Файл: Проблема межличностных отношений и общения детей игре.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Беседа проводится в игровой форме, используя кукол-марионеток, сказочных персонажей, героев мультфильмов. В такой игре ребенку, исполняющему роль кого-то из игрушечных участников эксперимента, предлагают вообразить своего героя в детском саду. Пусть этот персонаж ответит на все вопросы, предлагаемые экспериментатором.

II этап

1. Наблюдение за работой воспитателя в процессе занятия.

Цель: Посетить занятие, выявить систему, методы и приемы, используемые педагогом на занятии.

Экспериментатор наблюдает за действиями воспитателя и детьми на занятии и фиксирует в протоколе: стиль общения взаимодействия воспитателя с детьми; направлены ли взаимодействия на развития доброжелательных отношений; методические приемы используемые воспитателем: наличие оценки, поддержки, вызывает ли интерес занятие у детей, в какой форме проходит занятие, выявить технологию применяемую воспитателем (субъект – объективные отношения, субъект – субъектные отношения).

2. Изучение документации педагога

Цель: Проанализировать годовые и текущие планы и выявить какая ведется работа по развитию у детей доброжелательных взаимоотношений.

III этап

1. Методика «ВЫБОР»

Цель: Определить, с кем предпочитает дружить ребенок, взаимные симпатии, удовлетворенность от общения.

В ходе этой методики с каждым ребенком проводится индивидуальная беседа:

- «Представь, что тебе мама купила интересную игру. Кого из ребят группы ты пригласил бы играть вместе с тобой? Почему?» (приложение №2).

- «Представь, что ты начал ходить в новый детский сад. Кого из ребят группы ты взял бы с собой? Почему?» (приложение №3).

В этой методике после эксперимента выявляются:

  1. Самые популярные дети, с которыми все хотят дружить.
  2. Дети, получившие взаимные выборы (пары, группы).
  3. Те, с кем хотели бы дружить дети, не получившие взаимности, то есть предпочитаемый ими круг общения.
  4. Дети, не пользующиеся симпатией сверстников, изолированные, невыбранные никем.

По результатам этой методики («Выбор») можно выделяется три уровня взаимоотношений детей со сверстниками.

2. Методика «ВЗГЛЯД»

Цель: изучить культуру поведения детей, выяснить, способны ли дети благодарить взрослого, товарища за помощь, услугу.

По данной методике проводится наблюдение за детьми, производится констатация выполнения детьми известных правил поведения. Фиксация производится утром (во время приёма детей), а также в течение всего дня (кто здоровается, входя в группу, кто прощается вечером; кто благодарит, вежливо обращается к воспитателю с просьбой во время приёма пищи:«В.А., дайте, пожалуйста, ложку...»)


В ходе этой методики у детей выявляются следующие умения по выполнению правил:

  1. Здороваться - прощаться.
  2. Благодарить после еды.
  3. Благодарить взрослого (товарища) за помощь, услугу.
  4. Вежливо обращаться с просьбой к воспитателю.
  5. Говорить доброжелательно, смотреть на собеседника, держаться естественно.

В итоге составляется сводная таблица всех детей группы (смотри приложение), в которой правила поведения перечисляются сверху, список группы расположен в крайней левой колонке таблицы, а правее списка - оценка самостоятельности:

ПС - полная самостоятельность.

ЭС - эпизодическая, неустойчивая самостоятельность (выполняет только по напоминанию или просьбе воспитателя).

НС - низкая самостоятельность.

ОС - отсутствие самостоятельности.

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования

Анализ полученных результатов показал, что уровень доброжелательных отношений детей в группе, оставляет желать лучшего.

В процессе анализа результатов констатирующего эксперимента была получена развернутая характеристика количественных и качественных особенностей формирования межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим результаты эксперимента, проводимые на I этапе работы. Наблюдение за детьми в свободной деятельности показало, что дети не умеют выбирать себе тот вид занятия, который ему был бы интересен. Содержание общения, должны быть связаны с потребностью ребенка. Дети в группе осознают, что к товарищу нужно относиться доброжелательно (по-доброму). Но иногда, бывает и так что, поссорившись друг с другом, (чаще происходит из-за того, что не поделили игрушку) дети не чувствуют, кто из них был прав, кто виноват в произошедшей ссоре. Дети жалуются друг на друга, на что воспитатель говорит: «Разбирайтесь сами, а то сейчас накажу обоих». Педагогический такт воспитателя, выступает на первое место, и дети не понимая суть ссоры, расходятся в разные стороны. О каких доброжелательных отношениях может идти речь. В этом возрасте общение со сверстниками должно приобретать особый смысл. Особенности общения взрослых, их пример. В этом возрасте взрослый должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка, его самоценности. Ребенку очень важна и оценка сверстников, его одобрение или даже восхищение.


На этом же этапе исследования проводился индивидуальный опрос детей. На 1 вопрос: хорошо ли тебе в группе? Дети отвечали по-разному из 11, только 4 сказали хорошо, а остальные не всегда или плохо.

На 2 вопрос большинство детей сказали, чтобы выходные никогда не заканчивались, а Паша всегда скучает по детскому саду, потому - что у него в саду у него друг Дима, и они очень любят вместе играть.

На 4 вопрос, дружно ли вы живете? Мнения детей разделились пополам: да и нет. По результатам опроса, отрицательные ответы превосходствовали над положительными. Дети отвечали на вопросы с заминками, опасаясь чего-то. Алиса отвечала на вопросы очень быстро, не задумываясь над ответом. На одни вопросы отвечали активно, с готовностью, а на другие – с неудовольствием.

Этот опрос показал, что у детей не развиты доброжелательные отношения со сверстниками. А ведь на самом деле, очень многое в зарождении личности дошкольника определяется его отношениями со сверстниками, оценками со стороны товарищей. В группе не может быть раз и навсегда установившихся симпатий и антипатий, Многое меняется, эмоциональное приятие сменяется отвержением, конфликты возникают и угасают. Один и тот же ребенок в начале года может быть лидером, а через несколько недель утратить свой авторитет, и наоборот. Поэтому изучать взаимоотношения детей между собой следует постоянно. Желательно обращаться к этому вопросу 1-2 месяца, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться, помочь отвергаемым детям, найти пути повышения статуса детей изолированных. Тогда взаимоотношения детей станут развиваться в самую наилучшую сторону.

Таблица 1

Результаты опроса детей группы по методике «Кого называют добрым человеком»

фамилия, имя ребёнка

делится вещами

помогает при затруднении

разделяет радость

сочувствует при неудаче

не обижает людей и животных

другие ответы

Баннова Саша

+

+

не забирает игрушки

Базаев Владик

+

не дерётся

Байдаков Дима

+

+

+

выручит друга!

Барышников Гоша

+

+

Ильюшенкова Регина

+

Копалин Костя

+

не ссорится с ребятами

Мещеров Паша

+

не ябедничает и не жалуется

Мусакина Алиса

+

+

+

Назарова Римма

+

+

Петрова Катя

+

хорошо играет со мной

Шпякина Валя

+

+

не оставит друга в беде


Анализ ответов (смотри таблицу №1) дает представление о моральном уровне детей и помогает определить, в каком конкретном направлении следует проводить воспитательную работу с детьми. В данном случае выяснилось, что дети под словосочетанием «добрый человек» подразумевают того, кто не дерется, не забирает игрушки, заботится о людях, умеет хорошо играть.

IIэтапом нашего исследования: наблюдение за работой воспитателя на занятии, а также просмотр документации воспитателя.

Занятия проходят в группе систематически в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду». Занятия строятся по форме урока (полная тишина, поднятая рука, полный ответ). Это все не соответствует психическому и физическому развитию ребенка, это было доказано психологами и физиологами.

Использование воспитателем словесных инструкций – является шаблонным подходом. Много указаний со стороны взрослого не нацеливает детей на осмысление собственной деятельности, установление внутрипредметных и межпредметных связей. Информирование удваивается, запомнить все сразу не возможно, у детей не развивается способность учебной деятельности, познавательной деятельности. Дети теряют интерес на занятии. Ребенок на занятии малоактивен, не включается в поиск, так как на занятии не создаются проблемные ситуации побуждающие думать, сравнивать, умозаключать. Наглядность на занятии представлена, но не всегда соответствует гигиеническим и эстетическим нормам.

Самое главное в этих обстоятельствах – это единство целей, понимание задач, методов приемов, определяющее гармоническое развитие личности дошкольника – это умение незаметно «входить», «вползать» в педагогический процесс, не создавая стрессов для детей, физически снижаясь до уровня их глаз, ориентируясь в организации работы с детьми на эмоции и чувства. Этого всего мы в процессе ведения воспитателем занятий не увидели.

Проанализировав годовые и текущие планы, можно отметить, что работа по развитию доброжелательных отношений в группе не ведется. Занятия расписаны по сетке. Индивидуальная работа строится на отработке материала в дидактических играх. Не запланированы с детьми различные упражнения и игры, направленные на развитие коммуникативных способностей, такие как «Давайте поздороваемся», «Как ты себя чувствуешь» - развитие внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого, а также игры для развития способности эффективно взаимодействовать в общении, игры направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем. Социально – нравственное воспитание детей упускается, занятия становятся на первое место.


III этапом диагностического исследования детей, были представлены методики «ВЫБОР» и «ВЗГЛЯД».

Методика «ВЫБОР»

Таблица 2

Результаты опроса детей по методике «Выбор»

(ответы на вопрос об игре)

фамилия, имя ребёнка

имена детей, которых выбирают

обоснования выбора

1

Баннова Саша

1. Алиса

мы дружим

2. Катя

2

Базаев Владик

1. Дима

он со мной дружит

2. Гоша

даёт мне играть с его игрушками

3

Байдаков Дима

1. Гоша

потому что все мы дружим друг с другом

2. Алиса

3. Костя

4. Регина

4

Барышников Гоша

1. Костя

мне интересно с ними играть

2. Дима

5

Ильюшенкова Регина

1. Дима

не жадный

2. Римма

они мне нравятся

3. В лад

4. Саша

6

Копалин Костя

1. Гоша

он со мной играет

2. Дима

мы с ним дружим

7

Мещеров Паша

1. Дима

они очень хорошие друзья

2. Гоша

3. Костя

8

Мусакина Алиса

1. Саша

играет со мной

2. Катя

дружит со мной

9

Назарова Римма

1. Валя

они мне нравятся

2. Саша

3. Алиса

10

Петрова Катя

1.Валя

интересная

2. Алиса

добрая

3. Саша

хорошие девочки

4. Регина

11

Шпякина Валя

1. Алиса

мы с ней играем

2. Регина

Мне интересно с ней

3. Катя

добрая