Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– сформировались отделы фирмы, построенные по географическому принципу. Руководители подразделений подчинялись напрямую президенту фирмы, а также делегировали часть своих административных полномочий нижестоящим подчиненным;

– многофункциональные менеджеры территориальных филиалов подчинялись непосредственно руководителям производственных отделений и были ответственны, прежде всего, за промышленное состояние паровозов, железнодорожных линий, а также за уровень сервиса пассажиров [3].

Появление новейших административных структур оказало грандиозное влияние на всю систему капиталистических отношений. Впервые на первую роль выдвинулось понятие «эффективного управления» как залог эффективной деятельности фирмы. Колоссальное число агентств, кооперативов и небольших компаний, занятых быстрой транспортировкой грузов, обанкротились. Взамен них в американском бизнесе сформировалось ряд основных железнодорожных компаний, давших толчок позже к развитию организационных структур новейшего типа – корпораций [5].

К окончанию XIX века во многих отраслях индустрии преобладали огромные производственные организации. Таким образом, возникла многофункциональная организационная структура (рисунок 1.1), которую еще называют классической [6].

Функциональная модель подразумевала деление организации на единичные подразделения, соответствующие различным областям деятельности компании. Традиционно выделялись последующие области деятельности фирмы: производство, сбыт, финансы.

Главная концепция заключилась в специализации деятельности фирмы, чтобы, в конечном счете, уменьшить излишнюю нагрузку менеджеров высшего звена. Таким образом, руководство осуществлялось по функциональному принципу, где главное внимание уделялось основным сферам деятельности фирмы.

Президент

Исследования и разработки

Финансы

Производство

Маркетинг

Рисунок 1.1

Схема функционального управления

Многофункциональная организация продемонстрировала, собственную эффективность прежде всего там, где компания считается монопродуктовой. С увеличением объемов фирмы, количества обслуживаемых сегментов рынка организация управления сбытом и производством разных товаров требует разработки дополнительных стратегий и программ. Функциональная специализация в таком случае ведет к значительному росту функциональных отделов и секторов, увеличению нагрузки на центральный аппарат управления фирмы, возникновению дополнительных задач, стоящих пред управляющими среднего звена. Функциональное управление в данном случае становится малоэффективным и приводит к смещению в худшую сторону финансового состояния компании. Именно из-за возрастающей нестабильности внешней среды, сложностью управления в рамках функциональной специализации, многочисленные фирмы к 20-ым годам XX столетия начали приступать к принципиально новейшей организационной структуре. Разработчиками новой организации управления были Альфред П., А Слоун и Пьер С. Дюпон. Поводом для разработки новой организационной инновации послужили, прежде всего, следующие факторы:


– развитие процессов диверсификации, то есть переход от малопродуктивной ориентации к много продуктовой;

– значительный рост ключевых отделов корпорации и вызванная в связи с этим перегрузка ответственности функциональных менеджеров;

– кризис управленческой деятельности во многих компаниях, в связи с этим их тяжелое финансовое состояние;

– развитие научно-технического прогресса способствовало значительному росту целей, стоящих перед фирмами [6].

Основная идея нового управления состояла в разделении компании не по функциональному, а согласно продуктовому принципу или, иначе говоря, дивизиональному [3].

Дивизиональная структура управления (рисунок 1.2) состояла в формировании полусамостоятельных производственных филиалов – «центров прибыли», которые функционировали согласно принципу самоокупаемости и были ответственны за получение прибыли. Для максимально эффективного управления Слоун основал генеральную дирекцию, которая занималась рассмотрением финансовых результатов отделений, распределением ресурсов между дивизионами и стратегическим планированием [3].

Хотя дивизиональная структура управления была изобретена ещё в 20 х годах, но, главные её достоинства согласно достоинству, были оценены к началу 50 х годов, в рамках конгломерата и, немного позже, транснациональных корпораций [3].

Президент

Исследования и разработки

Финансы

Производство

Маркетинг

Производство

Подразделение 2

Финансы

Исследования и разработки

Маркетинг

Подразделение 1

Рисунок 1.2

Дивизиональная структура управления

Таким образом, вторая половина XIX века – начало XX века – это эпоха становления первых современных экономических структур управления и формирования корпоративных структур.

2-ым большим шагом формирования капиталистических отношений возможно рассматривать промежуток, принадлежащий к 50–70 годам XX века, то есть промежуток, уже после завершения 2-ой мировой войны. Перемены в организационной структуре, формах и методах управления совершались на многих больших фирмах мира. Данные изменения обусловлены специфическими причинами:

– развитие научно-технического прогресса;

– значительный рост размеров фирмы и в связи с этим рост стоящих перед управляющими задач [3].

В данный период стремительно развивается наука управления, которая переносит акцент своего внимания на теоретическую разработку системы управления крупными фирмами, характеризующиеся обширной номенклатурой издаваемой продукта [3].


Образованию корпоративных структур способствовали процессы диверсификации, особенно усилившиеся уже после II мировой войны. Большая часть фирм стремились расширить собственное влияние на многие отрасли промышленности, торговли, автотранспорта и банковской сферы. Диверсификация была обусловлена стремлением компаний отыскать выгодные сферы приложения своих капиталов, компенсируя потери в одной отрасли, увеличением прибыли в другой. Перелив денежных средств в отдельных случаях приносил к тому, что многие фирмы превращались в корпорации, обладающие огромным перечнем издаваемой продукции [3].

Конгломерат – логическое продолжение формирования дивизиональной структуры управления. Именно в середине XX столетия были оценены плюсы дивизионального управления, что и оказало главное влияние на формирование конгломератных форм организации. Ключевые достоинства управления в рамках конгломератной корпорации [6].

1 Возможность раздельного принятия стратегических и оперативных решений и выделения соответствующих «зон ответственности».

2 Вероятность сосредоточивать потоки денежных средств от диверсифицированных типов деятельности и направлять их в более экономически эффективные проекты.

3 Децентрализация оперативной деятельность способствовала формированию инициативы и чувства ответственности у управляющих среднего звена фирмы, а кроме того ликвидировала большинство конфликтов, порождаемых жесткой централизацией управления.

К третьей стадии принадлежит современный период, это- конец XX – начало 21 формирования капиталистических отношений характеризуется массовыми сдвигами и трансформациями всей мировой экономической системы. Можно отметить последующие главные факторы.

1 Развал Советского Союза, что повлекло за собою устранение огромных социалистических государств, формированию новейших самостоятельных стран, перебросившихся на рыночные принципы функционирования национальных экономик.

2 Напряжение конкурентной борьбы. Стремительно распространение достижений технологической революции влечет за собою высококачественное непрерывное обновление товаров. Вывод на всемирную арену фирм из азиатских стран.

3 Сильные интеграционные движения; образование Европейского Союза и внедрение единого рынка оказывает воздействие на финансовые инвестиции.

4 Усилилось неравенство между уровнем экономического развития многочисленных государств и отдельных регионов:

5 Развитие нынешней информационной технологии обусловило практически во всем мире структурные сдвиги, и открыли новейшие направления предпринимательской деятельности [5].


Основным аспектом формирования мировой экономики в конце XX века стало развитие постиндустриального общества и появление новейшей транснациональной инфраструктуры, получившей наименование «информационное общество». С каждым днем роль и значение информационной технологии постоянно увеличивается. Переход к постиндустриализму со временем приводит к принципиально значимым изменениям. Радикальные перемены затрагивают, прежде всего, экономику и технику, меняют общественную структуру общества, ведут к главным изменениям в сфере менеджмента. Бурное формирование информационных технологий к окончанию XX века коренным способом меняет все сферы деятельности людей – предпринимательство, образование, науку, досуг, а кроме того привело к возникновению подобных определений как «Internet», «цена информации», «мировая паутина». Персональные пк со временем становятся важным атрибутом хозяйственной жизни. Их использование улучшает доступ к всевозможной информации. Именно персональные пк покончили с различного рода издержками, связанными с координацией деятельности работы подразделений, исследованию общей политики и множеством других внутренних трудностей. Введение так называемой электронной почты делает работу с документами и информацией максимально гибкой. Новейшие информационные технологии требуют и совершенно нового подхода к организации структуры управления. Модификация компаний начинается с той логической посылки, то что каждая фирма может быть организована лучше [7].

Электронная почта – мощный фактор уменьшения управленческих иерархий любой корпорации. В случае если коммуникационные системы достаточно хороши – много уровней управления и не требуется. Среднее звено управления, передающее данные вверх-вниз согласно командной цепочке, сегодня ранее не представляет той значимости, то что раньше. Фирмы, которые наиболее благополучно притягивают по сети все виды ресурсов, будут работать существенно успешнее. Тысячи компаний всего мира уже сейчас меняются информацией через электронную систему Electronic Document Interchange, либо EDL. Фирмы, которые тесно сотрудничают и связаны контрактными отношениями, выполняют ряд деловых операций автоматически [8].

Новейшая обстановка нарушает привычную логику корпоративных действий, кардинально меняя ориентиры, которыми фирма обязана руководствоваться в своей деятельности. Умение применять информацию, производить её и обеспечивать её коммерческое распространение становится основным ориентиром в мире современного бизнеса. Косвенные свидетельства тому – беспрецедентный бум корпораций в области производства информации и обрабатывания сведений [7].


Таким образом, основной проблемой конца XX и начала 21 века стает переход к сетевым организационным структурам (рисунок 1.3).

Компания производитель

(Азия)

Разработка и дизайн производимой продукции

(Канада)

Компания, обслуживающая счета и ведение бух учет

(США)

Транспортная компания

(Корея)

Компания дистрибьютер

(Европа)

Рисунок 1.3

Сетевая организационная структура

Коммерческая и производственная деятельность компаний все наиболее усложняется и фирмы обязаны находить новейшие способы приспособления к изменениям среды. Можно отметить следующие главные особенности менеджмента на современном этапе:

– для усовершенствования оперативной деятельности разрабатываются новейшие подходы к управлению производством;

– рост масштабов деятельности кампаний (почти все крупнейшие компании представляют собой глобальные диверсифицированные международные корпорации);

– стратегический ресурс – информации. Усилия многочисленных компаний ориентированы на разработку способов, позволяющих предельно эффективно использовать новые информационные технологии [9].

Переход к сетевым организационным структурам происходит и в других отраслях промышленности. Постоянная возрастающая роль связей между потребностями и принимаемыми для их удовлетворения решениями, стает главным условием успеха в конкурентной борьбе. Особое значение приобретает способность предвидеть будущее и идентифицировать вовремя проблемы. Новые принципы менеджмента формулируют становление предприятий – сетей. Выживание учреждений в новейших неустойчивых обстоятельствах будет зависеть от умения компании вовремя следовать за развитием научно-технического прогресса и потребностями рынка [9].

Таким образом, при переходе от одного этапа к другому, происходит эффективное развитие структур управления, в самой структуре появляются новые подразделения, которые и помогают развиваться и добиваться улучшения системы управления.

1.3 Основные проблемы и тенденции развития менеджмента на крупных предприятиях РФ