Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3. Позиции Сингапура в различных мировых рейтингах

The Global Competitiveness Report (Конкурентоспособность экономики

Easy of Doing Business (Легкость ведения бизнеса)

ВВП на душу населения, долл. (рейтинг IMF)

1

Швейцария

Сингапур

Люксембург

(101994)

2

Сингапур

Новая Зеландия

Швейцария

(80675)

3

США

Дания

Катар (76576)

4

Германия

Республика Корея

Норвегия (74882)

5

Нидерланды

Г онконг, САР

США (55805)

6

Япония

Великобритания

Сингапур

(52887)

7

Гонконг, САР

США

Дания (52114)

8

Финляндия

Швеция

Ирландия

(51350)

9

Швеция

Норвегия

Австралия

(50961)

10

Великобритания

Финляндия

Исландия

(50854)

По приведенным данным видно, что в 2015 году Сингапур в очередной раз (как и в 2014) возглавил список стран с наиболее благоприятным инвестиционным и деловым климатом. В рейтинге Easy of Doing Business учитываются такие моменты как легкость открытия бизнеса (регистрация предприятия), получения кредита, скорость присоединения к энергосетям, защита инвесторов, налогообложение и т.д. По рейтингу конкурентоспособности экономики Сингапур также занял высокую позицию (2-е место). В данном рейтинге учитываются качество институциональной среды, инфраструктуры, здравоохранения и образования, эффективность рынка труда, товаров и услуг, уровень технологического развития, инновационный потенциал и т.д. По уровню ВВП на душу населения Сингапур также находится в первой десятке стран.

Свои плоды принесли меры по стимулированию деятельности иностранных инвесторов, которые позволили Сингапуру занять одну из лидирующих позиций по количеству привлекаемых ПИИ (рисунок 13).

Рисунок 13. Динамика притока ПИИ в Сингапур, млн. долл. 1970- 2014.Составлено по данным Unctad Stat [18]

График показывает, что объем привлекаемых ПИИ вырос 93 млн. долл. в 1970 году до 68 млрд. долл. в 2014 году. На графике заметен резкий спад, связанный с мировым финансовым кризисом 2008 года и снижением объема привлекаемых инвестиций. Однако уже в 2010 году объем притока ПИИ полностью восстановился и превысил предкризисный уровень.


Сингапур является примером осуществления исключительно грамотной и эффективной государственной политики в отношении прямых иностранных инвестиций, которые стали основой развития экономики. В то же время необходимо отметить, что в 21в. в государственной политике произошла трансформация в сторону преимущественной ориентации на развитие национальных компаний. Правительство Сингапура осознало, что глобальные корпорации в поисках более эффективных факторов производства и более перспективных рынков в любой момент могут покинуть островное государство. Поэтому государственная политика развития экономики в долгосрочной перспективе должна опираться на внутренние источники роста.

Выводы:

Таким образом, изучение опыта антикризисного управления зарубежных стран дает возможность представления некой целостной картины. Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения и развития кризисов в России и в зарубежных странах по многим позициям не совпадают. Но данное обстоятельство не умаляет необходимости тщательного изучения этого опыта и вдумчивого, творческого подхода к его применению в процессе антикризисного управления национальной экономикой.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРИЦИПОВ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ С УЧЕТОМ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

2.1.Особенности современных международных финансовых отношений

На современном этапе экономического развития, значение международных финансовых отношений определяется также постепенным расширением внешнеторговых и других экономических связей между странами бывшей мировой системы социализма и мировой системы капитализма.

Международные финансовые отношения характеризуются также тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов.


По материальному содержанию эти отношения непосредственно связаны с национальным доходом каждой страны, с прямым или косвенным воздействием со стороны государства при его распределении и перераспределении. Международный характер финансовых отношений проявляется и тогда, когда возникают денежные обязательства между гражданами или юридическими лицами различных государств. Они основываются на пределах, связанных с государственным регулированием платежного баланса страны.

Финансовые отношения между государствами складываются по поводу формирования и исполнения бюджетов международных финансовых организаций. В этих случаях финансовые обязательства для государств- членов данной организации возникают на основе уставных положений и при условии их точного и строгого соблюдения. [17]

В этой связи возникает необходимость изучения проблем глобальной экономики как системы, комплекса международных экономических отношений. Это иной, более высокий уровень международных экономических отношений. [9.C.44]

Начавшийся в 2008 г. глобальный финансово-экономический кризис поразил своими масштабами и глубиной экономистов и политиков всего мира. Пожалуй, наибольшей неожиданностью он был для самих американцев, ведь за минувшие 25 лет они отвыкли от сильных потрясений, а последняя депрессия в этой стране была в 30-х гг. прошлого века. [10.C.65]

Такая динамика изменения глобальных экономических показателей и показателей развитых стран, безусловно, беспрецедентна. Однако она не является столь уж неожиданной: подобные события, хоть и не носившие глобального характера, неоднократно имели место на протяжении 1990-х начала 2000-х гг. в нескольких регионах мира. Крупнейшие из них - Латиноамериканский кризис 19941995 гг. и кризис в Юго-Восточной Азии 1997-1998 гг. - убедительно продемонстрировали, что в эпоху свободного перемещения капитала даже небольшие по масштабам и не очень значимые ошибки в экономической политике могут вызвать диспропорционально большую реакцию рынка и привести к глубоким и тяжелым экономическим потрясениям.

Результаты исследований современного мирового экономического состояния показывают: чтобы быстро вернуть доверие инвесторов страны, подвергшиеся кризису, должны:

во-первых, быстро девальвировать свою валюту до уровня, приводящего в равновесие баланс текущих операций, воспринимаемый инвесторами как достаточный;

во-вторых, после завершения девальвации надо проводить политику, на практике демонстрирующую, что правительство осознает происходящее и контролирует ситуацию. [10.C.43]


Если инвесторы засомневаются в этом, атака на валюту продолжится с новой силой. В зависимости от уровня доверия процентные ставки могут быть снижены сразу (как в Австралии) или удерживаться на относительно высоком уровне. При этом не стоит играть в игры с инвесторами, пытаясь удерживать курс всеми силами на неразумном уровне за счет нерационально высоких процентных ставок: это лишь сильнее подрывает доверие к политике и ведет к тяжелым негативным последствиям для экономики.

Также если в результате кризиса в банковском секторе возникла проблема плохих долгов, необходимо быстро и решительно принять меры по рекапитализации банков и стимулировать их к выявлению и работе с такими долгами.

Особого внимания заслуживает реакция мирового финансового сообщества в лице международных экономических организаций (МВФ, МБРР, ОЭСР, ВТО и других) на международный финансовый кризис. В ходе многочисленных совещаний были проанализированы причины, которые привели к международному финансовому кризису, и согласован совместный план действий. Суть его состоит в том, чтобы, по выражению М. Камдессю, создать «новую архитектуру мирового финансового рынка» в соответствии с требованиями глобализации.

Нерешенной остается проблема оптимального курсового режима, имеющая ключевое значение для перспектив интеграции национальных финансовых рынков. Без ее решения трудно рассчитывать на то, что процесс формирования глобального финансового рынка будет проходить без болезненных срывов.

Нынешний кризис наиболее остро проявился в странах, практиковавших режим гибко-фиксированного валютного курса. Из этого можно сделать вывод, что наиболее устойчивым может быть режим либо плавающего, либо жестко фиксированного курса. Сейчас мировая валютная система находится в положении, когда однозначный выбор того или иного варианта не представляется возможным. С одной стороны, режим плавающего валютного курса допускает слишком значительные курсовые колебания, которые дестабилизируют финансовый рынок. С другой, - режим фиксированного курса слишком подвержен риску спекулятивных атак. [7.C.85]

«Новая финансовая архитектура» требует также существенного укрепления и усиления роли международных организаций, в первую очередь Международного валютного фонда. Речь идет не только о его финансовых возможностях, но и о создании правовых и организационных рамок, разработке правил и процедур, в соответствии с которыми МВФ мог бы принять на себя большую ответственность за обеспечение стабильности мировой финансовой системы. [7.C.86]


Нетрудно заметить, что цель перечисленных направлений деятельности - устранить основную опасность для мировой финансовой системы, которая состоит в том, что методы регулирования финансового рынка перестают соответствовать возрастающему уровню развития и интеграции финансовых рынков. Подтверждением тому стал и нынешний международный финансовый кризис.

Финансовые рынки по своей природе нестабильны. Усиливающееся их взаимодействие и возрастающие масштабы перелива капитала усиливают риск дестабилизации национальных рынков и ее распространения на другие. В этих условиях особое значение приобретает деятельность государственных органов регулирования. Их роль на финансовом рынке усиливается с ростом объема финансовых потоков, расширением инструментов рынка, появлением новых его участников. [10.C.88]

Международный финансовый кризис показал, что даже в США, где система регулирования операций на фондовых рынках имеет давнюю историю, хорошо разработана и находится под жестким контролем Федеральной комиссии по ценным бумагам, регулирование отстает от требований рынка.

2.2. Формирование антикризисной стратегии в России

При разработке программы антикризисного управления необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Например, в современных российских условиях, в рамках поддержки финансового сектора экономики наиболее нагляден опыт антикризисной политики Великобритании. Данный опыт свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниям и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность.

Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от текущего кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна разумным образом распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе в мировом масштаб. [20.C.60]