Файл: Документирование и инвентаризация (основные методы бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

накопительные документы, которые используются для многократного оформления и отражения в них однородных хозяйственных операций на протяжении какого-либо периода (за неделю, декаду, месяц, год).

По месту составления документы делятся на:

  • внешние документы, которые составлены за пределами данной организации;
  • внутренние документы, которые независимо от их назначения составляются внутри данной организации.

К учету принимаются только правильно оформленные документы (унифицированные или разработанные в организации).

Унификация форм первичной учетной документации имеет большое значение для совершенствования постановки учета, так как устанавливает и закрепляет единые требования к документированию хозяйственной деятельности организаций[20].

Унифицированные формы первичной учетной документации могут составляться на бумажных или машинных носителях информации. Правительство Российской Федерации постановлением от 08.07.97 г. № 835 «О первичных учетных документах» возложило на Госкомстат Российской Федерации функции по разработке, утверждению и распространению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий[21].

Учетные документы, составленные в установленном порядке, передаются в бухгалтерию для дальнейшей их обработки и отражения в учете оформленных ими операций. После использования документы передаются на хранение в архив.

Процесс документирования – движения учетных документов от момента их выписки (составления, возникновения), оперативного использования, бухгалтерской обработки, записи в учетные регистры и до сдачи их в архив на хранение называют документооборотом[22].

2.2. Инвентаризация как инструмент ведения хозяйственных операций

Данный инструмент позволяет осуществлять мониторинг над количеством наличествующего в распоряжении предприятия имущества.

Некоторые эксперты считают, что инвентаризация — элемент метода бухгалтерского учета.

Есть «компромиссная» точка зрения, в соответствии с которой, инвентаризация как метод бухгалтерского учета является полноценной и вполне состоявшейся составляющей ведения хозяйства. Основной критерий здесь таков: идет не только подсчет располагаемого имущества, но также и возможных обязательств по его передаче организацией в пользу третьих лиц и выявление иных перспектив задействования ресурсов.


Однако если инвентаризация играет роль только лишь калькуляционного инструмента, то в этом случае она являет собой все же составной элемент метода (в данном случае документирования, первого по нашему списку).

Данные методы ведения бухгалтерского учета, так же как и составляющие их элементы, как правило, применяются не отдельно каждый, а в совокупности (при том, что какие-то из них будут ведущими, а другие — вспомогательными). К тому же граница между элементами и методами как таковыми не очень четкая.

Пример — инвентаризация как метод бухгалтерского учета рассматривается, если подразумевает комплексность исследования финансово-хозяйственных процессов, а как элемент другого процесса (документирования), только если ее функция сводится к сбору информации.

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние[23].

Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи.

При помощи инвентаризации также контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивается соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию.

Рис. 2. Схема этапов инвентаризации

Кроме всего имущества и всех видов финансовых обязательств, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам[24].

Количество плановых инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения, перечень проверяемых имущества и обязательств устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

ПРИЗНАКИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

ПО СТЕПЕНИ ОХВАТА ИМУЩЕСТВА

полная инвентаризация охватывает все виды имущества и финансовых обязательств

частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества или обязательств

ПО ВРЕМЕНИ


ПРОВЕДЕНИЯ

плановая инвентаризация осуществляются в соответствии с установленным графиком

внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится, чтобы установить наличие материальных ценностей неожиданно для МОЛ

Рис. 3. Классификация инвентаризации по ряду признаков

Цель проведения инвентаризации – обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета, а также сохранность товарно-материальных ценностей и имущества предприятия[25].

Инвентаризация проводится в случаях, установленных действующим законодательством, в присутствии материально ответственных лиц.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов устанавливается законодательством, которое регламентирует, что инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от местонахождения и все виды финансовых обязательств.

Сроки проведения инвентаризации законодательными актами жестко не установлены, но существует периодическая зависимость, связанная с видами имущества и обязательствами предприятия.

Таблица 1

Виды инвентаризации

Критерий

Вид инвентаризации

Отличительные

особенности

1

2

3

4

1

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации[26], определяющим порядок проведения инвентаризации активов и обязательств (может быть плановой и внеплановой)

Инициативная

Проводится по решению руководителя Общества, в том числе по инициативе акционеров или совета директоров

2

По

периодичности

Плановая

Проводится в установленные Учетной политикой и порядком проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению руководителя Общества вне утвержденного плана для обеспечения дополнительного контроля за сохранностью отдельных видов имущества, либо в случаях, предусмотренных законодательством

3

По степени охвата

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты имущества и обязательств

Выборочная

Проверке подлежит один или несколько видов имущества и обязательств

Проверке подвергаются объекты имущества конкретного МОЛ

4

По методу проведения

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении объектов имущества и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и тому подобного

Документальная

Состоит в проверке документального подтверждения наличия объектов


Также согласно ситуациям-исключениям, приведенным в Положении по ведению бухгалтерского учета, проведение инвентаризации обязательно в случаях:

  • изменения прав собственности или пользования (передача в аренду, продажа);
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов нецелевого использования, хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае чрезвычайных ситуаций;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законом.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации[27].

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Инвентаризация имущества проводится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Таблица 2

Сроки инвентаризации

Периодичность проведения инвентаризации

Объект исследования основных средств

Комментарий

1

2

3


Ежегодная

материально-производственные запасы;

капитальные вложения;

незавершенный капитальный ремонт;

незавершенное производство;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности[28];

перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 декабря отчетного года;

перед составлением годового отчета и баланса, но не ранее 1 октября отчетного года, а также в сроки, устанавливаемые соответствующими вышестоящими организациями;

Дважды в отчетном году

дебиторская и кредиторская задолженность

на 1 июня и на 1 декабря

Ежеквартально

расчеты по платежам в бюджет;

бланки товарно-транспортных накладных.

Ежемесячно

денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности;

сырье и материалы.

На 1-ое число каждого месяца

расчеты организации с ее структурными подразделениями, выделенными на отдельный баланс

По мере получения выписок

инвентаризация расчетов с банками

по расчетным и другим счетам организации.


Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, приняты к учету, а выбывшие – списаны в расход.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном присутствии материально ответственных лиц. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

В ходе инвентаризации все ценности пересчитываются в натуральном выражении и отражаются в инвентаризационных описях. Инвентаризационные описи составляют в двух экземплярах и передают в бухгалтерию. В службе бухгалтерии данные о фактическом наличии материальных ценностей сравниваются с данными бухгалтерского учета (для этого составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты сличения – излишки и недостачи).

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем организации, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена.

Инвентаризация — это не просто основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств, но и важное средство обеспечения экономической безопасности организации. Она помогает выявить недостачи и возместить нанесенный ущерб[29].

3.Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей на предприятии

Рассмотрим проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей на примере ООО «Плюс» (далее Общество).

Общество зарегистрировано в 2010г. Размер уставного капитала 100 000 руб. Участники - физические лица. Основные виды деятельности: приём, складирование, хранение и отпуск МТР. Общество в соответствии с Гражданским кодексом РФ является коммерческой организацией, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Для определения порядка проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в Обществе разработаны, утверждены и введены в действие организационно-распорядительными документами (приказами Общества) специальные локальные нормативные документы постоянного действия: