Файл: Картелизация Италии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Практика создания и функционирования картелей

1.1. Картель: понятие, признаки, виды

1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России

1.3. Картелизация Италии

1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3]

2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями

2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 17.10.2016) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Мосунова Н.Н.Картели в России: per se или эффект? // Журнал Вестник экономического правосудия, N 2, -2017. – С. 95-109.

ВВЕДЕНИЕ

В российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития, и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление как картели, картельные соглашения встречается довольно редко. Тем более, что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все виды картельных соглашений.

С одной стороны это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистических стран с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вред, но и давали немалый положительный эффект. Это страны:

  • США,
  • Германии,
  • Японии.

Так, например, картельные соглашения:

  • помогают развитию малых и средних предприятий,
  • позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными предприятиями,
  • облегчает им выход на внешний рынок.

Картели также создаются также с целью:

  • преодоления производственных кризисов,
  • восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли.

Все это конечно происходит в условиях жесткого контроля со стороны государства, который исключает возможные негативные последствия.

Возможно, со временем такая практика будет применяться и в России, тем более что российские малые и средние предприятия очень нуждаются в поддержке.

Картели в современной экономике играют очень важную роль. Картельные соглашения:

  • помогают развитию малых и средних предприятий,
  • позволяют данным предприятием удержаться в конкурентной борьбе с более крупными предприятиями.

Картель помогает выйти малым и средним предприятиям на внешний рынок, так называемые экспортные картели. Также картели могут:

  • помочь преодолеть производственный кризис предприятия,
  • восстановить баланс спроса и предложения в определенной отрасли.

Помимо всех этих положительных тенденций, картели могут оказывать и негативное влияние на экономику России.

Картели связаны с:

  • фиксированием цен на рынке,
  • ограничением выпуска продукции и производственных мощностей

Кроме этого они мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке. На данный момент, в период мирового финансового и экономического кризиса изучение особенностей функционирования и развития картелей представляется особенно важным.


В мире есть много примеров кооперации, когда производители объединяются в один союз – картель, способный диктовать свои условия на рынке. Если подобные структуры преследуют цель захватить рынок, то очень часто они становятся объектом всевозможных антимонопольных расследований. Однако это вовсе не означает, что производители отказались от идеи объединения своих усилий с тем, чтобы более эффективно добиваться своих целей. За последнее время, пожалуй, изменились всего лишь две вещи:

  • цели картелей,
  • способы их создания.

Что касается целей, то сегодня все меньше картелей стремятся установить абсолютный контроль над рынком. Скорее, речь идет о:

  • завоевании определенной доли рынка,
  • расширении доли рынка.

Что касается способов создания картелей, то здесь можно выделить тенденцию к отклонению от традиционной практики объединения на производственном уровне. Это происходит в том случае, когда объединение устанавливает производственные квоты для своих участников. Современные картели все чаше концентрируются на таких актуальных моментах, как:

  • эффективный выход на новые рынки,
  • координирование стратегий развития участников объединения,
  • выработка и реализация единой маркетинговой политики.

Цель исследования - изучение создания и функционирования картелей.

Задачи исследования заключаются в следующем:

- рассмотреть понятие, признаки и виды картелей;

- проследить возникновение объединений предпринимателей в России;

- рассмотреть особенности картелизации Италии, России;

- рассмотреть картельные соглашения, его виды, сущность, факторы эффективности, а также борьбу с картельными соглашениями.

1. Практика создания и функционирования картелей

1.1. Картель: понятие, признаки, виды

Понятие картель рассматривается как предпринимательское объединение, узаконенное специальным соглашением. В этом соглашении определяются все обязательные требования для исполнения его участниками. В частности, ориентируются на:

  • производственные объемы,
  • ценовую политику,
  • рыночную долю и другие факторы.

Все члены картеля характеризуются:

  • хозяйственной самостоятельностью,
  • юридической независимостью,
  • функционируют в рамках соблюдения установленных правил в соглашении [6].

В картель объединяются компании и предприятия из одной экономической отрасли. При этом, принятое и подписанное соглашение позволяет им взаимодействовать между собой. Это необходимо для того, чтобы действовать в пользу своих коммерческих интересов.

Например, все участники:

  • договариваются об установлении единой цены,
  • определяют доли на рынке сбыта,
  • ограничивают или пропорционально рассчитывают объемы производства,
  • обозначают ассортимент продукции,
  • обмениваются патентами,
  • регулируют кадровую политику и критерии принятия на работу новых сотрудников.

Если говорить об организационных особенностях картеля, то у них никогда нет четкого доминирующего звена. Каждый участник остается независимым и самостоятельным субъектом. А вот все вопросы и их урегулирование происходит на общих собраниях всех членов организации.
В каждой стране мира существуют свои картельные макроструктуры. Кстати, после введения в действие антимонопольного законодательства уже не существуют те объединения, которые были характерны для экономики в начале 20-го столетия.

На сегодняшний день мало кто заключает письменный договор, чтобы сформировать картель. Просто эти объединения существуют по большей части неофициально. Их можно назвать секретными статьями, о которых речь идет в официальной документации.

Все представители объединения, присоединившиеся к нему, остаются самостоятельными в юридическом аспекте. И еще, могут поддерживать свою производственную и коммерческую независимость.

Главные характерные черты картелей проявляются в следующем:

  • ведение экономической деятельности в договорном режиме. То есть производители сговариваются между собой, чтобы частично избавиться от конкуренции и получать больше прибыли;
  • сохраняются все права собственности каждого члена объединения. И тогда каждая фирма распоряжается:

- хозяйственными процессами,

- финансовыми процессами,

- юридическими процессами на свое усмотрение;

  • сговор присущ субъектам и объектам из одной экономической сферы;
  • сбыт продукции происходит объединенными усилиями. В итоге, этот процесс может косвенно или прямо затрагивать производственные процессы;
  • действует система принуждения. Благодаря ей, удается увидеть нарушения и применить соответствующие санкции [14].

Рассматривая виды картелей, можно выделить такие:

  • денежный – утверждение общих ценовых показателей. При этом, уравниваются условия по поставкам и платежным операциям;
  • долевой – тут выделяют два типа:

- квотный, когда у каждого представителя картеля есть своя доля на продажу,

- территориальный. При этом виде картеля каждая компания функционирует в рамках выделенной для него географической зоны;

  • закупочный – представлен монопольным союзом нескольких компаний. Эти компании закупают сырье, чтобы в дальнейшем снизить закупочные цены;
  • калькуляционный – соглашение между всеми участниками о едином порядке ведения счетов;
  • кондиционный – обозначаются правила реализации продукции;
  • контингентированный – у каждой компании присутствует своя квота;
  • патентный – определение аспектов совместной деятельности в рамках созданного технического объекта;
  • производственный – рассчитывается доля для объема изготавливаемой продукции для каждого участника;
  • региональный – каждой компании выделяется регион для сбыта своих товаров;
  • ценовой – определяются ценовые показатели на продукцию для каждого члена картеля.

Эффективность работы картеля определяется несколькими значимыми факторами. И самым весомым в данном случае является антимонопольное законодательство. Поскольку объединение не является законным, то все переговоры ведутся в тайном режиме. Это, в свою очередь, повышает риск взаимодействия с новыми потенциальными участниками.

Также на работу организации оказывает влияние:

  • количество продавцов,
  • количество производителей конкретного товара,
  • качество,
  • критерий однородности изготавливаемой продукции.

От стабильности спроса зависит принятие экономических решений и их дальнейшая результативность в деятельности картеля.

1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России

Процессы монополизации в экономике России в конце XIX – начале XX века привели к тому, что начали появляться новые типы предпринимательских объединений и новый характер их взаимоотношений с государством, и в частности с органами государственного управления.

В научной юридической литературе того времени возникло понятие «предпринимательский союз», охватывавшее такие виды объединений, как:


  • картели,
  • синдикаты,
  • тресты.

Эти объединения различались между собой степенью интеграции. Следует сразу отметить, что в России были более распространены первые два вида объединений предпринимателей – картели и синдикаты. Наиболее распространенным явлением стали в то время именно синдикаты. Так как, эти объединения возникли из корпоративных представительных организаций предпринимателей-товаропроизводителей, которые действовали в различных отраслях, то они приобретали сугубо коммерческий характер. Характерным явлением для них было то, что, являясь формально добровольными объединениями соответствующих предпринимателей, они были очень похожи с теми корпоративными объединениями, которые являлись их предшественниками. При этом, первенствовали лидеры отраслей, наиболее крупные предприниматели-товаропроизводители, которые в значительной мере определяли условия организации и деятельности подавляющего большинства таких монополистических

корпораций в [25]:

  • картелях,
  • трестах,
  • синдикатах,
  • биржевых комитетах,
  • различных съездах,
  • обществах промышленников.

Сходство заключалось именно в этом.

Что же касается взаимоотношений органов государственной власти с предпринимательскими союзами, в том числе властно-организующей деятельности органов государственного управления, то характер их существенно изменился. Была утрачена инициирующая роль государства в их создании. Можно сказать, что от самих предпринимателей, их корпоративных общественных объединений – съездов, обществ и т. п. инициатива создания таких объединений, или союзов. Существенно отставала от практики организации и деятельности предпринимательских союзов в России законодательная, нормативно-регулирующая деятельность российского государства в данной сфере. Учредительство предпринимательских союзов осуществлялось по преимуществу вне разрешительной или регистрационной деятельности органов государственного управления.

Вместе с тем нельзя утверждать, что органы государственного управления, и прежде всего высшие органы, такие как правительство, утратили властно-организующие рычаги воздействия на процессы организации и деятельности предпринимательских союзов. Причем они все более занимали господствующие позиции в основных отраслях российской экономики.

Можно попытаться дать здесь сжатый сравнительный анализ:

  • правовых,
  • организационных,
  • экономических основ организации и деятельности: