Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Опыт США в формировании государственной антикризисной стратегии
1.2. Формирование антикризисных стратегий в европейских странах
1.3. Создание антикризисных стратегий в азиатских странах
2.1.Особенности современных международных финансовых отношений
- налоговые льготы (освобождение на 5 лет от налога на прибыль, налоговые скидки, отсутствие импортных пошлин на ввозимые инвестиционные товары и сырьё для экспортного производства, ускоренная амортизация);
- развитая инфраструктура. Правительству Сингапура удалось в довольно сжатые сроки создать качественную инфраструктуру и транспортную сеть. Так самым крупным проектом по созданию инфраструктуры было строительство промышленной зоны Джуронг (Jurong), которая, в конечном итоге, заняла площадь в 3,600 гектаров, где были проложены дороги, канализация, дренаж, линии электро-, газо- и водоснабжения; [10.C.44]
- доступная и квалифицированная рабочая сила. Для этого использовались правовые инструменты. В частности такие как: Законы "О производственных отношениях" (1966 г.) и "О занятости" (1968 г.), которые давали больше полномочий работодателю, исключая такие пункты, как повышение по службе, сокращение, увольнение из трудового договора и запрещающие забастовки. Эти меры дополнялись политикой по сдерживанию ростазарплат. Уже к 1970-м гг. трудовые издержки в Сингапуре были одними из самых низких в Азии. Например, на сборочных производствах электроники они составляли 1/10 от американского уровня и были ниже, чем в Южной Корее, на Тайване и в Гонконге.
- Логическим продолжением политики по развитию человеческого капитала стали программы по подготовке кадров. В Сингапуре с самого начала пристальное внимание уделялось техническому и профессиональному образованию.(С 1961 по 1967 г. число профессиональных и технических учебных заведений увеличилось втрое, кроме того еще одним плюсом является то, что местное население владеет английским языком). Чтобы рабочие кадры полностью соответствовали требованиям работодателей, правительство содействовало ТНК в организации центров для подготовки персонала. Так в рамках данной инициативы были созданы первые совместные учебные центы компаний Tata (1972), Rollei (1973), Philips (1975). Все проходившие подготовку в этих центрах подписывали обязательство проработать 5 лет после окончания обучения на предприятиях, финансирование обучения осуществлялось за счет правительства;
- жесткая и эффективная политика по борьбе с коррупцией (Низкий уровень коррупции многие ТНК называли главным фактором привлекательности Сингапура.);
стабильность и последовательность политики в отношении иностранных инвесторов.
1978-1985 гг.: создание и развитие капиталоёмких и высокотехнологичных отраслей промышленности при параллельном развитии новых отраслей услуг. По мере нарастания конкуренции за иностранные инвестиции в регионе и исчерпания резервов дешевой рабочей силы, в государственной политике страны произошел переход от стимулирования иностранных инвестиций в трудоемкие отрасли к приоритетному поощрению капиталоемких и высокотехнологичных производств. Особый упор был сделан на производство автокомпонентов, химических и фармацевтических препаратов, станков и промышленного оборудования, периферийного компьютерного оборудования, программного обеспечения, электронной техники, контрольно-измерительной аппаратуры, оптических и медицинских инструментов. Активно развивалась нефтехимическая отрасль.
Выполнение поставленных целей подразумевало собой продолжение политики предоставления фискальных преференций иностранным инвесторам, а также дальнейшее повышение квалификации рабочих. Так, в рамках этой стратегии были созданы межправительственные институты, которые служили эффективным механизмом технологического трансферта: Японско-Сингапурский (1982, готовивший специалистов в области обслуживания компьютеров), Германо-Сингапурский (1982, готовивший специалистов в области автоматики) и Франко-Сингапурский (1983, готовивший технологов электротехнического профиля).В реализации программ подготовки специалистов принимали участие такие известные компании, как HP, Philips, Siemens, Seiko, ASEA, Tata и др. В результате уровень образования населения значительно повысился. (Так, если в 1980 г. удельный вес лиц с образованием ниже среднего составлял 27 %, то грамотность населения в 1990 г. составила 90,3 %. А уже в 2010 Всемирный экономический форум отдал Сингапуру первое место в мире из 133 стран за высокое качество системы высшего образования [18].)
Также чтобы "нейтрализовать" сравнительное преимущество трудоемких отраслей и перенаправить инвестиции в новые была разработана новая экономическая стратегия (New Economic Policy, 1979). Данная стратегия предусматривала планомерное повышение заработной платы в течение 3-х лет. (1979-1981 гг.). Кроме того, чтобы не допустить массового притока низкоквалифицированных иностранных рабочих в 1980 г. была введена пошлина на использование иностранной рабочей силы. Повышение трудовых издержек способствовало перенаправлению потоков ПИИ из трудоёмких и низкотехнологичных отраслей в более капиталоёмкие и высокотехнологичные, тем самым помогая экономике преодолеть зависимость от дешевой рабочей силы.
Объектом особого внимания в этот период стал также сектор услуг предлагавший, в частности, транспортные, инжиниринговые, телекоммуникационные, деловые и, в первую очередь, финансовые услуги.
Развитие финансового сектора явилось не только инструментом поддержки промышленности, но и одной из ключевой специализацией страны, одним из двигателей экономики, позволившим в дальнейшем сохранить конкурентоспособность и высокие темпы роста экономики. Движущим фактором, обеспечившим приток международных капиталов, ликвидность и диверсификацию финансового рынка Сингапура стал Азиатский долларовый рынок[19]. Развитие офшорного, а не внутреннего банковского рынка было приоритетом в финансовой политике страны в силу небольшого внутреннего рынка и максимально открытой экономики. Стимулами развития Сингапура как МФЦ и притока иностранных банков в страну стали растущий поток иностранных инвестиций в Азию (требуемый обслуживания), упрощенный порядок регулирования, налоговые льготы для нерезидентов. Так, начиная с 1968 г. были последовательно отменены все налоги на доходы, выплачиваемые по банковским счетам нерезидентов. А налог на прибыль банков от их заграничных операций был снижен с обычной ставки в 40% до 10%[2].
На данном этапе также прослеживается активное участие государства в формировании государственных предприятий. Государственные компании были необходимы для развития стратегических отраслей (судостроение, судоходство, нефтехимия), требующих значительных капиталовложений. Находясь в государственной собственности, эти предприятия управлялись по коммерческим принципам: их акции котировались на биржах, а руководство компаний было подотчётно их акционерам. В условиях экономической либерализации в начале 90-х гг. большинство государственных компаний было приватизировано. Примерами подобных предприятий являются: авиакомпания Singapore Airline (SIA), производитель морских буровых платформ Keppel Corporation, нефтехимические компании Petrochemical Corporation of Singapore и Singapore Refining Corporation, портовый оператор PSA International, транспортно-судоходная компания Neptune Orient Lines, международная торговая компания INTRACO, инжиниринговая компания Singapore Technologies Engineering, строительные компании Sembawang Corporation и JTC, телекоммуникационная компания Sing Tel. Наряду с этим оказывается поддержка и национальным частным компаниям. Так, в 1976 г. была запущена программа финансирования малых предприятий (Smalllndustry Finance Scheme), в рамках которой предоставлялись дешёвые кредиты для открытия производств. В 1985 г. эта программа распространилась и на малые предприятия сектора услуг. В итоге в 1987 г. было выдано около 1125 кредитов общим объёмом 141,4 млн дол. [18.C.43]
1986-2003 гг.: завершение реструктуризации экономики и развитие национального сектора НИОКР. Существенно увеличив долю трудовых издержек в стоимости конечного продукта, Сингапур уже не мог конкурировать в трудоёмких производствах с новым поколением азиатских НИС, обладавших более дешёвой рабочей силой. Основной задачей Сингапура на этом этапе становится наращивание объёмов производства в наукоёмких отраслях (электроника, химическая промышленность, биотехнологии, фармацевтика, альтернативная энергетика). Наблюдается постепенное превращение Сингапура из производственной базы для ТНК в международный бизнес-центр и центр экспорта финансовых, медицинских, транспортных, образовательных и бизнес-услуг. Сфера услуг становится приоритетной в области привлечения иностранных инвестиций.
В конце 80-х гг. стартуют и первые программы по развитию НИОКР. Так, в рамках данного направления, было создано Агентство по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR). Среди функций Агентства по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR) значится реализация стратегий в области научно-технической политики и развития научноисследовательского потенциала Сингапура. Деятельность этого агентства направлена на обеспечение ключевых кластеров экономики квалифицированными научно-исследовательскими кадрами, поддержку исследовательских программ в университетах и исследовательских центрах. A*STAR также оказывает содействие при создании новых исследовательских институтов. Так, под его эгидой были открыты Институт биоинформатики (2001) Институт генома (2003), Институт биоинженерии и нанотехнологий (2003). Развивая сектор НИОКР, Сингапур нуждался в высококвалифицированных кадрах, в том числе способных возглавить исследовательские центры и институты. Для ликвидации дефицита научных работников в стране реализовывалась программа по привлечению иностранных специалистов и репатриации известных сингапурских учёных, работавших за границей. Благодаря усилиям A*STAR в Сингапур удалось привлечь именитых учёных в области био- и информационных технологий, медицины, микроэлектроники. Подобная стратегия дополнялась программами стипендий и грантов A*STAR для сингапурских аспирантов, обучающихся в зарубежных вузах по инженерным и техническим специальностям в области биотехнологий и микроэлектроники (National Science Scholarships в 2001 г. и A*STAR Graduate Scholarships в 2003 г.). [10.C.43]
2004-настоящее время. Переход к инновационной экономике. В последнее время правительство Сингапура не только продолжает поддерживать и без того быстро развивающийся сектор услуг в сферах торговли, логистики, информационных технологий, финансов, туризма и инжиниринга, но и стимулирует развитие этого сектора в новых отраслях (медицина, образование и массмедиа) [1]. В промышленном секторе ставка делается на авиакосмическую отрасль, биотехнологии, фармацевтику и производство медицинских инструментов, а также на дальнейшее развитие уже действующих отраслей - электроники, химии и нефтехимии, судостроения и судоремонта. Появляется всё больше инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса, работающего в сфере инновационного развития (программы Technopreneurship 21 - 1999 г., Entrepreurship 21 - 2001 г., RISE - 2009 г. и др.). Ещё одним неотъемлемым элементом государственной политики является создание и совершенствование современной инфраструктуры. При реализации инфраструктурных проектов используется кластерный подход. Так, в 2006 г. начал работать научноисследовательский кластер в области биотехнологий "Biopolis", а в 2014 г. открыт инжиниринговый кластер "Fusionopolis". Модернизации подверглась и транспортная система. Так, ныне действующая в Сингапуре транспортная система, которая включает второй в мире по грузообороту порт, аэропорт "Чанги", признанный в 2010 г. лучшим аэропортом мира, а также развитую сеть качественных автомобильных дорог. Все это весомый аргумент для выбора данной страны в качестве места ведения бизнеса. [10.C.32]
В 21 веке можно также проследить постепенную смену акцентов. С одной стороны политика привлечения ПИИ продолжает сохраняться, однако с другой стороны приоритетом становится поддержка национальных компаний. Государство стало активно помогать сингапурским предпринимателям, расширять и диверсифицировать деятельность в зарубежных странах. Так было создано Агентство Сингапура по международному предпринимательству (International Enterprise Singapore), которое непосредственно занимается продвижением сингапурских компаний на иностранных рынках и поддержкой их зарубежных инвестиций. Государственная поддержка осуществляется также и посредством льготного кредитования. К примеру, для поддержки сингапурских компаний, желающих расширяться и выходить на международный рынок, был учрежден Фонд развития предприятий (2011 г.). Следствием данной государственной поддержки стало повышение конкурентоспособности местного предпринимательства и разрастание сингапурских компаний до уровня ТНК. Примером тому являются, такие компании как: Wilmar International (Продукты питания и плантационное хозяйство), Singapore Telecommunications (Телекоммуникации), DBS Group (Банковское дело), United Overseas Bank (Банковское дело), Capita Land (Недвижимость), Flextronics International (Электроника), Neptune Orient Lines (Судоходство и логистика), Overseas Union Enterprises (Гостиничный бизнес и недвижимость) и др. В результате осуществления такой государственной политики в 21в. Сингапур превратился в активного экспортера прямых иностранных инвестиций [2].
Таким образом, рассматривая эволюцию экономической политики Сингапура, можно проследить ее адаптивность в зависимости от меняющихся обстоятельств и комплексность применяемых мер. Подобный гибкий подход, учитывающий изменения внешней и внутренней конъюнктуры, позволил Сингапуру решить многие задачи. Так, удалосьрадикально изменить отраслевую структуру, диверсифицировав промышленное производство и услуги (таблица 2).
Таблица 2. Динамика структурных сдвигов экономики Сингапура1960- 2010 гг. (доля отраслей в ВВП, в %) [10]
1960 |
1965 |
1970 |
1973 |
1979 |
1984 |
2002 |
2010 |
|
С/х и доб. промышленность |
4,1 |
3,5 |
2,9 |
2,5 |
1,7 |
1,3 |
0,1 |
0 |
Обрабатывающая промышленность |
11,9 |
15,3 |
19,7 |
23,4 |
28,5 |
25,0 |
24,3 |
22,3 |
Строительство |
3,6 |
6,8 |
7,3 |
7,5 |
6,4 |
12,2 |
4,7 |
4,5 |
ЖКХ |
2,5 |
2,4 |
2,8 |
2,3 |
2,1 |
2,1 |
1,7 |
1,5 |
Торговля |
35,9 |
29,6 |
30,2 |
28,8 |
26,4 |
19,9 |
13,3 |
16,5 |
Транспорт и коммуникации |
14,2 |
11,8 |
11,2 |
11,3 |
14,7 |
13,5 |
12,4 |
12,3 |
Финансовые и деловые услуги |
11,3 |
13,8 |
14,2 |
15,3 |
15,2 |
22,0 |
24,6 |
25,9 |
Прочие виды услуг |
16,5 |
16,8 |
11,7 |
8,8 |
5,0 |
4,0 |
17,9 |
17,0 |
Примечание: Составлено по данным Department of Statistics Singapore
Из данной таблицы видно, что если в 1960 году наибольший удельный вес в структуре ВВП приходилась на долю торговли, то в 2010 году наибольший удельный вес в структуре ВВП занимают финансовые и деловые услуги и обрабатывающая промышленность. В промышленности с нуля были созданы высокотехнологичные отрасли в сфере электроники, химии, нефтехимии, машиностроении, биотехнологии. Город-государство заметно приумножил свою значимость в мировой экономике, став важным мировым финансовым центром наряду с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом, и Цюрихом. Несомненным свидетельством экономических успехов Сингапура стали высокие позиции страны в различных мировых рейтингах (таблица3).