Файл: Картелизация Италии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Практика создания и функционирования картелей

1.1. Картель: понятие, признаки, виды

1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России

1.3. Картелизация Италии

1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3]

2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями

2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Мосунова Н.Н.Картели в России: per se или эффект? // Журнал Вестник экономического правосудия, N 2, -2017. – С. 95-109.

Среди различных видов промысловых синдикатов, которые действовали в России, доминировали товарно-торговые синдикаты. Они сочетали производство и продажу различных видов продукции. При этом в названии их термин «синдикат» отсутствовал. Так, §1 устава этого первого, если не считать сахарного, открытого синдиката в России и, в известной мере, прототипа всех последующих подобных организаций, гласил: «Учрежденное в 1902 г. «Общество для продажи изделий Русских Металлургических заводов» имеет целью торговлю чугуном, сталью, железом и вообще всякого рода изделиями металлургической промышленности, как за собственный счет, так и по поручениям». Кстати, сахарный синдикат также носил название общества сахарозаводчиков и сформировался на основе Всероссийского общества сахарозаводчиков.

По степени консолидации объединяемых предприятий российские

синдикаты можно подразделять на [7]:

  • соглашения предприятий , заключаемые для достижения каких-либо ограниченных целей,
  • собственно синдикаты и тресты.

Примером такого соглашения может служить, заключенная 15 проволочными и гвоздильными фабрикантами 15–27 сентября 1886 г. «Конвенция железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов», Согласно § 1 устава, цель конвенции состояла в том, чтобы «согласовывать цены на проволоку, штифты и т.д. с фабричной себестоимостью посредством установления общих для всех продажных цен для того, чтобы устранить понижение цен и таким образом снова поставить это дело на здоровую почву». После этого, участниками конвенции были сформированы ее органы:

  • общее собрание,
  • правление,
  • третейский суд.

Такие конвенции являлись формой объединения очень неустойчивой и переходной к синдикатам. Эту ситуацию хорошо было видно на примере данной конвенции, которая в скором времени распалась. В результате, такие негласные, крайне непрочные союзы не могли:

  • регулировать производство и цены,
  • монополизировать рынок.

Им на смену в дальнейшем пришли синдикаты-монополисты. Имеются ввиду, более прочные союзы, объединенные общим руководством центрального органа, в которых самостоятельность отдельных членов хотя и ограничивается, но не подавляется.

Тресты и акционерные слияния, которые характерны для Северной Америки и Европы, были для российского синдикатского движения не подходящим. Также не подходили для российской практики и так называемые сложные синдикаты, или союзы синдикатов. К ним относились соединения двух или более образовавшихся синдикатов без прекращения действия последних. К числу сложных синдикатов относились также союзы синдикатов с отдельными, не входящими в них предприятиями, на основе особых сепаратных договоров.


По территориальной сфере действия российские синдикаты можно подразделить на национальные, объединяющие все важнейшие предприятия одной и той же отрасли, и местные, охватывающие лишь отдельные предприятия той или иной местности.

1.3. Картелизация Италии

С целью полного подчинения себе экономики страны и монополизирования целых отраслей производства финансовые руководители Италии прибегли в широком масштабе к созданию картелей. Число их, едва достигавшее 40 в 1932 г., увеличилось до 150 ко времени абиссинской войны, а в конце 1938 г. перевалило за 300. Процесс картелизации промышленности всячески поддерживался фашистской властью.

Формально объединение было добровольным. Но при всем этом против предпринимателей, которые не хотели вступать в картель, стали предпринимать меры экономического и государственного воздействия.

По мере усиления военных приготовлений и перевода народного хозяйства на военные рельсы правительство стало прибегать к принудительному синдицированию некоторых отраслей промышленности (хлопчатобумажной, шёлковой и пр.). Разработку общих директив для данной отрасли, распределение сырья и валюты между отдельными предприятиями возложили на особые комитеты, которые до этого были созданы правительством или предпринимателями. В области торговли импорт продовольствия и важнейших видов сырья ещё до последней войны был сосредоточен в руках различных картелей и монопольных организаций.

Вся внешняя торговля и валютные операции были поставлены под контроль специально созданного комитета внешней торговли и валюты. Данный комитет одобрял создание и расширение торговых монополий и в помогал в предоставления лицензий. В итоге объём нетрестированной и некартелированной промышленности и торговли ещё до войны сильно

сократился.

В сельском хозяйстве, по примеру промышленности, были созданы комитеты, монополизировавшие закупку, импорт и экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции [11]:

  • риса,
  • шёлка-сырца,
  • пеньки и т. д.

В дальнейшем была произведена реорганизация и «огосударствление» многочисленных сельскохозяйственных кооперативов Италии. В 1938 г. эти кооперативы были превращены в принудительные организации. Эти организации возглавляли государственные чиновники и работали под контролем министерства сельского хозяйства. На эти кооперативы, была возложена заготовка зерна и других продуктов сельского хозяйства на монопольных началах.


Закупочные операции финансировались банками и крупными сберкассами.

1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет

В России происходит «картелизация» экономики. Из-за проведения госзакупок на неконкурентной основе 95 процентов из них являются профанацией. Проще говоря, под неконкурентной основой подразумевается форма закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в России наблюдается «всеобщая картелизация экономики», ст. 178 Уголовного кодекса (ограничение конкуренции) «не работает», а правоохранительные органы «устранились» от борьбы с картелями.

В прошлом году ФАС возбудила 416 дел по антиконкурентным соглашениям в сфере госзакупок, 80 процентов из них — картели. Было выявлено 298 сговоров на торгах, 262 антиконкурентных соглашения с участием госорганов (рост на 15 процентов). Картели действуют помимо

прочего в стратегически важных отраслях экономики. Это касается [20]:

  • разработки сметных индексов на космодроме Восточный,
  • строительства дорог и больниц,
  • гособоронзаказа,
  • обеспечения населения продуктами.

Из наиболее резонансных разоблачений картельных сговоров в сфере гособоронзаказа можно назвать:

  • завышение цен на ракетное топливо гептил Салаватским химическим заводом в 2015 году;
  • картельные сговоры на торгах при закупке самоспасателей (средств защиты дыхания). Эта ситуация возникла в рамках гособоронзаказа с 2013 по 2016 год, в которых участвовали 30 компаний;
  • завышение цен ФГУП «Космическая связь», выявленное весной прошлого года.

В августе прошлого года был раскрыт самый массовый картель в истории России при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд:

  • МВД России,
  • ФСБ России,
  • ФТС России.

Ответчиками по этому уголовному делу проходили 118 юридических лиц. Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Виновными признаны 90 компаний. Некоторые участники картеля одновременно управляли несколькими компаниями и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах.

Ценовые предложения подавались чаще всего одной организацией, несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций.


Причем, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы

«нужному» участнику и поддержания цен на высоком уровне.

В январе этого года раскрыт картель при закупке компьютеров для:

  • Пенсионного фонда,
  • Федеральной налоговой службы,
  • Федеральной таможенной службы.

В марте раскрыты картели по [26]:

  • закупке лекарств,
  • строительству больниц.

Таким образом, картели и картельные сговоры являются основной «формой хозяйствования» в сфере госзакупок.

Необходимо заметить, что причиной экспансии картельных сговоров является бездействие правоохранителей. Участники картелей демонстрируют высокий уровень организованности. О вышесказанном говорит наличие внутикартельного регулирующего «законодательства». Проще говоря, картели являются это важнейший тренд в развитии рыночной экономики России.

Возникновение картелей - это общемировой тренд, связанный с процессом концентрации капитала для:

  • более успешного завоевания новых рынков сбыта,
  • лучшего позиционирования на внутреннем и внешнем рынке.

Для успешного функционирования картелей необходимо объединение промышленного и банковского капиталов. Знаменитые японские дзайбацу (Мицуи, Мицубиси) и корейские чеболи (Самсунг, Хёндё) имеют в своем составе три-четыре корпоративных банка, которые получили название «кэптивных». Их так называют потому, что они финансируют корпоративные проекты и обеспечивают защиту от недобросовестного поглощения.

А вообще, кэптивный банк – это вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента – их собственника.

В России принято называть кэптивными банки те банки, которые используются для того, чтобы:

  • привлекать сторонние средства,
  • перераспределять внутренние средства.

Причем, это обязательно нужно осуществлять в рамках группы взаимосвязанных компаний. Интересный факт, получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций - второстепенная задача.

Основные признаки кэптивности банка:

  • принадлежность узкому кругу собственников;
  • льготное обслуживание закрытого круга клиентов;
  • привлечение средств под проекты определенной финансово-промышленной группы;
  • льготное кредитование собственников кредитной организации и связанных с ними компаний.

Кстати, кэптивные банки несут больший риск, чем универсальные. Это объясняется тем, что их бизнес тесно связан с узким кругом компаний. Причем, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. В таких условиях, кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам. А причина этому - большая часть кредитов выдается «своим» компаниям.

Именно таким кэптивным банком был рухнувший в Татарстане «Татфондбанк».

Доминирующие во всех сферах экономики России картели - это зародыши корпоративных дзайбацу, которые игнорируют общегосударственные интересы, нацеливаясь на удержание мнопольно высоких цен. Попытки же даже стратегически важных корпораций действовать на иной, не картельно-кэптивной основе, как правило, заканчиваются крахом. Самый показательный пример такого рода фактическое банкротство «Уралвагонзавода», производителя супертанка «Армата». Ситуация была следующая: эта организация пыталась кредитоваться у ставшего универсальным, а не кэптивным, Альфа-банке. Спасло «Уралвагонзавод» лишь решение правительства включить его в супердзайбацу госкорпорацию «Ростех».

Нужно отметить, что Федеральная антимонопольная служба не столь уж давно активно включилась в борьбу с картельными сговорами. Да и Центробанк стал усердно банкротить проблемные кредитные организации только лишь после обвала нефтяных цен.

Таким образом, можно констатировать, что правительство РФ еще не нашло оптимальный путь между Сциллой (всевластием финансово-промышленных монополий) и Харибдой (подавлением рыночных основ экономики).

Корпоративные и региональные картели-дзайбацу, игнорирующие общегосударственные интересы, — это реакция на государственный монополизм, игнорируюший корпоративный и региональный интерес.

Каким путем пойдет развитие российского финансово-промышленного капитала, который находится сейчас на этапе своего становления, пока предсказать трудно. Экономический кризис, в который все глубже погружается РФ, вызван в основном именно неуправляемостью этого процесса. Если во всем мире основной экономический рост дает малый и средний бизнес, то в России локомотивом экономики остаются крупные корпорации, всецело зависящие от госзаказа.

Запрещение картельных соглашений основывается на следующих нормативных актах:

  1. Конституция РФ 2016 (по состоянию на 03.10.2016) [1].

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 03.07.2016 N 264-ФЗ.) [2].