Файл: Проблема межличностных отношений и общения детей игре.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 3

Результаты опроса детей по методике «Выбор» (ответы на вопрос о новом детском саде)

фамилия, имя ребёнка

имена детей, которых выбирают

обоснования выбора

1

Баннова Саша

1. Алиса

дружно играем

2. Катя

дружим и играем вместе

2

Базаев Владик

1. Паша

дружим

2. Римма

потому что она маленькая

3

Байдаков Дима

1. Гоша

потому что все мы друзья

2. Алиса

3. Костя

4. Регина, 5. Владик

4

Барышников Гоша

1. Костя

с ними интересно

2. Дима

5

Ильюшенкова Регина

1. Римма

вместе играем

2. Дима

правильно отвечает на занятиях

3. Владик

просто нравится

4. Саша

не жадная

6

Копалин Костя

1. Гоша

мы дружим

2. Дима

нам интересно вместе играть

7

Мещеров Паша

1. Дима

он очень хороший друг

8

Мусакина Алиса

1. Катя

они все хорошо играют и дружат со всеми

2. Саша

3. Регина

4. Римма

9

Назарова Римма

1. Регина

вместе играем

2. Дима

умный

3. Валя

хорошая девочка, не обижает

10

Петрова Катя

1. Владик

добрый, смешной

2. Римма

смешная, интересная

11

ШпякинаВаля

1. Алиса

дружим

2. Катя

добрая

3. Регина

мы играем


Подсчитав число общих и взаимных выборов (смотри таблицу №4), мы определили уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Выбор обозначала (+), а взаимный выбор ( + = +).

Таблица 4

Обобщённые результаты опроса детей группы по методике «Выбор»

фамилия, имя ребёнка

Владик

Дима

Саша

Гоша

Регина

Костя

Паша

Алиса

Римма

Катя

Валя

1

Баннова Саша

+ = +

+

+

+

2

Базаев Владик

+ = +

+ = +

+ = +

+

3

Байдаков Дима

+ = +

+ = +

4

Барышников Гоша

+ = +

+ = +

5

Ильюшенкова Регина

+

+ = +

+

+ = +

6

Копалин Костя

+ = +

7

Мещеров Паша

+

+

+

+ = +

8

Мусакина Алиса

+ = +

+

+ = +

9

Назарова Римма

+

+

+ = +

+ = +

+

10

Петрова Катя

+

+ = +

+

+ = +

+ = +

11

Шпякина Валя

+

+

+ = +

Сумма баллов

3

5

4

3

5

3

1

5

3

3

2

Сумма взаимных выборов

1

4

2

2

2

2

0

3

2

3

1

Всего

4

9

6

5

7

5

1

8

5

6

3


На основании полученных данных можно определить статусное положение каждого ребенка и распределить всех детей по условным статусным категориям:

I – «предпочитаемые» - 1-2 выбора;

II – «принятые» - 3-5 выборов;

III – «не принятые» - 6-7 выборов;

IV – «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

Получается, что к I категории относятся: Дима, Регина, Саша; ко II – Владик, Римма, Валя, Костя; а к III – Паша, Гоша, Алиса, Катя.

УБВ = 1 + 3… III + IV

УБВ 1 + 2 меньше 11 + 0

УБВ 3 меньше 11 отсюда следует, низкий уровень благополучия взаимоотношений.

Гистограмма 1

Статусное положение каждого ребенка и распределить всех детей по условным статусным категориям

Таким образом, становится ясно, что к первой категории «предпочитаемые» относятся 9,1% детей группы, ко второй «принятые» 36,4%, а к третьей «не принятые» 54,5% .

По результатам этой методики «ВЫБОР», можно выделить и три уровня взаимоотношений со сверстниками.

Низкий.

Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативное. Хотя он имеет представление об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональном настроении окружающих. Наряду с добрыми поступками, наблюдаются частые проявления негативного поведения.

Средний.

Поведение и общение ребёнка положительно направлено. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако, в новых условиях может испытывать скованность, потребность в поддержке и наставлении взрослых. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие.

Высокий.

Поведение и общение ребёнка устойчиво, положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры, владеет разными формами и способами культурного поведения. Охотно вступает в общение в игру с товарищем.

Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров.

Правильно понимает эмоциональные состояния других, активно выражает готовность помочь, нацелен на самостоятельность.

Проявляет активный, познавательный интерес к окружающему его миру.


По итогам проведенной методики «ВЫБОР» становится ясно, что к первой категории» предпочитаемые» 9,1%, ко второй «принятые» 36.4%, а к третьей «не принятые» 54,5%.

Методика «ВЗГЛЯД».

В этой методике, за каждое правило ребенок получает оценку. После обследования всех детей группы обработка данных происходит следующим образом: по каждому ребенку подсчитывается его бал самостоятельности:

ПС = 3 балла ЭС = 2 балла ОС = 1 балл НС = 0 баллов

Если ребенок проверяется по выполнении пяти правил, то высокий уровень самостоятельности равен 14-15 баллам, средний 10-13 баллам, а низкий 5-7 баллам.

Таблица 5

Обобщённые результаты опроса детей группы по методике «Взгляд»

фамилия, имя ребёнка

здороваться

прощаться

благодарить взрослого

вежливо обращаться

говорить доброжелат.

оценка

1

Баннова Саша

ЭС

2

ПС 3

ПС 3

ЭС

2

ЭС

2

12

6 лет 5 мес.

2

Базаев Владик

ЭС

2

ПС

3

ЭС

2

ЭС

2

ОС

1

10

6 лет 5 мес.

3

Байдаков Дима

ЭС

2

ЭС

2

ОС

1

ОС 1

ОС

1

7

6 лет 3 мес.

4

Барышников Гоша

НС

0

ОС

1

ЭС

2

НС

0

ЭС

2

5

6 лет 6 мес.

5

ИльюшенковаРегина

6 лет 2 мес.

ПС

3

ПС 3

ПС 3

ЭС

2

ПС

3

14

6

КопалинКостя

6 лет 4 месяца

НС

0

ЭС

2

ЭС

2

НС

0

ЭС

2

6

7

МещеровПаша

ЭС

2

ЭС

2

НС

0

ОС

1

ЭС2

7

5 лет 10 мес.

8

МусакинаАлиса

ПС 3

ПС 3

ПС 3

ПС 3

ПС

3

15

5 лет 10 мес.

9

Назарова Римма

ЭС

2

ПС 3

ЭС

2

ЭС

2

ЭС

2

11

6 лет 5 мес.

10

Петрова Катя

НС0

ЭС 2

ЭС 2

ЭС

2

НС

0

6

6 лет 1 мес.

11

ШпякинаВаля

ПС

3

ПС 3

ПС

3

ПС 3

ПС 3

15

6 лет 6 мес.


Высокий уровень – у Регины, Алисы.

Средний уровень – у Саши, Владика, Риммы.

Низкий уровень – у Гоши, Кости, Паши, Димы, Кати.

Гистограмма 2

Уровень самостоятельности дошкольников

Итак, по результатам методики «ВЗГЛЯД» получается, что 2 человека из группы имеют высокий уровень самостоятельности и составляют (15%) от общего числа детей, средний уровень наблюдается у 3 детей, что составляет (25%), и больше всего составляет низкий уровень самостоятельности (60%).

В этой данной экспериментальной группе наблюдается низкий уровень самостоятельности. Дети не всегда стараются помогать друг другу в различных ситуациях, часто не благодарят товарища за оказанную помощь. Очень часто о добрых вежливых словах напоминает воспитатель.

ВЫВОД:

Полученные результаты показали, что у дошкольников низкий уровень развития доброжелательных отношений в группе. Для дошкольников данной группы характерно неумение доброжелательно относится друг к другу, у детей наблюдается низкая самостоятельность в свободной деятельности.

К сожалению, наблюдения показали, что педагог не расширяет представления детей о взрослых людях, детях и их взаимоотношениях. Воспитатель не побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: не только успокаивать, но и сочувствовать. Не углубляет представления об освоении культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах. Не развивает у детей гибкого ролевого поведения при развертывании сюжетной игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.

Необходимо самому педагогу пересмотреть свое отношение к детям, помочь в развитии способности устраивать коммуникативные связи. Если ребенок не имеет опыта делового общения, то ему надо помочь его приобрести, а для этого – создать условия, чтобы он поупражнялся в различных обсуждениях проблемных вопросов.

Провозглашенный сегодня принцип вариативности в образовании предоставляет воспитателю возможность выбирать любые программы и технологи, для организации педагогического процесса, что повышает его ответственность за результативность своего педагогического воздействия на ребенка.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения со сверстниками.

При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника чувств дошкольника: радости, гнева, нежности, сочувствия и других переживаний.