Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Практика создания и функционирования картелей
1.1. Картель: понятие, признаки, виды
1.2.Возникновение объединений предпринимателей в России
1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет
2.1. Картельное соглашение: виды, сущность, факторы эффективности, борьба с картельными соглашениями
2.2. Случаи выявления картельных сговоров в России
Среди различных видов промысловых синдикатов, которые действовали в России, доминировали товарно-торговые синдикаты. Они сочетали производство и продажу различных видов продукции. При этом в названии их термин «синдикат» отсутствовал. Так, §1 устава этого первого, если не считать сахарного, открытого синдиката в России и, в известной мере, прототипа всех последующих подобных организаций, гласил: «Учрежденное в 1902 г. «Общество для продажи изделий Русских Металлургических заводов» имеет целью торговлю чугуном, сталью, железом и вообще всякого рода изделиями металлургической промышленности, как за собственный счет, так и по поручениям». Кстати, сахарный синдикат также носил название общества сахарозаводчиков и сформировался на основе Всероссийского общества сахарозаводчиков.
По степени консолидации объединяемых предприятий российские
синдикаты можно подразделять на [7]:
- соглашения предприятий , заключаемые для достижения каких-либо ограниченных целей,
- собственно синдикаты и тресты.
Примером такого соглашения может служить, заключенная 15 проволочными и гвоздильными фабрикантами 15–27 сентября 1886 г. «Конвенция железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов», Согласно § 1 устава, цель конвенции состояла в том, чтобы «согласовывать цены на проволоку, штифты и т.д. с фабричной себестоимостью посредством установления общих для всех продажных цен для того, чтобы устранить понижение цен и таким образом снова поставить это дело на здоровую почву». После этого, участниками конвенции были сформированы ее органы:
- общее собрание,
- правление,
- третейский суд.
Такие конвенции являлись формой объединения очень неустойчивой и переходной к синдикатам. Эту ситуацию хорошо было видно на примере данной конвенции, которая в скором времени распалась. В результате, такие негласные, крайне непрочные союзы не могли:
- регулировать производство и цены,
- монополизировать рынок.
Им на смену в дальнейшем пришли синдикаты-монополисты. Имеются ввиду, более прочные союзы, объединенные общим руководством центрального органа, в которых самостоятельность отдельных членов хотя и ограничивается, но не подавляется.
Тресты и акционерные слияния, которые характерны для Северной Америки и Европы, были для российского синдикатского движения не подходящим. Также не подходили для российской практики и так называемые сложные синдикаты, или союзы синдикатов. К ним относились соединения двух или более образовавшихся синдикатов без прекращения действия последних. К числу сложных синдикатов относились также союзы синдикатов с отдельными, не входящими в них предприятиями, на основе особых сепаратных договоров.
По территориальной сфере действия российские синдикаты можно подразделить на национальные, объединяющие все важнейшие предприятия одной и той же отрасли, и местные, охватывающие лишь отдельные предприятия той или иной местности.
1.3. Картелизация Италии
С целью полного подчинения себе экономики страны и монополизирования целых отраслей производства финансовые руководители Италии прибегли в широком масштабе к созданию картелей. Число их, едва достигавшее 40 в 1932 г., увеличилось до 150 ко времени абиссинской войны, а в конце 1938 г. перевалило за 300. Процесс картелизации промышленности всячески поддерживался фашистской властью.
Формально объединение было добровольным. Но при всем этом против предпринимателей, которые не хотели вступать в картель, стали предпринимать меры экономического и государственного воздействия.
По мере усиления военных приготовлений и перевода народного хозяйства на военные рельсы правительство стало прибегать к принудительному синдицированию некоторых отраслей промышленности (хлопчатобумажной, шёлковой и пр.). Разработку общих директив для данной отрасли, распределение сырья и валюты между отдельными предприятиями возложили на особые комитеты, которые до этого были созданы правительством или предпринимателями. В области торговли импорт продовольствия и важнейших видов сырья ещё до последней войны был сосредоточен в руках различных картелей и монопольных организаций.
Вся внешняя торговля и валютные операции были поставлены под контроль специально созданного комитета внешней торговли и валюты. Данный комитет одобрял создание и расширение торговых монополий и в помогал в предоставления лицензий. В итоге объём нетрестированной и некартелированной промышленности и торговли ещё до войны сильно
сократился.
В сельском хозяйстве, по примеру промышленности, были созданы комитеты, монополизировавшие закупку, импорт и экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции [11]:
- риса,
- шёлка-сырца,
- пеньки и т. д.
В дальнейшем была произведена реорганизация и «огосударствление» многочисленных сельскохозяйственных кооперативов Италии. В 1938 г. эти кооперативы были превращены в принудительные организации. Эти организации возглавляли государственные чиновники и работали под контролем министерства сельского хозяйства. На эти кооперативы, была возложена заготовка зерна и других продуктов сельского хозяйства на монопольных началах.
Закупочные операции финансировались банками и крупными сберкассами.
1.4. Картелизация российской экономики: куда она приведет
В России происходит «картелизация» экономики. Из-за проведения госзакупок на неконкурентной основе 95 процентов из них являются профанацией. Проще говоря, под неконкурентной основой подразумевается форма закупки у единственного поставщика.
Кроме того, в России наблюдается «всеобщая картелизация экономики», ст. 178 Уголовного кодекса (ограничение конкуренции) «не работает», а правоохранительные органы «устранились» от борьбы с картелями.
В прошлом году ФАС возбудила 416 дел по антиконкурентным соглашениям в сфере госзакупок, 80 процентов из них — картели. Было выявлено 298 сговоров на торгах, 262 антиконкурентных соглашения с участием госорганов (рост на 15 процентов). Картели действуют помимо
прочего в стратегически важных отраслях экономики. Это касается [20]:
- разработки сметных индексов на космодроме Восточный,
- строительства дорог и больниц,
- гособоронзаказа,
- обеспечения населения продуктами.
Из наиболее резонансных разоблачений картельных сговоров в сфере гособоронзаказа можно назвать:
- завышение цен на ракетное топливо гептил Салаватским химическим заводом в 2015 году;
- картельные сговоры на торгах при закупке самоспасателей (средств защиты дыхания). Эта ситуация возникла в рамках гособоронзаказа с 2013 по 2016 год, в которых участвовали 30 компаний;
- завышение цен ФГУП «Космическая связь», выявленное весной прошлого года.
В августе прошлого года был раскрыт самый массовый картель в истории России при проведении торгов на поставку вещевого имущества для нужд:
- МВД России,
- ФСБ России,
- ФТС России.
Ответчиками по этому уголовному делу проходили 118 юридических лиц. Было выявлено 18 открытых аукционов в электронной форме, которые прошли в условиях сговора участников на общую сумму более 3,5 млрд рублей. Виновными признаны 90 компаний. Некоторые участники картеля одновременно управляли несколькими компаниями и выставляли их на аукционы для создания видимости конкуренции на торгах.
Ценовые предложения подавались чаще всего одной организацией, несмотря на то, что в аукционе участвовали от 11 до 40 организаций.
Причем, остальные отказывались от борьбы для обеспечения победы
«нужному» участнику и поддержания цен на высоком уровне.
В январе этого года раскрыт картель при закупке компьютеров для:
- Пенсионного фонда,
- Федеральной налоговой службы,
- Федеральной таможенной службы.
В марте раскрыты картели по [26]:
- закупке лекарств,
- строительству больниц.
Таким образом, картели и картельные сговоры являются основной «формой хозяйствования» в сфере госзакупок.
Необходимо заметить, что причиной экспансии картельных сговоров является бездействие правоохранителей. Участники картелей демонстрируют высокий уровень организованности. О вышесказанном говорит наличие внутикартельного регулирующего «законодательства». Проще говоря, картели являются это важнейший тренд в развитии рыночной экономики России.
Возникновение картелей - это общемировой тренд, связанный с процессом концентрации капитала для:
- более успешного завоевания новых рынков сбыта,
- лучшего позиционирования на внутреннем и внешнем рынке.
Для успешного функционирования картелей необходимо объединение промышленного и банковского капиталов. Знаменитые японские дзайбацу (Мицуи, Мицубиси) и корейские чеболи (Самсунг, Хёндё) имеют в своем составе три-четыре корпоративных банка, которые получили название «кэптивных». Их так называют потому, что они финансируют корпоративные проекты и обеспечивают защиту от недобросовестного поглощения.
А вообще, кэптивный банк – это вид кредитной организации, созданной финансово-промышленной группой или частными лицами для обслуживания своих интересов. Название происходит от английского слова captive – «пойманный», «пленный». В мировой практике кэптивные банки могут учреждаться как офшорные кредитные организации, обслуживающие вплоть до всего одного клиента – их собственника.
В России принято называть кэптивными банки те банки, которые используются для того, чтобы:
- привлекать сторонние средства,
- перераспределять внутренние средства.
Причем, это обязательно нужно осуществлять в рамках группы взаимосвязанных компаний. Интересный факт, получение собственной прибыли от банковской деятельности для таких организаций - второстепенная задача.
Основные признаки кэптивности банка:
- принадлежность узкому кругу собственников;
- льготное обслуживание закрытого круга клиентов;
- привлечение средств под проекты определенной финансово-промышленной группы;
- льготное кредитование собственников кредитной организации и связанных с ними компаний.
Кстати, кэптивные банки несут больший риск, чем универсальные. Это объясняется тем, что их бизнес тесно связан с узким кругом компаний. Причем, чаще всего работающих в определенном секторе экономики. В таких условиях, кризис отрасли может привести к проблемам с ликвидностью или даже к более серьезным финансовым проблемам. А причина этому - большая часть кредитов выдается «своим» компаниям.
Именно таким кэптивным банком был рухнувший в Татарстане «Татфондбанк».
Доминирующие во всех сферах экономики России картели - это зародыши корпоративных дзайбацу, которые игнорируют общегосударственные интересы, нацеливаясь на удержание мнопольно высоких цен. Попытки же даже стратегически важных корпораций действовать на иной, не картельно-кэптивной основе, как правило, заканчиваются крахом. Самый показательный пример такого рода фактическое банкротство «Уралвагонзавода», производителя супертанка «Армата». Ситуация была следующая: эта организация пыталась кредитоваться у ставшего универсальным, а не кэптивным, Альфа-банке. Спасло «Уралвагонзавод» лишь решение правительства включить его в супердзайбацу госкорпорацию «Ростех».
Нужно отметить, что Федеральная антимонопольная служба не столь уж давно активно включилась в борьбу с картельными сговорами. Да и Центробанк стал усердно банкротить проблемные кредитные организации только лишь после обвала нефтяных цен.
Таким образом, можно констатировать, что правительство РФ еще не нашло оптимальный путь между Сциллой (всевластием финансово-промышленных монополий) и Харибдой (подавлением рыночных основ экономики).
Корпоративные и региональные картели-дзайбацу, игнорирующие общегосударственные интересы, — это реакция на государственный монополизм, игнорируюший корпоративный и региональный интерес.
Каким путем пойдет развитие российского финансово-промышленного капитала, который находится сейчас на этапе своего становления, пока предсказать трудно. Экономический кризис, в который все глубже погружается РФ, вызван в основном именно неуправляемостью этого процесса. Если во всем мире основной экономический рост дает малый и средний бизнес, то в России локомотивом экономики остаются крупные корпорации, всецело зависящие от госзаказа.
Запрещение картельных соглашений основывается на следующих нормативных актах:
- Конституция РФ 2016 (по состоянию на 03.10.2016) [1].
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 03.07.2016 N 264-ФЗ.) [2].