Файл: Совершенствование финансовых отношений в рамках реализации антикризисной стратегии развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 8. Курс доллара США к исландской кроне за 2006 - 2014 гг. Составлено по данным World Bank

График показывает, что в период кризиса курс исландской кроны по отношению доллару резко взлетел. Так, если 1 доллар (USD) в 2007 году в среднем был равен 64,06 кронам (ISK), то в 2008 году он составил 87,95 крон, а в 2009 году уже 123,64. Темп роста составил, соответственно 37,30% и 40,58%. Вследствие масштабной девальвации национальной валюты, инфляция также разогналась (рисунок 9).

Рисунок 9. Динамика уровня инфляции в Исландии за 2007-2015 гг. Составлено по данным World Bank

Как видно на графике, объем экспорта Исландии за последние годы

Как видно на графике, начиная августа 2007 года, уровень инфляции стал повышаться, достигнув уже к декабрю 2008 года 18,1%. Однако, одновременно с этим, девальвация кроны создала конкурентные преимущества местным экспортным товарам, особенно продукции рыбопереработки и пищевой промышленности [8] (рисунок 10).

Рисунок 10 Динамика объема экспорта Исландии за 2007-2014 гг. Источник United Nations Statistics Division

значительно вырос. Это связано с тем, что дешевая крона обеспечила конкурентные преимущества на такие экспортируемые из Исландии товары, как рыба и морепродукты, рыбоперерабатывающее оборудование, продукцию животноводства (мясо, шерсть), а также фармацевтику. В связи с этим, правительство Исландии сделало ставку на то, что реальный сектор экономики вытянет страну из кризиса, созданного проблемами в раздутом банковском сегменте. Рассчитывая, что рыбная промышленность будет продолжать работать в устойчивом ритме, а производство не сократится благодаря большому заделу конкурентоспособности, обеспеченному также низкими тарифами на электроэнергию. Также, правительство Исландии предприняло меры по развитию инновационной энергетики, основанной на возобновляемых источниках энергии. Так, дешевая электроэнергия острова, основанная на геотермальных источниках, стала привлекать иностранных инвесторов в Исландию. Интерес, в первую очередь, проявили ТНК по производству энергоемкой продукции (Alcoa, Rio Tinto Alcan, Nordural). Кроме того, в 2010 году первый в Исландии data-центр открыла компания Verne Global. Ее также привлекли дешевые тарифы на электроэнергию и «природный кондиционер» в подарок [9]. Также, чтобы привлечь большее количество инвесторов правительство Исландии предоставило налоговые каникулы новому бизнесу и инновационным проектам со значительным снижением ряда налогов (до 50%) сроком на 10 лет [10].


В рамках борьбы с кризисом правительство Исландии также использовало общие меры антикризисного управления, применяемые в развитых странах.

Рисунок 11. Государственный долг Исландии за 2006, % от ВВП. Составлено по данным International Monetary Fund [17]

В частности, такие как: стимулирование деловой активности, путем снижения процентной ставки; субсидирование сельского хозяйства и промышленных отраслей; меры по снижению безработицы и увеличению социальных пособий в кризисный период. Проведение всех этих мер потребовало дополнительных расходов бюджета. Чтобы профинансировать бюджетный дефицит, правительство Исландии пошло на увеличение государственного долга (рисунок 11).

Как видно из диаграммы, начиная с 2007 года государственный долг Исландии начал увеличиваться, достигнув максимума в виде 95,1% от ВВП в 2011 году. Особенно заметный рост наблюдался в 2008 году. Резкое повышение государственного долга объясняется получением Исландией кредитов и займов. В частности, речь идет о займах на общую сумму 4,75 млрд. долл. полученных от МВФ и ряда иностранных государств, на проведение антикризисных мероприятий [11]. Также следует сказать и о долге Нидерландам и Великобритании в размере 1,33 млрд. евро и 2,35 млрд. ф. ст. соответственно. Это суммы, которые правительства данных стран были вынуждены выплатить своим вкладчикам разорившихся банков, в качестве компенсации согласно законодательству ЕС о гарантировании вкладов. [17]

Среди специфичных мер исландского правительства следует отметить и введение ограничений на движение капитала. Так, еще в начале кризиса (ноябрь 2008 г.) чтобы не допустить усугубления ситуации правительство Исландии приняло решение, можно сказать, попирающее условия свободного рынка, а именно ввело ограничение на движение активов иностранных инвесторов в разорившихся банках. Предполагалось, что ограничения будут действовать ближайшие шесть месяцев, но в итоге, они продержались почти семь лет. О снятии ограничений Исландия объявила в июне 2015 года. Одновременно с этим, власти обложили выводимые из страны средства налогом в 39%. Эти меры связаны с тем, что после снятия ограничений иностранные инвесторы могут начать массовый вывод капитала из страны, что может повлечь новую финансовую катастрофу. Тем самым вводимый налог должен либо воспрепятствовать массовому оттоку капитала, либо пополнить бюджет страны.

Результатом этих кардинальных мер стало то, что исландская экономика показала неплохие темпы восстановления, особенно принимая во внимание серьезность кризиса. Так, отношение государственного долга к ВВП, резко подскочившее в 2008 году, медленно, но верно снижается (рисунок 11). Страна стабильно и своевременно выплачивает международные кредиты. Уровень инфляции в среднем за 2015 год составил всего 1,63%, а это даже ниже чем в предкризисный период (рис. 9). Объем ВВП также уверено повышается (рисунок 12). [10.C.54]


Как видно из диаграммы, объем ВВП Исландии постепенно растет. Так темп роста за последние пять лет в среднем составил 5,9%. Таким образом, проведенный анализ показал, что правительство Исландии использовало кардинальные и довольно специфичные по сравнению с другими странами меры. Например, позволило крупнейшим банкам разориться, ввело ограничения на движение капитала и налог на вывод активов из страны.

Рисунок 12. Динамика ВВП Исландии за 2006 - 2014 гг., млрд. $.Составлено по данным World Bank [17]

Однако следует признать, эти антикризисные меры позволили экономики Исландии добиться восстановления и выйти из кризисного состояния.

1.3. Создание антикризисных стратегий в азиатских странах

Проводя анализ опыта антикризисного управления как такового, было бы не неправильно не рассмотреть опыт так называемых «азиатских тигров» Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, совершивших скачок от стран третьего мира до развитых стран с высоким уровнем жизни. Особенно интересным представляется опыт Республики Сингапур. Сингапур из страны, страдающей от перенаселенности, безработицы и коррупции, без природных ресурсов, со слабой производственной базой, стал одной из самых конкурентоспособных экономик мира (2-е место в рейтинге The Global Competitiveness Report, 2015[12]), страной с лучшим инвестиционным климатом (1-е место в рейтинге Easy of Doing Business, июнь 2015[13]), международным финансовым центром (3-е место в рейтинге GFCI, март 2016[14]), крупнейшим международным портом, ведущим центром нефтепереработки в Азии. [18.C.43]

За 1960-2015 гг. ВВП на душу населения Сингапура вырос с 428 долл. до 56 тыс. долл. (ВВП на душу населения в текущих ценах, по данным World Bank [15]), а средний ежегодный темп роста экономики составил 7,6% (темп роста ВВП рассчитан по данным Department of Statistics Singapore [16]). Сверхвыгодное географическое положение и часовой пояс (между Европой и Америкой), англосаксонское наследие, нация предприимчивых «эмигрантов», с одной стороны, и отсутствие доступа к большому внутреннему рынку, природным ресурсам, небольшие размеры экономики - с другой - определили уникальность условий и стратегии «экономического чуда» Сингапура. В ее основе - идея превращения Сингапура в крупнейший торговый, транспортный и финансовый центр, т.е. эффективное использование преимуществ и преобразование ограничений страны в новые возможности.


Рассмотрим основные этапы достижения «экономического чуда» Сингапура: 1959-1965 гг.: индустриализация и импортозамещение. Для Сингапура, получившего право на самоуправление в 1959 г., одной из главных целей экономической политики стало создание новых рабочих мест. В это время экономика Сингапура находилась в состоянии стагнации, а население страны росло быстрыми темпами. В данных условиях основной задачей правительства Сингапура было обеспечение занятости быстрорастущему населению и стимулирование экономического роста. В таких условиях индустриализация стала наиболее подходящим решением поставленных задач. Политика властей в данный период времени основывалась на концепции "большого толчка", согласно которой одновременное создание большого количества отраслей экономики позволит поддерживать спрос за счёт межотраслевых связей. Так, в рамках Первого плана развития (First Singapore Development Plan, 1961-1964), для создания новых рабочих мест реализовывались крупные инфраструктурные проекты (строительство жилых массивов и транспортных сетей, улучшение портовой инфраструктуры, проведение электро- и водоснабжения, телефонных сетей), развивались трудоёмкие производства (текстиля, кожевенных изделий и пр.) и туризм. Одновременно с этим, чтобы поддержать национальных производителей были введены протекционистские меры (введение и дальнейшее увеличение количества импортных квот, контроль над вхождением в определённые отрасли новых иностранных компаний).

На начальных этапах индустриализации, в рамках финансирования, Сингапур привлекал иностранные кредиты и займы (Великобритания, Всемирный банк, МВФ, Азиатский банк развития). За время проведения индустриализации внешний долг Сингапура вырос с 70 млн. до 1 млрд. сингапурских долларов. Также необходимо отметить привлечение внутренних сбережений. Особую роль в формировании сбережений населения сыграл Центральный фонд сбережений (ЦФС). Данный фонд, по сути, являлся уникальным инструментом для накопления финансовых ресурсов, выступавших источником дешевого капитала для правительства, чтобы осуществлять финансирование развития инфраструктуры. Привлечение средств осуществлялось по следующей программе. Каждый житель страны обязан был ежемесячно отчислять 20% своего заработка. Столько же переводил на его счет работодатель. Сбережения в ЦФС не подвергались налогообложению, а в инвестиционном банке на них начислялись проценты. Достигнув пенсионного возраста, держатель вклада получал всю эту сумму на руки. Но еще до выхода на пенсию он был вправе использовать 3/4 сбережений в ЦФС для приобретения квартиры. Чтобы получить квартиру, достаточно было накопить в ЦФС 20% ее стоимости, а остальное можно было внести в рассрочку. При этом не возбранялись «семейные финансовые альянсы» [17]. Дальнейшее строительство жилья осуществлялось через Совет по жилищному строительству и развитию (Housingand Development Board, HDB). (Масштабность данной программы демонстрирует то, что кконцу 1980-х гг. 80% населения проживали в домах, построенных HDB.) [10.C.43]


1966-1977 гг. Открытая экономика и экспортная ориентация. Выход Сингапура из Федерации Малайзия в августе 1965 г. лишил его доступа к рынку близкого соседа. В таких условиях в стране, не имевшей ёмкого внутреннего рынка и собственных сырьевых ресурсов, продолжать политику импортозамещения было неразумно (была произведена либерализация внешнеторговой политики: на смену импортным квотам пришли импортные пошлины). К тому же Британия объявила о закрытии к 1971 г. своих военных баз в Сингапуре, что грозило усугубить проблему безработицы, поскольку они обеспечивали работой около 20 % трудоспособного населения. В связи с этим, важнейшим направлением деятельности властей страны в рамках экспортоориентированной политики стало привлечение иностранного капитала, превратившееся в стратегию развития экономики страны на долгие годы. На данном этапе приоритетными отраслями для привлечения иностранных инвесторов были обозначены трудоемкие отрасли (текстильное производство, судостроение и судоремонт, сборка электроники). Первоначально, немногие компании решались инвестировать в Сингапур. Это было связано как с настороженным отношением ТНК к странам третьего мира в целом, которые отличались невысоким уровнем администрирования и повышенными рисками, так и с отсутствием достаточных знаний и информации о новом государстве. Несмотря на наличие ряда трудностей, правительство Сингапура смогло заинтересовать инвесторов (в частности были привлечены такие компании как: Tata, Rollei, Philips, Texas Instruments, National Semiconductor, HP, General Electric и др.) предложенным пакетом стимулирования иностранных капиталовложений. Так факторами успеха в привлечении прямых иностранных инвестиций ПИИ) стали:

  • политика открытой экономики - равные условия для внутренних и внешних инвесторов;
  • выгодное географическое положение (расположение на оживленных морских путях);

преимущество «первого хода» в привлечении ТНК. Отсутствие жесткой конкуренции за ПИИ в Юго-Восточной Азии. Малайзия, Индонезия и Таиланд в данный период времени проводили политику импортозамещения, подразумевавшую в некоторой степени протекционистскую политику по отношению к ПИИ. Филиппины не осуществляли специальных защитных мер в отношении ПИИ, однако в то время были сугубо аграрной страной, не проводившей политику привлечения ПИИ. Китай, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Северная Корея входили в лагерьсоциалистических стран и были также чужды политике привлечения иностранных капиталовложений. Таким образом, реальную конкуренцию Сингапуру в регионе составляли только Г онконг, Тайвань и Южная Корея;