Файл: Проблема межличностных отношений и общения детей игре.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На особую значимость возникновения воображаемой ситуации для дальнейшего развития игры указывал и Л.С. Выготский, говоря, что это событие как появление «игрового смысла», как фактор перехода к действию в «смысловом поле» (7). Таким образом, воображаемая ситуация. Преобразуя предметную деятельность ребенка, «оформляет» ее в «игру». Сюжетно-ролевой эта игра становится тогда, когда в ней появляются «открытые» сюжет и роль (34).

В большинстве исследований сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Д.В. Эльконин в своих работах даёт определение сюжета игры следующим образом: «Сюжет – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка» (33).

Д.В. Менжерицкая указывала, что выбор сюжета, его содержание, зависит от преобладающего мотива деятельности (22).

Детскую игру связывают с реализацией самых разных мотивов, таких как воссоздание эмоционально-значимых реальных событий; действий эмоционально-значимого взрослого, старшего ребенка. Сверстника, через принятие его роли; общение со сверстником.

Другим ведущим компонентом сюжетно-ролевой игры является роль. Роль, в наиболее общем определении - игровая позиция ребенка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие и выполнение роли Д.Б. Эльконин рассматривает как основной мотив возникновения игры (35). Таким образом, роль – смысловой центр игры, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия.

Н.Я. Михайленко в своих работах рассматривается роль как особое образование, о котором правомерно говорить в аспекте реализации сюжета игры. Роль заключает в себя осуществление детьми действий и отношений, характерных для действующих лиц, заданных сюжетом. Ребенок как бы примеривает к себе действие другого человека и реализует их особыми игровыми средствами (28).

Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру с точки зрения ее внутреннего строения, можно сказать, что она представляет собой тип деятельности ребенка, воплощающий в себе творческое к окружающей действительности через несовпадение игрового и реального действия, что рождает новый, воображаемый смысл.


1.3 Особенности межличностных отношений в ходе игровой деятельности

Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребёнка. Ведь игра хороша тогда, когда дети сами её организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. Конечно, в старшей группе часто ещё нужна помощь педагога, проявляющаяся в совете, одобрении, рассмотрении детских конфликтов. По-прежнему любимыми у детей старшей группы остаются игры в семью, детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость. В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создаёт условия для развития коллективных взаимоотношений. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих, образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создаёт ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Система предложение ребёнку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям (в роли шофёра - привезти вовремя груз; в роли строителя - построить удобную ферму и т.д.), повышает ответственность ребёнка, создаёт дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения (26, с. 82).

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе.

Игры детей со сверстниками имеют очень важное значение в процессе, общения дети делятся своими впечатлениями, ощущениями, познаниями. Вот так естественно, непринуждённо и незаметно происходит «сброс» информации, от избытка которой страдают современные дети (31).

В программе «Детство» раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» занимает одно из ведущих мест (расположен вслед за разделом, посвященным физическому развитию и укреплению здоровья ребенка). Это свидетельствует об особом отношении авторов программы к проблеме организации игры в детском саду: «Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры».


В концепциях игровой деятельности, созданных в последнее время (Л.А. Венгер, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, СЛ. Новоселова и др.), доказано: развитие сюжетной игры в дошкольном детстве начинается с сюжетно-отобразительной и индивидуальной режиссерской игр (впоследствии они образуют две самостоятельные линии становления игры). Постепенно из сюжетно-отобразительной игры вырастает сюжетно-ролевая, пик развития которой приходится на возраст 4-5 лет, когда она приобретает совместный характер. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра «затухает», зато бурно развивается режиссерская, которая из индивидуальной превращается в развернутую форму коллективной деятельности. Конец до школьного возраста характеризуется переходом к «рубежным» формам игры (16) - к игре-фантазированию, драматическим играм и играм с правилами. Их «рубежный» характер определяется тесной связью с другими видами деятельности (литературное и художественное творчество, учеба), а также с переносом акцента с игры как процесса на ее результат.

Программа «Детство», учитывая многообразие сюжетных игр, ориентирует педагогов на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности, а также вступить в контакт со сверстниками. Особое место в программе «Детство» уделяется «рубежной» игровой деятельности: в «игре-труд» дети отражают свои знания о труде взрослых, используют настоящие трудовые процессы; игра-фантазирование тесно связана с речевым творчеством, развитию которого в программе «Детство» уделяется большое внимание.

О. Солнцевав своих работах отмечает, что необходимы условия для того, чтобы дети имели возможность проявить творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны (30).

Во-первых,необходимо, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей, особенностям детской субкультуры.

Во-вторых, педагогическое сопровождение сюжетных игр должно строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

В-третьих, предметно-игровая среда детского сада должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании должны принимать участие дети (30).

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконини др.). Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Акулова О. обращает внимание на то, что в театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Также автор отмечает велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка (2).


Комарова Т. считает, что игровая деятельность и изобразительное творчество должны быть взаимосвязаны (14).

Как приоритетный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, игра имеет огромное значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления окружающей жизни, ребенок заново переживает жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Впечатления углубляются, уточняются, действуют по-новому. В этом игра во многом схожа с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления в образах игры, изобразительной деятельности, ребенок испытывает эстетические и нравственные чувства. И этот факт дает педагогу возможность связать воедино игру с изобразительной деятельностью. Речь идет об углублении у детей переживаний, расширении представлений о мире, обогащении творчества.

В распорядок дня детского сада включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные. И если их связать с изобразительным творчеством, деятельность эта для ребенка станет более интересной, привлекательной, вызовет яркий эмоциональный отклик (14).

На диагностику родительско – детских отношений в сюжетно – ролевой игре указывает О. Карабанова. Автор считает, что выявление дисгармоничных внутрисемейных отношений с помощью игры способствует своевременному обращению к специалисту, помогает в выборе правильного направления последующей психокоррекционной работы с ребенком (10).

Таким образом, на современном этапе

Одна из основополагающих идей концепции программы «Детство» - направленность педагогического процесса на развитие потенциальных возможностей каждого ребенка. Самостоятельная сюжетная игра - любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности. Однако в последних исследованиях (Н.А. Короткова, Н.Л. Михайленко, Е.Е. Кравцова, С.Л. Новоселова и др.) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне уходит из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается.

ВЫВОД:

Дети очень чутки и восприимчивы ко всему, о чём говорим и что делаем мы, взрослые. С нас они берут пример, как вести себя в той или иной ситуации. Всё в детях наших - от нас: и доброе отношение к людям, и трудолюбие, и способность честно понимать свои ошибки, и способность удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Не будем отнимать ничего из того, что делает полновесной детскую жизнь. Ребёнок жаждет общения, новизны, необычного и яркого, стремится быть приятным в среде взрослых и сверстников, иметь друзей, достигать успехов в делах.


Из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что если создать благоприятные условия для развития общения среди детей (т.е. обеспечить постоянную занятость детей, включать их в игровую и деятельность, создать предметно-развивающую среду в группе и обеспечить индивидуальный подход воспитателя к каждому ребёнку), то дети будут доброжелательно относиться друг к другу.

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

2.1. Организация и методы исследования

Задачи:

  1. Выявить уровень развития межличностных отношений детей в старшей группе.
  2. Выявить взаимоотношения детей в свободной деятельности и на занятиях.
  3. Исследовать документацию воспитателя и посмотреть, какая технология обучения используется для развития межличностных отношений в группе.

Эксперимент проводился в детском саду № 552, в старшей группе.

Методика исследования состояла из трех этапов.

I этап

Наблюдение за детьми в свободной деятельности и.

Цель: Выявить взаимоотношения детей друг с другом в свободной деятельности.

Для этого экспериментатор использует метод наблюдения, и метод беседы, в ходе которой ребенку задают, следующие вопросы:

  1. Хорошо ли тебе в группе?
  2. Хочется ли, чтобы скорее окончились выходные?
  3. Дружно ли вы играете с детьми?
  4. Как ребята считают, вы дружно живете?
  5. Можно ли про нашу группу сказать, что она самая дружная?
  6. Кто из детей тебе больше всех нравиться? Почему?
  7. Кто с тобой чаще играет? Как ты думаешь, почему?
  8. С кем ты никогда не играешь? Почему?
  9. Ссоритесь ли вы с ребятами? Как часто?
  10. Кто обычно всех мирит?
  11. А хотел бы ты играть с тем ребенком, с которым в ссоре?
  12. По каким поступкам человеку можно сказать, что он добрый, справедливый, хороший товарищ?
  13. Расскажи о добрых, справедливых, честных поступках детей, о которых ты узнал из книг?

Экспериментатор наблюдает за ребенком и фиксирует в протоколе: изменения мимики, жестов, интонации, фиксирует паузы, заминки, чрезмерную торопливость в ответах. На какие вопросы ребенок отвечает активно, с готовностью, на какие с неудовольствием, без всякого желания?