Файл: Проблема межличностных отношений и общения детей игре.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Идея добра, доброты, бескорыстного внимания к внутреннему миру и жизни другого человека - стержень отечественной духовности и культуры. Этот эмоционально-ценностный стержень личности закладывается в дошкольном возрасте» (3, с. 9).

В настоящее время, начиная с самого раннего возраста, необходимо много внимания уделять формированию доброжелательных отношений детей друг с другом. Особенно актуален этот вопрос в наши дни, когда мир начинает переворачиваться от злобы и насилия.

Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получила свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становиться личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место (19, с. 17).

Важную роль в жизни каждого человека играет межличностное доброжелательное общение.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнера.

Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становиться важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Так, взрослые расширяют представления ребенка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становиться важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается все делать правильно, стремиться к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми. Контакты со сверстником приносят ни с чем ни сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (добрые личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми (17).


В соответствии с исследованиями М.И. Лисиной, «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Доброжелательное общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению» (18, с. 84).

Часто родители озабочены в первую очередь образованием ребёнка. Гонка за результатом становится нормой жизни малыша с первых недель его пребывания на Земле. В такой ситуации на воспитателях лежит большая ответственность за то, чтобы донести до детей простую человеческую идею превосходства доброты и любви над материальными благами, научить их сопереживать и жертвовать своими интересами ради других детей (1).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение для межличностного развития дошкольника. В ней ребёнок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя определённую роль, дошкольник создаёт особую действительность, в которой он является социально значимым лицом. Многое в сюжетно-ролевой игре имеется в виду, держится в плане представления. При этом развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей, координировать их. Рядом с видимой действительностью строится мир воображаемый. Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего, для социального развития ребёнка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью.


Трудности в становлении межличностного доброжелательного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного доброжелательного общения со сверстниками, взрослыми людьми. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.

Цель: выявить особенности межличностных отношений со сверстниками у дошкольников.

Объектом исследования является, процесс межличностного общения старших дошкольников друг с другом.

Предметом исследования являются, условия формирования доброжелательного отношения сверстников друг к другу.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее положение, мы предполагаем, что сюжетно ролевая игра является наиболее оптимальным средством для создания эффективных межличностных отношений между детьми дошкольного возраста. Доброжелательные отношения детей друг к другу будут развиваться, если созданы условия, побуждающие детей к взаимодействию и общению друг с другом.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, по проблеме, и проанализировать различные подходы в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками.
  2. Разработать экспериментальные методики констатирующего эксперимента.
  3. Выявить особенности формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методы исследования:

библиографический (изучение литературных источников по проблеме);

интерпретационный (обработка и интерпретация результатов).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ


Проблема межличностных отношений и общения в детской игре

Для изучения данной темы были определены такие понятия, как общение, доброта, дружба, чувства, сочувствие, отношение, справедливость.

Общение - это взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Чувство - это способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений.

Сочувствие - это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Отношение - это взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве.

Справедливость - это справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие (24).

Так эти понятия толкуются в словаре Ожегова. Но некоторые психологи и педагоги дают своё толкование. Например, М.И. Лисина под общением подразумевает взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (18, с. 8).

А чувство, по мнению A.M. Виноградовой, это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека (6, с. 5).

Доброта же, считает С.А. Козлова, качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро (12, с. 17).

Перед дошкольной педагогической наукой и практикой, как отмечает Виноградова А.М., в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особой значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитание положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной (6).

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции - сложный педагогический процесс, в его основе лежит развитие чувств (20)

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир (15).


«Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя», - говорил К.Д. Ушинский (32, с. 66)

Воспитанию нравственных чувств в истории русской, отечественной и прогрессивной зарубежной педагогике всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

В современной педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребёнка уделял В.А. Сухомлинский (23, с. 20). Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребёнка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Психологи и педагоги подчёркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться в отношении ребёнка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства, уверенности в себе или, наоборот, чувство неполноценности, отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины), к коллективу, к искусству (23).

Для формирования чувств ребёнка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут служить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения (21).

В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребёнка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живёт. Условия эти - положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребёнок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Такие положительные состояния как бодрость, радость, весёлое оживление, чувство защищённости, уверенности в своих силах - благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребёнка; отрицательные: состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний - угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желёз внутренней секреции.