и т.д.

Это еще раз подтверждает, что картели могут нести как негативный, так и позитивный экономический эффект. В связи с этим, все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.

  1. Картельные соглашения и сговор

2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями

Картельное соглашение – это устная или письменная договоренность между двумя или несколькими компаниями, направленная на ограничение рыночной конкуренции и получение дополнительной прибыли.

Картельное соглашение – это один из видов монополии (наряду с синдикатом и трестом), противозаконный сговор сторон, являющийся мощным ограничителем конкуренции на рынке. По российскому законодательству картель – это объединение независимых друг от друга структур, которые ставят своей задачей [19]:

  • самостоятельное регулирование цен,
  • производство,
  • проведение маркетинговых операций.

Также картельные соглашения во многих странах являются незаконными. При этом, юридические лица, которые заключили такие сделки, привлекаются к административной и уголовной ответственности. При этом запреты относятся к картелям, которые занимаются:

  • делением рынка,
  • контролем ценовой политики,
  • ограничением мощностей в производственной сфере,
  • снижением объемов выпуска продукции.

 Можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что в условиях современного рынка развитие монополии неизбежно. Однако многие корпорации принимают решение о создании так называемого картеля Затем подписывают тайное соглашение о дальнейшей стратегии действий на рынке в свою пользу. Их основная задача - увеличить индивидуальный и общий доход за счет:


  • снижение объемов выпуска продукции,
  • повышения цены.

При этом все действия осуществляются сразу для достижения максимального эффекта.

В картельном договоре могут рассматриваться такие параметры, как:

  • объемы выпуска,
  • стоимость продукции,
  • период действия соглашения,
  • пределы колебания ценовой политики.

При заключении формального соглашения основные параметры рынка четко фиксируется в документе [12]:

  • объемы производства,
  • стоимость продукции.

 Соглашение «без слов» подразумевает договоренность в устной форме. Это возможно, когда оба участника рынка заинтересованы в реализации конкретного плана. Также, на рынке имеют место «удобные» параметры, которые позволяют принимать одинаковые решения без:

  • дополнительных обсуждений,
  • провокационных встреч.

Например:

  • уровень качества продукции,
  • цены розничной торговли.

 Задача картельного договора – полное уничтожение конкуренции на своем участке рынка. Итог соглашения двух сторон – получение подконтрольного рынка, на котором можно:

  • диктовать свои условия,
  • формировать наиболее удобную ценовую политику.

 Все картельные соглашения можно условно поделить на два вида:

 - горизонтальные. При таком виде соглашения в картельном сговоре участвуют представители двух или большего числа компаний:

  • работающие в одном секторе,
  • имеющие одинаковую специализацию;

- вертикальные. Такие договора возможны между предприятиями из различных сфер деятельности. Тогда основной целью в этом случае будет:

  • ограничение гибкости рынка,
  • установление монополии.

Картели и тайные договоренности между сторонами чаще всего появляются на фоне благоприятных внешних условий. Так, эффективность

картельных соглашений зависит от целого ряда факторов [5]:

 1. Особенностей антимонопольного законодательства, работающего на территории страны. Если картели объявлены вне закона, то компании не будут заключать соглашения. Как следствие, группа фирм идет на секретные переговоры и реализацию своих «коварных» замыслов. Если же картели не запрещены и не преследуются по закону, то предприниматели:

  • могут собираться,
  • обсуждать текущие проблемы,
  • принимать важные для себя решения.

При этом риски заключения картельных соглашений снижаются. При этом, количество неприсоединившихся к обсуждению фирм минимально.

2. Количество производителей и продавцов. Большое значение имеет число компаний-производителей на рынке. Причем, чем их меньше, тем проще договориться и монополизировать рынок. Если же предприятий много, то картельное соглашение может стать неэффективным:


  • возрастают его издержки,
  • повышается вероятность, что многие фирмы не будут присоединяться к договору.

Проще говоря, они банально изберут свой путь развития.

3. Однородность товара:

  • легче, чем другим принять условия картельного соглашения;
  • если же на рынке преобладает мощная дифференциация товаров,

то разница в текущих расходах может существенно усложнить процесс образования картеля. А можно в таком случае вообще от него оказаться.

4. Стабильный спрос. Если компания-производитель контролирует текущий спрос и может запланировать свои доходы на месяцы вперед, то заключение картельного соглашения становится очень и очень вероятным. А если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, то переговоры будут затруднены, если уровень спроса сложно прогнозировать, и есть масса факторов, влияющих на рыночную ситуацию. Чаще всего в условиях нестабильного рынка создание картеля можно считать неоправданным.

5. Взаимоотношения между представителями компаний. Чем ближе друг к другу руководители компаний и чем лучше они общаются, тем проще найти взаимопонимание в дальнейшем развитии бизнеса и создании картеля. Если же ситуация обратная, то заключение подобных договоров исключено.

Учитывая тот факт, что создание картелей во многих странах является незаконным, то можно утверждать, что особую опасность представляют соглашения, направленные на [18]:

  • разделение различных секторов рынка,
  • фиксацию (повышение) цен,
  • снижение объемов выпуска того или иного товара,
  • ограничение мощностей в производственной сфере.

К примеру, в Западной Европе существует законодательство, которое делит такие образования на две основные части:

  • «желательные» картели. Имеются ввиду те картели, которые приносят пользу экономики и способствуют развитию рынка,
  • «вредные» картели. Это те, которые могут быть опасны для конкуренции и способны привести к монополизации рынка.

Хотя, картельные соглашения не являются чем-то необычным. В Европе официально зарегистрировано более сотни таких договоров. В десятки раз больше сделок заключается в устной форме и никак не фиксируется.

Мировое сообщество прекрасно осознает опасность картельных соглашений и пытается всячески с ними бороться. Основной риск:

  • подавление конкуренции на рынке,
  • невозможность развития малого бизнеса.

Однако, представители крупных компаний заинтересованы в подписании таких соглашений. Для них это возможность:


  • захватить еще больший потребительский сектор,
  • поднять свою прибыль.

Как только дело доходит до борьбы с картелями возникает конфликт интересов:

  • представителей власти,
  • наиболее богатых граждан.

В такой ситуации приходится находить компромиссные решения. В качестве примера можно вспомнить опыт США, где группа конгрессменов неоднократно вносила на рассмотрение законопроект о полном запрете картельных соглашений между зарубежными странами. Если быть точным, то под запрет мог попасть и ОПЕК – объединение стран в сфере добычи полезных ископаемых (нефти, газа и прочих).

Сначала закон был принят, но уже через некоторое время заблокирован по причине высокой вероятности запрета со стороны Президента. В дальнейшем были аналогичные попытки «проталкивания» законопроектов о запрете картельных соглашений в области добычи углеводородов. Но и здесь их ожидал провал. Что касается России, то здесь со «скрипом» были приняты некоторые поправки, увеличивающие штрафы за подобные нарушения. Ну а если говорить о более серьезных наказаниях, то об этом речь и вовсе не ведется. В Законе компаниям запрещено:

  • злоупотреблять своим преимуществом на рынке,
  • устранять или ограничивать имеющуюся конкуренцию.

Нарушением считаются следующие действия:

  • навязывание другому контрагенту своих условий договора;
  • создание условий, которые дискриминируют других участников рынка;
  • удерживание слишком высокой или, наоборот, низкой цены;
  • создание препятствий, не позволяющих вывести товары на рынок.

Закон запрещает любые действия, которые могут привести к :

  • разделу рынка в отношении объема продаж,
  • установлению своих цен (тарифов),
  • разделению по территориальному фактору,
  • выставлению условий, ограничивающих конкуренцию, и так далее.

Для выявления картельных соглашений ФАС работает совместно с Прокуратурой и Полицией России. Для повышения эффективности работы создан специальный отдел, который ведет дела в сфере антимонопольных расследований.

За нарушение закона  в РФ предусмотрено наказание [10]:

  • для должностных лиц – 17-20 тысяч рублей или отстранение от работы на период до трех лет;
  • для юридических лиц – от 0,01 до 0,15 общего объема дохода, полученного от противозаконных действий.

Для сравнения в Европе штрафы за заключение губительных картельных соглашений достигают нескольких миллиардов долларов США.


2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудила дело о картельном соглашении в отношении "Группы компаний "Русское море" и семи других рыбных компаний в рамках уже имеющегося дела о поставках норвежской рыбы в Россию.

Правовое регулирование картельных соглашений в России осуществляется Законом "О защите конкуренции" от 26 июля 2006 года. В частности, статья 10 Закона устанавливает запрет на злоупотребления компанией своим доминирующим положением на рынке, устранение или ограничение конкуренции. Запрещены соглашения между компаниями или их согласованные действия, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (статья 11 Закона).

При этом Закон рассматривает следующие действия как направленные на злоупотребление на рынке:

  • установление, поддержание монопольно низкой или монопольно высокой цены;
  • навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
  • создание дискриминационных условий;
  • создание препятствий доступу на товарный рынок и пр.

24 мая 2013 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России возбудилоа дело о картельном соглашении в отношении "Группы компаний "Русское море" RSEA и семи других рыбных компаний в рамках уже имеющегося дела о поставках норвежской рыбы в Россию.
Среди фигурантов дела оказались:

  • ООО "Норвежская семга",
  • "Технолад",
  • "Акро",
  • "Профи-бизнес",
  • "Нептун",
  • рыбообрабатывающий комбинат №1,
  • ООО "РК-Викинг".

11 декабря 2012 года ФАС России признала нарушение

антимонопольного законодательства компаниями ЗАО "РОСТА" и ЗАО фирма "ЦВ Протек" при участии в торгах по закупке лекарственных средств по программе "7 нозологий" для Минздравсоцразвития РФ. Компании заключили незаконное антиконкурентное соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах на закупку лекарственных средств по государственной программе "7 нозологий" (нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции").

Это решение завершило серию дел ФАС России, связанных со сговорами на торгах по закупке лекарственных средств для государственных нужд, проводившихся Минздравсоцразвития России.

Всего в 2011-2012 годах ФАС рассмотрела семь дел, связанных со сговорами на торгах по закупке лекарств по программе "7 нозологий", которые в 2008-2009 годах проводило Минздравсоцразвития. ФАС проанализировала результаты торгов по 188 лотам пяти аукционов и по 34 лотам выявила нарушения. По данным ФАС, "компании обеспечили друг другу победу путем неявки или пассивного поведения на торгах", что в итоге позволило им заключить госконтракты на поставку лекарств без снижения начальной (максимальной) цены [17].