Файл: Документирование и инвентаризация (основные методы бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Основные принципы организации бухгалтерского учета на предприятии
2.Основные методы бухгалтерского учета
2.1.Документирование как инструмент ведения хозяйственных операций
2.2. Инвентаризация как инструмент ведения хозяйственных операций
3.Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии
накопительные документы, которые используются для многократного оформления и отражения в них однородных хозяйственных операций на протяжении какого-либо периода (за неделю, декаду, месяц, год).
По месту составления документы делятся на:
- внешние документы, которые составлены за пределами данной организации;
- внутренние документы, которые независимо от их назначения составляются внутри данной организации.
К учету принимаются только правильно оформленные документы (унифицированные или разработанные в организации).
Унификация форм первичной учетной документации имеет большое значение для совершенствования постановки учета, так как устанавливает и закрепляет единые требования к документированию хозяйственной деятельности организаций[20].
Унифицированные формы первичной учетной документации могут составляться на бумажных или машинных носителях информации. Правительство Российской Федерации постановлением от 08.07.97 г. № 835 «О первичных учетных документах» возложило на Госкомстат Российской Федерации функции по разработке, утверждению и распространению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий[21].
Учетные документы, составленные в установленном порядке, передаются в бухгалтерию для дальнейшей их обработки и отражения в учете оформленных ими операций. После использования документы передаются на хранение в архив.
Процесс документирования – движения учетных документов от момента их выписки (составления, возникновения), оперативного использования, бухгалтерской обработки, записи в учетные регистры и до сдачи их в архив на хранение называют документооборотом[22].
2.2. Инвентаризация как инструмент ведения хозяйственных операций
Данный инструмент позволяет осуществлять мониторинг над количеством наличествующего в распоряжении предприятия имущества.
Некоторые эксперты считают, что инвентаризация — элемент метода бухгалтерского учета.
Есть «компромиссная» точка зрения, в соответствии с которой, инвентаризация как метод бухгалтерского учета является полноценной и вполне состоявшейся составляющей ведения хозяйства. Основной критерий здесь таков: идет не только подсчет располагаемого имущества, но также и возможных обязательств по его передаче организацией в пользу третьих лиц и выявление иных перспектив задействования ресурсов.
Однако если инвентаризация играет роль только лишь калькуляционного инструмента, то в этом случае она являет собой все же составной элемент метода (в данном случае документирования, первого по нашему списку).
Данные методы ведения бухгалтерского учета, так же как и составляющие их элементы, как правило, применяются не отдельно каждый, а в совокупности (при том, что какие-то из них будут ведущими, а другие — вспомогательными). К тому же граница между элементами и методами как таковыми не очень четкая.
Пример — инвентаризация как метод бухгалтерского учета рассматривается, если подразумевает комплексность исследования финансово-хозяйственных процессов, а как элемент другого процесса (документирования), только если ее функция сводится к сбору информации.
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние[23].
Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи.
При помощи инвентаризации также контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивается соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию.
Рис. 2. Схема этапов инвентаризации
Кроме всего имущества и всех видов финансовых обязательств, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам[24].
Количество плановых инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень проверяемых имущества и обязательств устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
ПРИЗНАКИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА ИМУЩЕСТВА
полная инвентаризация охватывает все виды имущества и финансовых обязательств
частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества или обязательств
ПО ВРЕМЕНИ
ПРОВЕДЕНИЯ
плановая инвентаризация осуществляются в соответствии с установленным графиком
внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится, чтобы установить наличие материальных ценностей неожиданно для МОЛ
Рис. 3. Классификация инвентаризации по ряду признаков
Цель проведения инвентаризации – обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, а также сохранность товарно-материальных ценностей и имущества предприятия[25].
Инвентаризация проводится в случаях, установленных действующим законодательством, в присутствии материально ответственных лиц.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливается законодательством, которое регламентирует, что инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Сроки проведения инвентаризации законодательными актами жестко не установлены, но существует периодическая зависимость, связанная с видами имущества и обязательствами предприятия.
Таблица 1
Виды инвентаризации
№ |
Критерий |
Вид инвентаризации |
Отличительные особенности |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
По обязательности проведения |
Обязательная |
Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации[26], определяющим порядок проведения инвентаризации активов и обязательств (может быть плановой и внеплановой) |
Инициативная |
Проводится по решению руководителя Общества, в том числе по инициативе акционеров или совета директоров |
||
2 |
По периодичности |
Плановая |
Проводится в установленные Учетной политикой и порядком проведения инвентаризации сроки |
Внеплановая |
Проводится по решению руководителя Общества вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества, либо в случаях, предусмотренных законодательством |
||
3 |
По степени охвата |
Полная |
Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств |
Выборочная |
Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств |
||
Проверке подвергаются объекты имущества конкретного МОЛ |
|||
4 |
По методу проведения |
Натуральная |
Состоит в непосредственном наблюдении объектов имущества и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобного |
Документальная |
Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов |
Также согласно ситуациям-исключениям, приведенным в Положении по ведению бухгалтерского учета, проведение инвентаризации обязательно в случаях:
- изменения прав собственности или пользования (передача в аренду, продажа);
- при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов нецелевого использования, хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае чрезвычайных ситуаций;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законом.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации[27].
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Таблица 2
Сроки инвентаризации
Периодичность проведения инвентаризации |
Объект исследования основных средств |
Комментарий |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
|
материально-производственные запасы; капитальные вложения; незавершенный капитальный ремонт; незавершенное производство; |
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности[28]; перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года; перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года, а также в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями; |
Дважды в отчетном году |
дебиторская и кредиторская задолженность |
на 1 июня и на 1 декабря |
Ежеквартально |
расчеты по платежам в бюджет; бланки товарно-транспортных накладных. |
|
Ежемесячно |
денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности; сырье и материалы. |
|
На 1-ое число каждого месяца |
расчеты организации с ее структурными подразделениями, выделенными на отдельный баланс |
|
По мере получения выписок |
инвентаризация расчетов с банками |
по расчетным и другим счетам организации. |
Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие – списаны в расход.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном присутствии материально ответственных лиц. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
В ходе инвентаризации все ценности пересчитываются в натуральном выражении и отражаются в инвентаризационных описях. Инвентаризационные описи составляют в двух экземплярах и передают в бухгалтерию. В службе бухгалтерии данные о фактическом наличии материальных ценностей сравниваются с данными бухгалтерского учета (для этого составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты сличения – излишки и недостачи).
Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем организации, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена.
Инвентаризация — это не просто основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств, но и важное средство обеспечения экономической безопасности организации. Она помогает выявить недостачи и возместить нанесенный ущерб[29].
3.Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии
Рассмотрим проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей на примере ООО «Плюс» (далее Общество).
Общество зарегистрировано в 2010г. Размер уставного капитала 100 000 руб. Участники - физические лица. Основные виды деятельности: приём, складирование, хранение и отпуск МТР. Общество в соответствии с Гражданским кодексом РФ является коммерческой организацией, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.
Для определения порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в Обществе разработаны, утверждены и введены в действие организационно-распорядительными документами (приказами Общества) специальные локальные нормативные документы постоянного действия: