Файл: Картелизация Италии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Практика создания и функционирования картелей

1.1. Картель: понятие, признаки, виды

1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России

1.3. Картелизация Италии

1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3]

2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями

2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Мосунова Н.Н.Картели в России: per se или эффект? // Журнал Вестник экономического правосудия, N 2, -2017. – С. 95-109.

В мае 2012 года ФАС России признала участников торгов на поставку продовольственных товаров для нужд Минобороны России, ФСО России, МВД России, которые были виновны в сговоре с целью поддержания цен на максимально высоком уровне. Эта ситуация проходила на торгах, которые проводись в июле 2009 года. Тогда государство закупило у поставщиков 845,92 тонны мясных изделий на общую сумму около 149,3 миллиона рублей. Дело было возбуждено по обращению Федеральной службы по оборонному заказу. В ходе проверки эксперты ФАС установили, что между участниками торгов было заключено и реализовано соглашение о разделе десяти лотов с целью поддержания цены на максимально высоком уровне.

В картеле приняло участие 20 компаний, в  том числе крупнейшие

российские производители мясной продукции. Это:

  • ООО "Камышинские Колбасы Соловьева",
  • ЗАО "ФПК "Сырьевые ресурсы",
  • ООО "Мясокомбинат "Дубки",
  • ООО "Продторг",
  • ОАО "ИКМА",
  • ООО "Мясокомбинат "Гатчинский",
  • ООО "Поволжский торговый дом",
  • ОАО "Великолукский мясокомбинат",
  • ОАО "Сафоновомясопродукт",
  • ООО "Агентство по материальным ресурсам",
  • ООО "СПТК",
  • ОАО "Брянский мясокомбинат",
  • ООО "Бизнес-Системы",
  • ООО "ТД Стрелец-М",
  • ООО "Мясокомбинат Острогожский",
  • ООО "Стандарт М",
  • ООО "Прист",
  • ЗАО "ЕТИРК Авиэйшн Рус",
  • ООО "Продцентр",
  • ООО "Липецкий пищевой комбинат".

15 декабря 2011 года ФАС России признала 23 участников рынка жидкой каустической соды нарушившими пункты 1,3 и 4 части 1 статьи 11 Закона "О защите конкуренции". Ранее ФАС России признала ОАО "Единая торговая компания" (ЕТК) организатором картеля, который существовал на протяжении длительного времени и его участники получили доход в особо крупном размере.

ФАС установила наличие у компаний антиконкурентного соглашения о [29]:

  • порядке установления цен,
  • разделе рынка оптовых поставок жидкой каустической соды.

Высокие цены на рынке РФ поддерживались в том числе благодаря продаже соды на экспорт по ценам гораздо ниже внутрироссийских.

В октябре 2011 года ФАС возбудила дело против сотовых операторов

МТС и "Вымпелком" (торговая марка "Билайн"). Ведомство установило, что эти две компании импортируют смартфоны iPhone 4 16 Gb Black и iPhone 4 32 Gb Black на территорию РФ. Причем, как выяснилось, они не меняли отпускные оптовые цены на смартфоны с сентября 2010 года. По утверждению ФАС, компания Apple не давала покупателям смартфонов рекомендаций в отношении цен на аппараты в России и не контролировала ценовую политику "Вымпелкома" и МТС. Однако, цены на эти мобильные телефоны в большинстве российских точек продаж были одинаковыми. По мнению антимонопольного ведомства, такая ситуация сложилась из-за того, что импортеры договорились:


  • об отказе от конкурентной борьбы,
  • согласовали общие условия продаж.

Операторы отрицали наличие сговора, указывая, что цены на смартфоны устанавливаются исходя из рыночной конъюнктуры.

В конце апреля 2012 года ФАС признала сотовых операторов виновными в ценовом сговоре при продаже в России смартфонов iPhone.

В конце января 2011 года ФАС России признала, что единственный поставщик белорусской соли в РФ ОАО "Мозырьсоль" и ряд российских компаний осуществили картельный сговор, закрепив потребителей по ассортименту и количеству соли для устранения конкуренции. По данным регулятора, нарушили антимонопольное законодательство в части пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" (раздел товарного рынка по ассортименту реализуемых товаров) следующие предприятия:

  • ОАО "Мозырьсоль",
  • ООО "БПК",
  • ЗАО "ТДС",
  • OOО "Евротраст Экспо".

ФАС установила, что в феврале 2010 года состоялось совещание по вопросу реализации соли на российском рынке, на котором участники достигли соглашения об условиях реализации соли производства ОАО "Мозырьсоль". Это было закреплено в протоколе совещания. Также было установлено, что положения протоколов выполнялись. Об этом, в частности, свидетельствовали данные по поставкам продукции, произведенной белорусской компанией. На заседании комиссии антимонопольного ведомства участники картельного сговора представили документы о добровольном отказе от исполнения пунктов протокола и аннулировании их положений.

В конце 2010 года ФАС сообщила, что раскрыла картельный сговор на рынке энергетического угля РФ, в котором участвовали СУЭК, "Русский уголь", "Стройсервис" и другие компании. Интересный факт: эти компании трижды нарушили закон о защите конкуренции  следующими действами [13]:

  • согласованно повысили отпускные цены,
  • разделили территориальные границы рынка между собой,
  • имел место сговор на торгах при муниципальных закупках угля.

По данным ФАС, выручка, полученная СУЭК, "Русским углем" и "Стройсервисом" от реализации угля по установленным ценам, превысила 100 миллионов рублей. В результате незаконно полученный в результате ценового сговора доход СУЭК составил более 5 миллионов рублей. В итоге покупатели понесли ощутимый ущерб.

В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиа керосин за это же время выросли более чем на 30%. Тогда ФАС возбудила антимонопольные дела против крупнейших нефтяных компаний "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти". Их обвинили в завышении цен на нефтепродукты. Всего ФАС возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИН:


  • завышают оптовые цены для независимых АЗС,
  • ссылаются на цены неконкурентных биржевых торгов.

К борьбе с дефицитом бензина в ряде регионов подключились правительство России и прокуратура. Генпрокуратура РФ заявила о "ценовом сговоре в сфере производства и торговли нефтепродуктами ".

В сентябре 2010 года ФАС возбудила против торговцев Санкт-Петербурга дело о ценовом сговоре. Петербургское УФАС зафиксировало синхронный рост розничных цен:

  • на гречневую крупу в период с июля по сентябрь 2010 года,
  • на пшеничную муку — с июля по октябрь 2010 года.

На фоне засухи гречка за 2010 год подорожала примерно в четыре раза. УФАС уличило в ценовом сговоре крупнейшие розничные торговые сети города:

  • ООО "Агроторг" (магазины "Пятерочка"),
  • ООО "Лента",
  • ЗАО "Торговый дом "Перекресток",
  • ЗАО "Дикси-Петербург",
  • ООО "О'Кей",
  • ООО "Реал-Гипермаркет".

Было установлено, что получив уведомление о будущем повышении закупочных цен на гречку, сети сразу повысили розничные цены на гречневую крупу, увеличив торговые наценки до 70%. Аналогичная ситуация произошла с пшеничной мукой. 

В мае 2010 года московское УФАС выявило наличие сговора между:

  • МГУП "Мослифт",
  • ООО "Связьспецпроект",
  • ООО "Инновации Технологии Сервис",
  • ООО "СМС",
  • ОАО "Домофон-Сервис",
  • ООО "Аи-Видео",
  • ЗАО "Фирма "Вектор+",
  • ООО "Профи-Клаб",
  • ООО "Микротест".

Согласованные действия этих предприятий привели к удержанию цены на аукционе по установкам подсистем видеонаблюдения. Снижение цены государственного контракта составило 0,5% от его стартовой (максимальной) цены. К слову, по другим лотам конкурентная борьба привела к снижению цены до 30-35%. 

Другой пример. По версии ведомства, десятки текстильных фабрик объединились для участия в торгах на поставку одежды для нужд МВД, ФСБ и таможни на общую сумму 3,5 млрд руб.

В ходе расследования ФАС изучила действия 118 компаний, 90 из них были признаны виновными в нарушении закона о защите конкуренции. Некоторые из этих компаний связаны друг с другом.

По данным ведомства, в условиях сговора прошли 18 открытых аукционов на общую сумму более 3,5 млрд руб. Это практически все швейники, кто в последнее время участвовал в конкурсах на поставку одежды для МВД. Причем было несколько компаний, чью причастность к картелю доказать не удалось.

Реальные ценовые предложения подавались чаще всего одной организацией. Несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций. В этой ситуации остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы нужному» участнику и поддержания цен. Участники картеля разработали систему «квот» для участников сговора. Эти «квоты» рассчитывались с учетом начальной цены контракта пропорционально числу участников.


«Квоты» можно было [21]:

  • получить,
  • обменять,
  • накопить.

После накопления определенного количества и достижения договоренностей с остальными участниками картеля один из сговорившихся мог стать «контрактодержателем» по аукциону. Раскрыть схему работы картеля ФАС помогли признания некоторых из его участников, давших показания на условиях освобождения от ответственности. Кроме того, доказательством сговора стали материалы переписки между участниками сговора, в которой они обсуждали, кому достанется победа в конкретном тендере. Было еще одно нарушение - некоторые заявки различных участников конкурса подавались с одних и тех же ip-адресов.

Восемь крупнейших участников картеля были замешаны в сговоре:

  • московская швейная компания «Оптима»,
  • швейная фабрика «Парижская коммуна»,
  • санкт- петербургская «Балтийская мануфактура»,
  • «Одежда и Мода» и ГУП «Бисер» из Ивановской области,
  • кизеловская швейная фабрика «Инициатива» из Пермского края,
  • компания «Надежда» из Нижегородской области,
  • ООО «Производственно-швейное объединение «Южанка».

На сайте «Парижской коммуны» сообщалось, что фабрика выпускает по заказам Министерства обороны и МВД бельевой трикотаж, а также камуфлированный синтетический трикотаж «Цифра». Среди заказчиков «Балтийской мануфактуры» наряду с МВД значатся МЧС и Федеральная служба охраны (ФСО). По заказам силовых ведомств она шьет [27]:

  • летнюю и зимнюю форму,
  • плащи,
  • ветровлагозащитные костюмы,
  • плащ-палатки,
  • маскхалаты.

ПШО «Южанка» выпускает различные виды одежды из шерстяных тканей для рядового и офицерского состава Минобороны, ФСБ и МВД. Ивановское ЗАО «Одежда и мода». Эти компании, специализируется на

производстве:

  • бушлатов,
  • кителей и брюк,
  • пальто из шерстяных тканей для рядового и офицерского состава государственных силовых структур, в том числе МВД, ФСБ, ФСО и Минобороны.

В перечне продукции ивановского же ГУП «Бисер» упоминаются:

  • сигнальные жилеты,
  • плащи-накидки,
  • ветровки,
  • фуражки,
  • костюмы для сотрудников ДПС и МЧС.

По данным «СПАРК-Маркетинг», с 2011 года компании, обвиненные в сговоре, заключили со структурами МВД контракты на более чем на 7 млрд руб на поставку:

  • одежды,
  • обуви,
  • спальных мешков,
  • постельного белья и другого вещевого имущества.

Самым прибыльным для этих компаний стал 2015 год, когда они выиграли тендеры на 3 млрд руб. Именно к этому периоду относятся закупки, при проверке которых антимонопольщики и выявили сговор.


ФАС нашла у кого-то из предприятий, обвиняемых в сговоре информацию со списком компаний, где были указаны доли, которые должна будет получить каждая из них. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. Никто контракт на несколько сот миллионов рублей в одном лице не выполнит. Есть контрактодержатель, а остальные работают с ним на субподряде. Это нормальная, в общем-то, практика.

В пресс-службе ФАС РБК уточнили, что в отношении компаний, признанных виновными в нарушении закона о конкуренции, будет возбуждено административное дело. В результате им грозит штраф в размере от 10 до 50% от начальной максимальной стоимости торгов. Решение по должностным лицам о возбуждении в отношении них уголовного дела будет принимать МВД.

Антимонопольная служба считает, что собранные данные свидетельствуют об уголовно наказуемом картеле и о признаках преступного сообщества.

Создание видимости конкуренции на торгах в России не редкость. Распределение ролей между участниками торгов подпадает под п.2 ч.1 ст.11 ФЗ «О защите конкуренции», являясь, по сути, разновидностью картельного сговора. Для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов. Физические лица могут привлекаться не только к административной, но и к уголовной ответственности. В данном случае, когда контракты заключались на миллиардные суммы, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности весьма вероятно. Здесь есть оговорка - это возможно, если правоохранительным органам удастся доказать их вину. Ст.178 Уголовного кодекса РФ «Ограничение конкуренции» предусматривает при наличии особо крупного ущерба, причиненного картельным соглашением, максимальную ответственность в виде лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности сроком до трех лет».

Следующий пример. Строительный и фармацевтический рынки в России стали лидерами по числу картелей в 2017 году.

В 2017 году больше всего картельных дел ФАС возбудила на строительном и фармацевтическом рынках России [13]:

  • на строительную сферу приходится 24,8% дел,
  • на рынок лекарственных препаратов и медицинских изделий —19%,
  • рынок продуктов питания — 8%.

В 2017 году было возбуждено 423 дела об антиконкурентных соглашениях. Из них 360 — это картели. Это примерно на 10% больше, чем в 2016 году.

В прошлом году суд признал картельный сговор между самарскими компаниями ООО «Фарм СКД» и ОАО «Новофарм». По информации ФАС России, они создавали видимость конкуренции при проведении аукционов на поставку лекарств для медучреждений на сумму свыше 400 млн руб., в результате чего были привлечены к административной ответственности на 90 млн руб.