Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так к концу 2008 г. во многих развитых стран (например, в США и Великобритании), значительная часть акций крупнейших банков перешла от частных владельцев под контроль государства. Правительства развитых стран в период кризиса, одновременно с предоставлением помощи, стремились взять под контроль чрезмерную склонность частных банков к рискам (пример: введение «Банковского Акта» (BankingAct) в Великобритании). Таким образом, наблюдалось ужесточение государственного контроля над финансовым сектором. России также в дальнейшем необходимо проводить меры по предотвращению манипуляций на финансовом рынке, укреплению прозрачности и подотчетности путем усиления требований по раскрытию информации о финансовых продуктах. Финансовое регулирование должно постоянно совершенствоваться с появлением новых финансовых инструментов и инноваций.

Денежно-кредитная и фискальная политика государства, как и в других развитых странах, также должна быть направлена на стимулирование деловой активности и внутреннего спроса в кризисный период. (В этой области, наиболее нагляден опыт США). Так, в кризисный период необходимо разумное снижение налоговой нагрузки, которое оказало бы положительное влияние на экономику, но вместе с тем не привело бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям — инфляции, резкому росту бюджетного дефицита. Снижение процентных ставок ЦБ РФ, в свою очередь также окажет благотворное воздействие на деловую активность, когда как высокие ставки усложняют условия кредитования и сокращают потенциальный объем инвестиций в экономику. [2.C.57]

Также следует отметить, что в нынешних условиях эффективная антикризисная государственная поддержка реального сектора могла бы заложить основы будущей инновационной модели экономического развития страны за счет структурных перемен. Назревшая смена экономического курса и проведение структурных реформ, обусловлена тем, что снижение цен на нефть, наблюдаемое в последнее время, ведет к снижению экспортных доходов России. Снижение экспортных доходов, в свою очередь, приводит к снижению темпов экономического роста за счет высокой зависимости экономики России от сырьевого экспорта. При этом наблюдается экономическая зависимость страны от импорта промышленных товаров и сельхоз. продукции и отсутствие развитых конкурентоспособных отраслей (за исключением военной промышленности), ориентированных на экспорт вне сырьевого сектора. В связи с этим, именно развитие реального сектора должно лечь в основу новой инновационной модели экономического роста. [10. C.65]


Поэтому большое значение имеют меры направленные на развитие новых и приоритетных отраслей с высоким инновационным и конкурентоспособным потенциалом на мировом рынке. Примером может послужить политика властей Исландии, направленная на развитие инновационной энергетики основанной на возобновляемых источниках энергии и дальнейшей организацией энергоемкого производства в стране и открытием data-центров. Для России очень перспективным направлением является организация производств по изготовлению из нефти пластмасс, пластиков, полиэтилена и других полимеров[2].

Преимуществом этого направления является то, что дешевого сырья внутри страны очень много, причем продукции крупных отечественных компаний на внутреннем рынке практически нет (за исключением ОАО «Казаньоргсинтез»). Возможности развития этого вида экономической деятельности практически безграничны. (Например, недавно на 3D-принтере был изготовлен электромобиль (сырьем для которого являются соответствующие полимеры)). Для воплощения этой идеи необходимо строительство современных заводов по производству полимеров. Это в свой черед предполагает масштабных вложений со стороны государства или же привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого важно (особенно в условиях санкций) сформировать качественный климат для иностранных инвесторов. [11.C.65]

В данной сфере наиболее нагляден опыт Сингапура. Создание региональных отраслевых кластеров - технопарков, технополисов, специальных экономических зон с подготовленной промышленной инфраструктурой, благоприятным налоговым режимом и упрощёнными административными процедурами - будут способствовать привлечению и развитию не только крупных компаний, но и малых и средних предприятий, возрождению и оживлению моногородов.

Несмотря на то, что реалии "азиатского тигра" существенно отличаются от российских, можно использовать и некоторые инструменты его промышленной политики. Ёмкий внутренний рынок нашей страны (8-е место в мире) создаёт предпосылки для гибкого и умеренного использования протекционистских мер (особенно актуально в период введения ответных мер на санкции) в сочетании с фискальными стимулами (налоговые льготы, скидки, ускоренная амортизация и пр.) и льготным кредитованием, предоставлять которые можно в зависимости от качественных и количественных показателей производств. Активное импортозамещение позволит сохранить отечественные предприятия, удержать и снизить уровень безработицы. Тем самым, успешная импортозамещающая деятельность позволит укрепить экономическую безопасность страны.


На этапе экспортной ориентации поддержку фирмам также можно оказывать с помощью налоговых преференций (возврат НДС, субсидии и налоговые льготы на импортируемое оборудование, предназначенное для экспортных производств). Важным звеном в подобной стратегии будут специализированные организации, помогающие российским производителям выходить на иностранные рынки и оказывающие весь спектр информационных услуг (маркетинговые, юридические, страховые и пр.). Особое внимание в рамках промышленной политики должно уделяться программам подготовки кадров для стимулируемых отраслей. Больший акцент следует делать на подготовке работников технических специальностей, о недостатке которых довольно часто говорится в последнее время. В условиях ухудшающейся демографической ситуации в России опыт Сингапура по регулированию притока иностранной рабочей силы (пошлины на использование иностранного неквалифицированного труда и различные преференции для высококвалифицированных иностранцев) также представляет некоторый интерес.

Не менее приоритетным направлением в рамках антикризисного государственного регулирования реального сектора является повышение энергоэффективности экономики и энерго- и ресурсосбережение. В настоящее время развитые страны мира реализуют проекты по энерго- и ресурсосбережению, выполнение которых стало частью антикризисной программ. (Пример: Программа антикризисных мер США (American Recovery and Reinvestment Act)).

Выводы:

Следует отметить, что неэффективное использование энергии препятствует устойчивому и динамичному росту ВВП [4]. В то время как эффективное использование энергии позволило бы России обеспечить развитие экономики без существенного увеличения потребления энергоресурсов. Стимулирование освоения энергосберегающих технологий можно проводить как законодательным путем, вводя запрет на эксплуатации энергорасточительных и экологически грязных технологий, так предоставлением различных льгот при энергоэффективном производстве.

Заключение

Таким образом, можно сформировать основные принципы, на основе которых возможно использование зарубежного опыта антикризисного управления в российской практике:

  • научность - разработка мероприятий по внедрению методов антикризисного управления экономикой должна основываться на достижениях науки;
  • изучение, а не копирование. Бездумное копирование антикризисных мер развитых стран, в данном случае, будет нерезультативным.
  • учет специфики возникновения внедряемого опыта;
  • сохранение собственной индивидуальности;
  • адаптивность - способность приспосабливать заимствованные методы антикризисного управления к изменяющим целям объекта управления и условиям его работы.

Необходимость использования мирового опыта антикризисного управления в России в настоящее время обусловлено масштабными изменениями в геополитической сфере и в мировой экономике.

Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины XX в. оказалось интенсивное развитие международных экономических отношений. Сегодня происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимном дополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Процессы взаимодействия, сближения, экономического сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Несмотря на это стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге к большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

Библиография:

  1. Бахтараева К.Б. Сингапур: роль финансовой системы в «экономическом чуде» / К.Б. Бахтараева // Финансы и кредит. - 2015. № 39 (663). - С. 2-13.
  2. Бородаевский А.Д. Некоторые тенденции в экономике США и глобальный кризис / А.Д. Бородаевский // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - № 6. - С. 41-63
  3. Валютный рынок и валютные отношения: учебно-методический комплекс / И.А. Филиппова, Н.А. Филиппова; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск: УлГТУ, 2016.
  4. Воронов К.В. Северные страны: рациональная алгоритмика преодоления кризиса / К.В. Воронов // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 10. - С. 37-48.
  5. Каримуллина А.В. Промышленная политика Республики Сингапур: этапы, инструменты, результаты / А.В. Каримуллина // Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 3. - С. 153-167.
  6. Киреев А.П. Международная экономика. Часть I. –М.: Международные отношения, 2016
  7. Королев Ю.А. Исландия: уроки кризиса / Ю.А. Королев // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 2. - С. 81-90
  8. Манушин Д.В. Антикризисное государственное управление технологическим развитием России / Д.В. Манушин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 67-74.
  9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/ Под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2016
  10. Международные финансово-валютные отношения: учебник / А.А. Суэтин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2016.
  11. Международные финансовые рынки международные финансовые институты: учебно-методический комплекс / А.В. Денисов; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск: УлГТУ, 2015.
  12. Морулева Л.А. Анализ факторов, оказывающиих влияние на энергоэффективность экономики / Л.А. Морулева // Международный научно­исследовательский журнал. - 2015. - № 6-3 (37). - С. 75-77.
  13. Муранова А.П. Налоговая политика и модернизация экономики в странах Юго-Восточной Азии (на примере Брунея и Сингапура) / А.П. Муранова // Восточная аналитика. - 2011. - № 2. - С. 59-74.
  14. Осипова М.Г. Рынок «азиатских долларов» в Сингапуре / М.Г. Осипова // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. - 2015. - № 27. - С. 61-72.
  15. Савельев А.А. Эволюция государственной политики регулирования прямых иностранных инвестиций в Сингапуре / А.А. Савельев // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015.- № 2 (5). - С. 448-449.
  16. Селезнев П.С. Сингапурская модернизация: инновационный опыт для России / П.С. Селезнев // Власть. - 2014. - № 7. - С. 165-172.
  17. Тогоев А.И. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методические материалы. - М.: МИЭМП, 2015. - 32 с.
  18. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения: Учеб. пос. для вузов. - СПб.: ПИТЕР, 2011. -268 с.