Файл: Документирование и инвентаризация (основные методы бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные принципы организации бухгалтерского учета на предприятии
2.Основные методы бухгалтерского учета
2.1.Документирование как инструмент ведения хозяйственных операций
2.2. Инвентаризация как инструмент ведения хозяйственных операций
3.Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии
- Положение Общества «Учетная политика для целей бухгалтерского учета» № П3-07 Р-0251 ЮЛ-518;
- Положение Общества «Порядок действий рабочих инвентаризационных комиссий при проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей» № П3-07 Р-0306 ЮЛ-518;
- Методические указания Общества «Инвентаризация активов и обязательств» № П3-07 С-0072.
До начала проверки фактического наличия имущества членам РИК надлежит получить от материально-ответственного лица (далее МОЛ) последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы о движении ТМЦ[30].
Последними документами по приходу ТМЦ являются ТОРГ-12, ф. № М-4; ф. № М-15, ф. № М-11, ф. № МХ-1.
Последними документами по расходу ТМЦ являются ф. № М-11, ф. № МХ-3, ф. № М-15, ТТН.
Председатель РИК письменно визирует все приходные и расходные документы на фактическую дату проведения инвентаризации, что является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по данным бухгалтерского учёта[31].
Инвентаризация ТМЦ проводится по состоянию на 01 октября, РИК выезжает на место проведения инвентаризации в период 10-17 ноября согласно Графику проверки фактического наличия ТМЦ. К моменту начала инвентаризации приходно-расходные документы за октябрь и документы за первые числа ноября уже сданы специалистам в бухгалтерию и отражены в бухгалтерском учёте.
Эти документы не являются последними, председатель РИК не имеет возможности их завизировать. Приходно-расходные документы за ноябрь, ещё не переданные МОЛом к моменту прихода РИК и находящиеся в подотчете у МОЛа, являются последними приходно-расходными документами. Последние приходно-расходные документы, завизированные председателем РИК, в дальнейшем передаются МОЛом в бухгалтерию в установленные сроки. МОЛ расписывается на первом листе в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в организацию по ведению бухгалтерского учета и все ценности, поступившие ему в подотчет, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Это исключает возможность предъявления в дальнейшем МОЛом забытых или фиктивных приходно-расходных документов. Сведения о фактическом наличии имущества записываются РИК в описи с фактическим пересчетом (Приложение 1).
Предоставление от работников бухгалтерии перечня ТМЦ по данным бухгалтерского учета по состоянию на дату проведения инвентаризации[32].
Данные о фактическом наличии ТМЦ заносятся членами РИК в описи с фактическим пересчетом на основе информации, предварительно отраженной в нетиповых предварительных инвентаризационных описях - рабочих тетрадях/книгах (Приложение 2), прошнурованных, пронумерованных и завизированных председателем РИК, в которые РИК записывает количество фактически подсчитанных (взвешенных, обмеренных) ТМЦ в хронологическом порядке (порядке расположения ценностей по каждому месту хранения/нахождения).
Использование рабочих тетрадей исключает возможность формального проведения инвентаризации: фактическое наличие имущества записывается только после фактического подсчета, не сравнивая с данными бухгалтерского учета. Кроме того, ведение рабочей тетради (Приложение 2) позволяет заносить информацию в тетрадь в порядке расположения ТМЦ по каждому месту хранения/нахождения, в то время как в инвентаризационной описи ценности располагаются в другой последовательности.
В случаях, когда одни и те же ТМЦ расположены в нескольких местах (на нескольких стеллажах, штабелях, помещениях и т.д.), появляется необходимость подсчета итогового количества путем суммирования количества по каждому местонахождению, поскольку в инвентаризационной описи предусмотрено по одной строке для каждого номенклатурного/инвентарного номера. Записи в рабочих тетрадях производятся от руки, подтверждаются подписями всех членов РИК и МОЛа в конце рабочего дня. По данным рабочей(их) тетради(ей) члены РИК заполняют опись с фактическим пересчетом (Приложение 1).
Рабочие тетради не передаются работникам бухгалтерии, а хранятся у председателя РИК до момента утверждения и подведения итогов инвентаризации[33].
ТМЦ, поступающие/отпущенные во время проведения инвентаризации, принимаются/отпускаются МОЛами в присутствии членов РИК. В приходных/расходных документах делается отметка за подписью председателя РИК (или, по его поручению, за подписью члена комиссии). В этом случае РИК составляет инвентаризационные описи ТМЦ/МПЗ, полученных во время инвентаризации согласно Приложению 3 и инвентаризационные описи ТМЦ/МПЗ, отпущенных во время инвентаризации согласно Приложению 4.
Фактическое наличие, указываемое РИК в инвентаризационной описи, определяется по формуле:
фактическое наличие, количество (сумма) в описи
= фактически выявленное количество (сумма) в рабочей тетради
+ документально подтвержденный расход количества (сумма)
- документально подтвержденный приход количества (сумма)
Инвентаризация проводится по состоянию на 01 октября. РИК подсчитано (занесено в «рабочую тетрадь») фактическое наличие 10 штук ТМЦ на 20 ноября (на дату снятия РИК фактических остатков).
МОЛ предоставляет РИК копии документов, по которым произведен приход 3 штук указанного ТМЦ от 11 ноября и расход 7 штук (от 31 октября.
В инвентаризационной описи по состоянию на 01 октября РИК указывает фактическое наличие 14 штук ТМЦ (10 – 3 + 7).
Если, МОЛ не может документально подтвердить приходно-расходные операции, то в этих случаях РИК указывает в описи с фактическим пересчетом выявленное количество (сумму) ТМЦ без корректировки на приходно-расходные операции.
Сведения о фактическом количестве выявленных ценностей записываются в описи с фактическим пересчетом цифрами в графу Фактическое наличие на момент пересчета. В графе Фактическое наличие, количество цифрами указывается фактическое количество обнаруженных комиссией ценностей. При выявлении недостачи ТМЦ в графе Фактическое наличие, количество ставится прочерк (в случае полного отсутствия имущества в наличии), либо количество фактически выявленных ценностей (в случае частичной недостачи).
В графе фактическое наличие, стоимость (руб. коп.) в случае полной недостачи ставится прочерк, в случае частичной недостачи возможны следующие варианты:
- указывается сумма, определяемая путем умножения установленного фактического количества на цену за единицу учёта, определенную по данным бухгалтерского учета (для ТМЦ, стоимость частей которых можно оценить пропорционально общей длине, протяженности и пр.);
- ставится прочерк, если требуется оценка рыночной стоимости недостающей части (для ТМЦ, оценка части которых не может быть произведена исходя из натуральных показателей).
Председатель РИК истребует от МОЛ письменные подробные объяснения в произвольной форме как о выявленных излишках, так и о выявленных недостачах в его подотчете[34]. На каждый факт обнаружения излишков, недостач или пересортицы МОЛ составляет объяснительную записку в одном экземпляре (пояснения по всем выявленным расхождениям могут быть указаны в одной объяснительной) и передаёт её (их) председателю РИК. Письменные объяснения МОЛа передаются на рассмотрение в Центральную инвентаризационную комиссию (далее ЦИК). При отказе МОЛа давать какие-либо объяснения по возникшим отклонениям, РИК составляет Акт произвольной формы об отказе МОЛа дать письменные объяснения (Приложение 5). Акт подписывается председателем и членами РИК.
Инвентаризация ТМЦ, хранящихся на складах сторонних организаций (переданных на ответственное хранение, в переработку) может проводиться как путем фактического пересчета ценностей, так и документальным методом: путем проверки документов, по которым ТМЦ переданы сторонней организации. Все несоответствия, не подтвержденные первичными документами, будут расцениваться, как расхождения и должны быть отражены в инвентаризационных описях, с обязательным составлением сличительных ведомостей.
Инвентаризация складов с большим количеством и широкой номенклатурой ТМЦ проводится, как правило, в порядке расположения ценностей. При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного МОЛа инвентаризация проводится последовательно по местам хранения[35].
После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение. По ТМЦ, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.
Определение веса (объема) навалочных материалов (песок, гравий, щебень и т.д.) производиться на основании инструментальных обмеров и технических расчетов.
РИК обязана подготовить и представить в Центральную инвентаризационную комиссию на рассмотрение:
- перечень неликвидных материалов, товаров, готовой продукции, ОС, оборудования к монтажу и объектов капитальных вложений, в том числе незавершенного строительства, утративших свои потребительские свойства и непригодных к использованию по прямому назначению.
- перечень не востребованных производством ОС (находящихся без движения более одного года), оборудования к монтажу и объектов капитальных вложений, в том числе незавершенного строительства, которые в будущем могут принести Обществу экономические выгоды.
При инвентаризации трубной продукции и металлопроката МОЛ должен предоставить сертификаты качества на данные ТМЦ[36].
В сертификате качества вес м.б. указан:
- теоретический (в случае если в сертификате качества указан теоретический вес, то пересчет осуществляется по теории, путем измерение длины, диаметра и толщины стенки, сверяя с сертификатом качества (партии, вес);
- фактический (в случае если на сертификате качества на трубной продукции и металлопроката указан фактический вес, то пересчет осуществляется путем сверки данных отраженных в сертификате и на товарных ярлыках пакетов с трубой, с обязательном 100% взвешиванием).
При инвентаризации трубы с изоляционным покрытием пересчет осуществляется по теоретическому весу черной трубы, указанной в сертификатах качества путем измерение длины, диаметра и толщины стенки. Все параметры перемножаются. Необходимо сверить данные отраженные в сертификате качества и на товарных ярлыках пакетов с трубой (партии, длины, размера трубы), в случае отсутствия ярлыков и данных в маркировке на трубе, трубы проверяются по фактической массе путем 100% взвешивания.
Кабельно-проводниковая продукция в бухтах, барабанах у которых концы кабельно-проводниковой продукции не изолированы, перемер производиться путем перематывания специальным отмоточным механизмом на пустой барабан. Барабаны в заводской упаковке, у которых концы кабельно-проводниковой продукции изолированы, перемер не производится и данные по наименованию и длине списывается с заводской бирки барабана. На все оборудование проверяется наличие технической документации.
Инвентаризации подлежат все виды металлолома черных и цветных металлов, хранящихся на складах Общества[37]. Инвентаризация проводится путем непосредственного взвешивания и замера изделий из черных и цветных металлов, либо путем технического пересчета в случае инвентаризации изделий, включающих в свой состав черные и цветные металлы. Данные об остатках металлолома вносятся РИК в Инвентаризационные описи ТМЦ с отражением вида (черный, цветной) и характеристик металлолома.