Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • налоговые льготы (освобождение на 5 лет от налога на прибыль, налоговые скидки, отсутствие импортных пошлин на ввозимые инвестиционные товары и сырьё для экспортного производства, ускоренная амортизация);
  • развитая инфраструктура. Правительству Сингапура удалось в довольно сжатые сроки создать качественную инфраструктуру и транспортную сеть. Так самым крупным проектом по созданию инфраструктуры было строительство промышленной зоны Джуронг (Jurong), которая, в конечном итоге, заняла площадь в 3,600 гектаров, где были проложены дороги, канализация, дренаж, линии электро-, газо- и водоснабжения; [10.C.44]
  • доступная и квалифицированная рабочая сила. Для этого использовались правовые инструменты. В частности такие как: Законы "О производственных отношениях" (1966 г.) и "О занятости" (1968 г.), которые давали больше полномочий работодателю, исключая такие пункты, как повышение по службе, сокращение, увольнение из трудового договора и запрещающие забастовки. Эти меры дополнялись политикой по сдерживанию ростазарплат. Уже к 1970-м гг. трудовые издержки в Сингапуре были одними из самых низких в Азии. Например, на сборочных производствах электроники они составляли 1/10 от американского уровня и были ниже, чем в Южной Корее, на Тайване и в Гонконге.
  • Логическим продолжением политики по развитию человеческого капитала стали программы по подготовке кадров. В Сингапуре с самого начала пристальное внимание уделялось техническому и профессиональному образованию.(С 1961 по 1967 г. число профессиональных и технических учебных заведений увеличилось втрое, кроме того еще одним плюсом является то, что местное население владеет английским языком). Чтобы рабочие кадры полностью соответствовали требованиям работодателей, правительство содействовало ТНК в организации центров для подготовки персонала. Так в рамках данной инициативы были созданы первые совместные учебные центы компаний Tata (1972), Rollei (1973), Philips (1975). Все проходившие подготовку в этих центрах подписывали обязательство проработать 5 лет после окончания обучения на предприятиях, финансирование обучения осуществлялось за счет правительства;
  • жесткая и эффективная политика по борьбе с коррупцией (Низкий уровень коррупции многие ТНК называли главным фактором привлекательности Сингапура.);

стабильность и последовательность политики в отношении иностранных инвесторов.

1978-1985 гг.: создание и развитие капиталоёмких и высокотехнологичных отраслей промышленности при параллельном развитии новых отраслей услуг. По мере нарастания конкуренции за иностранные инвестиции в регионе и исчерпания резервов дешевой рабочей силы, в государственной политике страны произошел переход от стимулирования иностранных инвестиций в трудоемкие отрасли к приоритетному поощрению капиталоемких и высокотехнологичных производств. Особый упор был сделан на производство автокомпонентов, химических и фармацевтических препаратов, станков и промышленного оборудования, периферийного компьютерного оборудования, программного обеспечения, электронной техники, контрольно-измерительной аппаратуры, оптических и медицинских инструментов. Активно развивалась нефтехимическая отрасль.


Выполнение поставленных целей подразумевало собой продолжение политики предоставления фискальных преференций иностранным инвесторам, а также дальнейшее повышение квалификации рабочих. Так, в рамках этой стратегии были созданы межправительственные институты, которые служили эффективным механизмом технологического трансферта: Японско-Сингапурский (1982, готовивший специалистов в области обслуживания компьютеров), Германо-Сингапурский (1982, готовивший специалистов в области автоматики) и Франко-Сингапурский (1983, готовивший технологов электротехнического профиля).В реализации программ подготовки специалистов принимали участие такие известные компании, как HP, Philips, Siemens, Seiko, ASEA, Tata и др. В результате уровень образования населения значительно повысился. (Так, если в 1980 г. удельный вес лиц с образованием ниже среднего составлял 27 %, то грамотность населения в 1990 г. составила 90,3 %. А уже в 2010 Всемирный экономический форум отдал Сингапуру первое место в мире из 133 стран за высокое качество системы высшего образования [18].)

Также чтобы "нейтрализовать" сравнительное преимущество трудоемких отраслей и перенаправить инвестиции в новые была разработана новая экономическая стратегия (New Economic Policy, 1979). Данная стратегия предусматривала планомерное повышение заработной платы в течение 3-х лет. (1979-1981 гг.). Кроме того, чтобы не допустить массового притока низкоквалифицированных иностранных рабочих в 1980 г. была введена пошлина на использование иностранной рабочей силы. Повышение трудовых издержек способствовало перенаправлению потоков ПИИ из трудоёмких и низкотехнологичных отраслей в более капиталоёмкие и высокотехнологичные, тем самым помогая экономике преодолеть зависимость от дешевой рабочей силы.

Объектом особого внимания в этот период стал также сектор услуг предлагавший, в частности, транспортные, инжиниринговые, телекоммуникационные, деловые и, в первую очередь, финансовые услуги.

Развитие финансового сектора явилось не только инструментом поддержки промышленности, но и одной из ключевой специализацией страны, одним из двигателей экономики, позволившим в дальнейшем сохранить конкурентоспособность и высокие темпы роста экономики. Движущим фактором, обеспечившим приток международных капиталов, ликвидность и диверсификацию финансового рынка Сингапура стал Азиатский долларовый рынок[19]. Развитие офшорного, а не внутреннего банковского рынка было приоритетом в финансовой политике страны в силу небольшого внутреннего рынка и максимально открытой экономики. Стимулами развития Сингапура как МФЦ и притока иностранных банков в страну стали растущий поток иностранных инвестиций в Азию (требуемый обслуживания), упрощенный порядок регулирования, налоговые льготы для нерезидентов. Так, начиная с 1968 г. были последовательно отменены все налоги на доходы, выплачиваемые по банковским счетам нерезидентов. А налог на прибыль банков от их заграничных операций был снижен с обычной ставки в 40% до 10%[2].


На данном этапе также прослеживается активное участие государства в формировании государственных предприятий. Государственные компании были необходимы для развития стратегических отраслей (судостроение, судоходство, нефтехимия), требующих значительных капиталовложений. Находясь в государственной собственности, эти предприятия управлялись по коммерческим принципам: их акции котировались на биржах, а руководство компаний было подотчётно их акционерам. В условиях экономической либерализации в начале 90-х гг. большинство государственных компаний было приватизировано. Примерами подобных предприятий являются: авиакомпания Singapore Airline (SIA), производитель морских буровых платформ Keppel Corporation, нефтехимические компании Petrochemical Corporation of Singapore и Singapore Refining Corporation, портовый оператор PSA International, транспортно-судоходная компания Neptune Orient Lines, международная торговая компания INTRACO, инжиниринговая компания Singapore Technologies Engineering, строительные компании Sembawang Corporation и JTC, телекоммуникационная компания Sing Tel. Наряду с этим оказывается поддержка и национальным частным компаниям. Так, в 1976 г. была запущена программа финансирования малых предприятий (Smalllndustry Finance Scheme), в рамках которой предоставлялись дешёвые кредиты для открытия производств. В 1985 г. эта программа распространилась и на малые предприятия сектора услуг. В итоге в 1987 г. было выдано около 1125 кредитов общим объёмом 141,4 млн дол. [18.C.43]

1986-2003 гг.: завершение реструктуризации экономики и развитие национального сектора НИОКР. Существенно увеличив долю трудовых издержек в стоимости конечного продукта, Сингапур уже не мог конкурировать в трудоёмких производствах с новым поколением азиатских НИС, обладавших более дешёвой рабочей силой. Основной задачей Сингапура на этом этапе становится наращивание объёмов производства в наукоёмких отраслях (электроника, химическая промышленность, биотехнологии, фармацевтика, альтернативная энергетика). Наблюдается постепенное превращение Сингапура из производственной базы для ТНК в международный бизнес-центр и центр экспорта финансовых, медицинских, транспортных, образовательных и бизнес-услуг. Сфера услуг становится приоритетной в области привлечения иностранных инвестиций.

В конце 80-х гг. стартуют и первые программы по развитию НИОКР. Так, в рамках данного направления, было создано Агентство по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR). Среди функций Агентства по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR) значится реализация стратегий в области научно-технической политики и развития научно­исследовательского потенциала Сингапура. Деятельность этого агентства направлена на обеспечение ключевых кластеров экономики квалифицированными научно-исследовательскими кадрами, поддержку исследовательских программ в университетах и исследовательских центрах. A*STAR также оказывает содействие при создании новых исследовательских институтов. Так, под его эгидой были открыты Институт биоинформатики (2001) Институт генома (2003), Институт биоинженерии и нанотехнологий (2003). Развивая сектор НИОКР, Сингапур нуждался в высококвалифицированных кадрах, в том числе способных возглавить исследовательские центры и институты. Для ликвидации дефицита научных работников в стране реализовывалась программа по привлечению иностранных специалистов и репатриации известных сингапурских учёных, работавших за границей. Благодаря усилиям A*STAR в Сингапур удалось привлечь именитых учёных в области био- и информационных технологий, медицины, микроэлектроники. Подобная стратегия дополнялась программами стипендий и грантов A*STAR для сингапурских аспирантов, обучающихся в зарубежных вузах по инженерным и техническим специальностям в области биотехнологий и микроэлектроники (National Science Scholarships в 2001 г. и A*STAR Graduate Scholarships в 2003 г.). [10.C.43]


2004-настоящее время. Переход к инновационной экономике. В последнее время правительство Сингапура не только продолжает поддерживать и без того быстро развивающийся сектор услуг в сферах торговли, логистики, информационных технологий, финансов, туризма и инжиниринга, но и стимулирует развитие этого сектора в новых отраслях (медицина, образование и массмедиа) [1]. В промышленном секторе ставка делается на авиакосмическую отрасль, биотехнологии, фармацевтику и производство медицинских инструментов, а также на дальнейшее развитие уже действующих отраслей - электроники, химии и нефтехимии, судостроения и судоремонта. Появляется всё больше инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса, работающего в сфере инновационного развития (программы Technopreneurship 21 - 1999 г., Entrepreurship 21 - 2001 г., RISE - 2009 г. и др.). Ещё одним неотъемлемым элементом государственной политики является создание и совершенствование современной инфраструктуры. При реализации инфраструктурных проектов используется кластерный подход. Так, в 2006 г. начал работать научно­исследовательский кластер в области биотехнологий "Biopolis", а в 2014 г. открыт инжиниринговый кластер "Fusionopolis". Модернизации подверглась и транспортная система. Так, ныне действующая в Сингапуре транспортная система, которая включает второй в мире по грузообороту порт, аэропорт "Чанги", признанный в 2010 г. лучшим аэропортом мира, а также развитую сеть качественных автомобильных дорог. Все это весомый аргумент для выбора данной страны в качестве места ведения бизнеса. [10.C.32]

В 21 веке можно также проследить постепенную смену акцентов. С одной стороны политика привлечения ПИИ продолжает сохраняться, однако с другой стороны приоритетом становится поддержка национальных компаний. Государство стало активно помогать сингапурским предпринимателям, расширять и диверсифицировать деятельность в зарубежных странах. Так было создано Агентство Сингапура по международному предпринимательству (International Enterprise Singapore), которое непосредственно занимается продвижением сингапурских компаний на иностранных рынках и поддержкой их зарубежных инвестиций. Государственная поддержка осуществляется также и посредством льготного кредитования. К примеру, для поддержки сингапурских компаний, желающих расширяться и выходить на международный рынок, был учрежден Фонд развития предприятий (2011 г.). Следствием данной государственной поддержки стало повышение конкурентоспособности местного предпринимательства и разрастание сингапурских компаний до уровня ТНК. Примером тому являются, такие компании как: Wilmar International (Продукты питания и плантационное хозяйство), Singapore Telecommunications (Телекоммуникации), DBS Group (Банковское дело), United Overseas Bank (Банковское дело), Capita Land (Недвижимость), Flextronics International (Электроника), Neptune Orient Lines (Судоходство и логистика), Overseas Union Enterprises (Гостиничный бизнес и недвижимость) и др. В результате осуществления такой государственной политики в 21в. Сингапур превратился в активного экспортера прямых иностранных инвестиций [2].


Таким образом, рассматривая эволюцию экономической политики Сингапура, можно проследить ее адаптивность в зависимости от меняющихся обстоятельств и комплексность применяемых мер. Подобный гибкий подход, учитывающий изменения внешней и внутренней конъюнктуры, позволил Сингапуру решить многие задачи. Так, удалосьрадикально изменить отраслевую структуру, диверсифицировав промышленное производство и услуги (таблица 2).

Таблица 2. Динамика структурных сдвигов экономики Сингапура1960- 2010 гг. (доля отраслей в ВВП, в %) [10]

1960

1965

1970

1973

1979

1984

2002

2010

С/х и доб. промышленность

4,1

3,5

2,9

2,5

1,7

1,3

0,1

0

Обрабатывающая

промышленность

11,9

15,3

19,7

23,4

28,5

25,0

24,3

22,3

Строительство

3,6

6,8

7,3

7,5

6,4

12,2

4,7

4,5

ЖКХ

2,5

2,4

2,8

2,3

2,1

2,1

1,7

1,5

Торговля

35,9

29,6

30,2

28,8

26,4

19,9

13,3

16,5

Транспорт и коммуникации

14,2

11,8

11,2

11,3

14,7

13,5

12,4

12,3

Финансовые и деловые услуги

11,3

13,8

14,2

15,3

15,2

22,0

24,6

25,9

Прочие виды услуг

16,5

16,8

11,7

8,8

5,0

4,0

17,9

17,0

Примечание: Составлено по данным Department of Statistics Singapore

Из данной таблицы видно, что если в 1960 году наибольший удельный вес в структуре ВВП приходилась на долю торговли, то в 2010 году наибольший удельный вес в структуре ВВП занимают финансовые и деловые услуги и обрабатывающая промышленность. В промышленности с нуля были созданы высокотехнологичные отрасли в сфере электроники, химии, нефтехимии, машиностроении, биотехнологии. Город-государство заметно приумножил свою значимость в мировой экономике, став важным мировым финансовым центром наряду с Лондоном, Нью-Йорком, Гонконгом, и Цюрихом. Несомненным свидетельством экономических успехов Сингапура стали высокие позиции страны в различных мировых рейтингах (таблица3).