Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

График показывает, что в результате кризиса произошло снижение потребительских цен, то есть дефляция. Однако затем темпы роста цен восстановились. Можно сказать, что количественное смягчение слабо на них повлияло. Однако за 10 лет уровень инфляции составил в среднем за год 1,9% по данным официальной статистики. Динамика размера государственного долга США за период 2007-2015 гг. в % от ВВП представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Динамика госдолга США в % от ВВП за 2007-2015 гг. Составлено по данным World Bank [11]

Как видно из диаграммы, в период кризиса и последующие 3 года госдолг увеличивался и достиг размера, равного ВВП США, после чего темпы его роста снизились. Так как количественное смягчение представляет собой, прежде всего, выкуп государственных долговых обязательств, то соответственно государство становится должно ФРС США, а значит и размер долга в условиях количественного смягчения растёт, что мы и видим на графике.

Анализ показал, что главным показателем, на который негативно повлияла денежно-кредитная политика правительства и ФРС США является государственный долг, так как антикризисные меры в основном осуществлялись путем наращивания государственного долга. Тем не менее, колоссальный дефицит бюджета не привел к катастрофическим последствиям, экономика США преодолела докризисный уровень роста экономики уже в 2010 году. Таким образом, можно сделать вывод, что антикризисная политика правительства США в условиях кризиса была направлена на увеличение бюджетных расходов и использование различных налоговых льгот, что поддерживает спрос, в первую очередь, потребительский. Эффективными мерами борьбы с финансово-экономическим кризисом явились выкуп проблемных активов банков, снижение ФРС процентных ставок и проведение программы количественного смягчения, которые позволили сдержать экономический спад в США в 2009 году. В настоящий момент целями правительства США и ФРС являются осуществление контроля за деятельностью финансовых институтов, укрепление их устойчивости к возможным шокам в мировой экономике, снижение инфляции, своевременная реакция на малейшие изменения экономической конъюнктуры и стабилизация экономического роста в целом. [10.C.76]

1.2. Формирование антикризисных стратегий в европейских странах


Вслед за США жесткому воздействию финансово-экономического кризиса подверглась европейская экономика, включая и экономику Великобритании. Следует отметить, что в Великобритании с 1997 до 2007 г. наблюдался продолжительный и мощный экономический рост (прирост ВВП составлял в среднем 2,8 %). Открытая и мощная финансовая система Великобритании с незначительным воздействием государства на экономику обеспечивала в предкризисные годы мощный приток капитала в британскую экономику. Финансовый сектор этой страны, таким образом, играл для национального хозяйства роль «локомотива» экономического роста. В то же время в экономике Великобритании стали накапливаться дисбалансы. [13.C.59] Так, к июню 2009 г. банковские активы Великобритании в 4 раза превысили ВВП страны и достигли 1,4 трлн. ф. ст. (2,296 трлн. долл.). Крупнейшие банки Соединенного Королевства настолько близко подошли к грани допустимого соотношения собственного и привлеченного капитала, что это обусловило необходимость наращивания банковского капитала при первых проявлениях негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на национальное хозяйство страны. [10.C.7]

Первым крупным банком Великобритании, столкнувшимся с проблемой недостаточной ликвидности при обострении ситуации на межбанковском рынке, стал банк Northern Rock, финансовая база которого строилась на депозитах населения (20 %) и межбанковском кредитовании (80 %). Министерством финансов 14 сентября 2007 г. было издано распоряжение о предоставлении банку Northern Rock финансовых средств по повышенной процентной ставке. Также были предоставлены финансовые средства еще семи крупнейшим национальным банкам страны. [12.C.75]

В общей сложности на это было выделено 53 млрд. ф. ст. (87 млрд. долл.) Тем не менее, в условиях нарастающей напряженности на финансовых рынках проблема ликвидности быстро трансформировалась в проблему платежеспособности Northern Rock. И 22 февраля 2008 г. банк Northern Rock был национализирован. [15.C.449] Это говорит о том, что в условиях кризиса, наблюдалось заметное усиление роли государства в регулировании экономики, нетрадиционное для Великобритании. Подтверждает данное обстоятельство и тот факт, что в феврале 2008 г. вступил в силу, так называемый «Банковский акт» (Banking Act), вводивший специальный режим, определяющий порядок работы государственных структур с банками, попавшими в «критическое положение» (Special Resolution Regime). В частности, «Банковский акт» предоставил министерству финансов право переводить банки во временную государственную собственность, а также передавать их бизнес другим собственникам. Так, кроме национализации банка Northern Rock, меры на основании «Банковского акта» были приняты в отношении банков Bradford & Bingley (правительство выкупило долги банка в 60,9 млрд. ф. ст. (100 млрд. долл.)), HBOS (HBOS продан Lloyds Banking Groups, 43,4 % акций которой в свою очередь выкупило государство) и Royal Bank of Scotland (правительство стало собственником 70 % простых акций Royal Bank of Scotland;). Таким образом, фактически прослеживается постепенная национализация финансовой сферы. Тем не менее, данные меры позволили унять панику в банковской сфере. [17]


Кроме того, Банк Англии, в борьбе с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, как и большинство центробанков других экономически развитых стран мира обратился к использованию такого проверенного макроэкономического инструмента, как ставка рефинансирования [16.C.172]. С июля 2007 г. началось медленное снижение ставки рефинансирования, которое резко ускорилось после сентября 2008 г. Уже в марте 2009 г. ставка Банка Англии опустилась до исторического минимума 5 %. Наряду с использованием этого инструмента Банком Англии было объявлено о введении нового механизма предоставления ликвидности банковской системе Великобритании. Этот механизм получил название «Специальной схемы ликвидности» (Special Liquidity Scheme, SLS) [6]. Предоставление ликвидности по схеме SLS позволяло банкам «конвертировать» неликвидные ценные бумаги в ликвидные государственные бумаги сроком на три года. Данная схема распространялась только на активы, которые уже существовали в 2007 г. За банками сохранялась ответственность по этим обязательствам. Также они были обязаны платить определенный процент за использование этой схемы. Схема была запущена 21.04.2008 и прекратила свое действие 30.01.2009. За это время ею воспользовались 32 финансовых института, общая доля которых в совокупных активах банков страны составляла порядка 80 %. [10.C.55]

Тем не менее, начавшаяся рецессия британской экономики привела к сокращению совокупного спроса в стране. Сокращение коснулось, прежде всего, потребительского спроса. В этой связи власти Великобритании приступили к его стимулированию, посредством принятия мер фискального характера и повышения социальной защиты населения. Новации проводимой государством фискальной политики в максимальной мере затрагивающих большинство населения, заключались в предоставлении дополнительных налоговых вычетов и снижением до предельно допустимого уровня налога на добавленную стоимость (15%). Помимо этого, учитывая, что в условиях кризиса возросла задолженность по налогам, власти Великобритании пошли на смягчение норм погашения задолженности, установленных в отношении сбора неуплаченных налогов, в том числе на снижение штрафных санкций, предварительных налоговых платежей, а также пеней, начисляемых на суммы задолженности. Естественно, такая мягкая налоговая политика не могла не повлиять на общий объем доходов государства (рисунок 4). [18.C.87]

Рисунок 4 Динамика доходов государственного бюджета Великобритании за 2005 - 2015 гг. Составлено по данным International Monetary Fund


На графике видно, что проведение мер фискального стимулирования в некоторой мере, спровоцировало снижение доходов государственного бюджета. Именно в период с декабря 2008 г. по конец 2009 г. ставка НДС была снижена до 15%, а в начале 2009 года введены дополнительные налоговые вычеты. В результате темп прироста объема государственных доходов показал в 2009 году отрицательный результат (-7,41). Однако все же данные меры не прошли напрасно, домохозяйства легко откликнулись на налоговое послабление, что подтверждает динамика расходов домохозяйств на конечное потребление (рисунок 5). [10.C.41]

Рисунок 5. Динамика расходов домохозяйств на конечное потребление за 2005-2014 гг., млрд. $. Составлено по данным United Nations Statistics Division

На графике видно, что начиная с 2009 г. расходы домохозяйств на конечное потребление стали увеличиваться, домохозяйства стали больше тратить и потребительский спрос в стране несколько возрос, следовательно, правительство все же достигло намеченной цели. Некоторую роль в достижении цели сыграла и политика правительства в социальной сфере, направленная на улучшение покупательской способности населения. Основные усилия здесь были направлены на сохранение и создание новых рабочих мест, и выплату пособий гражданам, потерявшим работу.

Также, следует отметить меры правительства по поддержке реального сектора экономики. Данные меры были направлены на недопущение значительного снижения объемов национального производства в период финансово-экономического кризиса. Разработанная правительством Великобритании антикризисная программа включала в себя ряд мероприятий по кредитованию бизнеса, поддержке ряда отраслей промышленности и строительства, развития транспортной инфраструктуры. Так, например, осуществлялась поддержка национальной автомобильной промышленности путем предоставления кредитов и субсидий напрямую автопроизводителям для разработки новых (особенно экологически чистых) моделей автомобилей; запуска программы утилизации подержанных автомобилей; льготного автокредитования. Меры поддержки реального сектора экономики также коснулись также строительной отрасли и развития транспортной инфраструктуры. Так, в рамках реализации этих мер правительством Великобритании было выделено 400 млн. ф. ст. (656 млн. долл.) на поддержку покупателей первого жилья. Кроме того, молодым семьям предоставлялась 30 % скидка на приобретение жилья. Кроме того, правительство организовало специальный фонд объемом 13 млрд. ф. ст. (18 млрд. долл.) для финансирования государством 110 уже имеющихся проектов (в том числе по ремонту дорог, школ и больниц) в связи с отсутствием финансирования строительных проектов со стороны частных банков. [18.C.43]


Разумеется, снижение доходов государства при одновременном росте государственных расходов вызвало рост бюджетного дефицита Великобритании, который в свою очередь был профинансирован за счет увеличения государственного долга (рисунок 6).

Рисунок 6. Государственный долг Великобритании, % от ВВП за 2006-2015 гг. Составлено по данным International Monetary Fund

Как видно из диаграммы, с 2007 года государственный долг Великобритании заметно возрос. По данным за 2015 год он составил порядка 88,9% от ВВП страны. Разумеется, значительное увеличение государственного долга объясняется проведением правительством Великобритании перечисленных антикризисных мер. Тем не менее, данные меры позволили остановить экономический спад национальной экономики (рисунок 7).

Рисунок 7. Динамика ВВП Великобритании за 2006-2014 гг., млрд. $. Составлено по данным International Monetary Fund

Итогом всех принятых мер является рост ВВП Великобритании, начиная с 2010г. и преодоление предкризисного уровня в 2014г.Таким образом, можем заключить, что антикризисные меры правительства Великобритании, позволившие остановить экономический спад в стране, в первую очередь, были направлены на стабилизацию финансового сектора, который является приоритетным для британской экономики. Так, основными методами поддержки финансового сектора являлись введение нового механизма предоставления ликвидности по схеме SLS и принятие специального «Банковского акта». Это также говорит об усилении в период кризиса роли государства в регулировании экономики. Среди других антикризисных мер правительства следует отметить проведение специальной фискальной политики и стимулирование развития промышленного сектора. [10.C.43]

Весьма своеобразный опыт антикризисного управления, используемого в развитых странах, представляют собой действия правительства Исландии. Когда разразился всемирный финансовый кризис 2008 года, так получилось, что по многим показателям в Исландии он проявился сильнее всего. Как известно, в 2003 году была приватизирована банковская система, до этого контролируемая государством. Остров стал комфортным фискальным раем для крупных транснациональных (американских, британских) банков [7]. Когда в 2008 г. эти банки рухнули, государство оказалось на грани банкротства. Например, Международный валютный фонд называет ее страной, которая пережила крупнейший по отношению к размеру экономики банковский коллапс в истории, - к 2008 году активы трех основных местных банков, Glitnir, Kaupthing и Landsbanki, в 10 раз превышали объем ВВП. Для сравнения: активы печально известного Lehman Brothers составляли 5% ВВП США. В то время как правительство США выкупало акции ключевых финансовых организаций (потратив на это миллиарды долларов), а Великобритания всеми силами пыталась спасти банки Northern Rock и Royal Bank of Scotland на деньги налогоплательщиков, Исландии ничего не оставалось, как применить следующий подход. Правительство не стало поддерживать банки и позволило им разориться. В результате крупнейшего банковского коллапса исландская крона начала стремительно обесцениваться (рисунок 8).