Файл: Государственный долг и экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннулирование считается наименее благоприятным способом погашения государственного долга. Аннулирование предполагает резкое сокращение рынка заимствований для должника.

Для государства-должника более выгодным считается сокращение долга, а не получение отсрочек по платежам.

В качестве одного из механизмов уменьшения государственного долга используются следующие варианты:

  • обмен долговых обязательств на собственность (недвижимость, акции предприятий). Используется при приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности;
  • обмен долговых обязательств на экспорт. Кредитор получает возможность расширить рынки сбыта, предлагать свою продукцию за пределами страны;
  • обмен долговых обязательств на налоговые льготы. Данный вариант наиболее интересен потенциальным инвесторам, которые получают возможность в течение определенного периода не платить налоги;
  • реструктуризация долга. Государство погашает имеющуюся задолженность одновременно с выпуском новых обязательств, имеющих иные сроки погашения и правила обслуживания.

Важно подчеркнуть, что в России федеральный бюджет не занимается погашением долгов региональных бюджетов. Региональные бюджеты в свою очередь не несут ответственности за долги федерального уровня, если нет соответствующих соглашений и договоров. [14]

Глава 2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

2.1Управление государственным долгом

Под управлением государственными долгами принято понимать финансовые операции государства, которые обеспечивают единство в планировании и учете каждой операции, направленной на привлечение, погашение и обслуживание внешнего и внутреннего государственного заимствования, а также на относительное предоставление гос. гарантий.

Управляет государственными внутренними и внешними заимствованиями Правительство Российской Федерации.


Непосредственно самими государственными долгами управляет Министерство Финансов Российской Федерации, который разрабатывает программы государственного долга и реализует их, а также управляет государственными внутренними и внешними заимствованиями Российский Федерации. Согласно возложенным на него задачам Министерство Финансов Российской Федерации и Банк Российской Федерации проводят ряд операций, обслуживающих государственный долг, осуществляют меры, совершенствующие его структуру и оптимизирующие расходы на его обслуживание.

Согласно Федеральному законодательству управлять государственными долгами должен и Банк Российской Федерации, проводящий ряд консультаций с Министерством Финансов. На этих консультациях уточняется график, по которому выпускаются государственные ценные бумаги и погашается государственный долг, учитывая их непосредственное воздействие на банковскую систему Российской Федерации и приоритеты, которые ставит перед собой кредитно-денежная политика. Операция, обслуживающая государственный долг, осуществляется Банком Российской Федерации без взимания комиссионных вознаграждений. [9]

Управлять государственными долгами можно также подготовкой, принятием и исполнением решений, который служат определением долговой политики. Так, Минфину РФ принадлежит подготовка и утверждение:

  • Основных направлений политики Правительства РФ в сфере государственных долгов на 2003-2005 годы и создание комплекса мер по их реализации (2003);
  • Долговой политики на 2006-2008 годы и результат исполнения долговой стратегии на 2003-2005 годы;

Указанные документы подводили итог выполненным целям и задачам долговой политики прошедшего периода, давали оперативную оценку реализации долговой стратегии текущего периода, обозначали ряд основных целей и задач в среднесрочной перспективе.

Итог подводится согласно:

  • операциям Минфина Российской Федерации на внутренних рынках;
  • операциям Минфина Российской Федерации на внешних рынках;
  • объему и структуре государственных заимствований;
  • предоставлению и исполнению гарантий;
  • мониторингу и заимствованию каждого субъекта РФ.

Оценка текущей ситуации проводилась согласно:

  1. В государственном внутреннем долге:

а) замещению внешних долгов внутренним заимствованием; использованию денежных средств Стабилизационного фонда, которые бы погасили внешние долговые обязательства;

б) сегментации рынка государственного внутреннего долга путем открытия отдельного сегмента для привлечения «пассивного» инвестора на рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) и для снижения их количества на рынке государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ);


в) проведению новой аукционной политики Минфина Российской Федерации, которая предлагает разместить крупные выпуски государственных облигаций, имеющих фиксированную длину, на заранее установленную дату и провести аукционы по доразмещению государственных облигаций в условии повышенного спроса на государственные облигации;

г) проведению процентной политики, которая учитывает изменения на российских и зарубежных фин. рынках;

д) заимствованиям каждого субъекта РФ.

  1. В государственном внешнем долге:

а) задолженности в Международном валютном фонде;

б) задолженности в Парижском клубе;

в) задолженности перед рядом кредиторов, которые не входят в Парижский клуб;

г) рынку российских еврооблигаций;

д) заимствованиям каждого субъекта РФ.

  1. В предоставление и исполнение гос. гарантий РФ:

а) предоставлению гос. гарантий иностранным валютам;

б) предоставлению гос. гарантий поддержке экспорта;

в) предоставлению гарантий в рублях для внутренних проектов. [10.C.32]

Ряд основных направлений в долговой политике среднесрочной перспективы определялся согласно:

  • размещению гос. ценных бумаг на внутренних рынках;
  • компенсациям сбережений граждан РФ;
  • операциям на внешних рынках;
  • предоставлению и исполнению гос. гарантий;
  • инвестированию пенсионного накопления.

Федеральный закон о федеральном бюджете служит определением основных параметров государственных задолженностей (предельного объема внутренних и внешних заимствований, предельного объема представления гарантий). Данный закон также служит утверждением программ внутреннего и внешнего заимствования, источником финансирования дефицита в федеральном бюджете (объеме привлечения и погашения долгового обязательства), в объеме обслуживания внешних и внутренних государственных задолженностей.

Отдельные текстовые статьи данного закона служат определением: полномочий Правительства РФ на использование средств в федеральном бюджете для сокращения объема государственных заимствований;

  • полномочий Правительства РФ в объеме выпуска ценных бумаг;
  • полномочий Правительства РФ в выкупе у Центрального банка Российской Федерации принадлежащих ему ценных бумаг;
  • урегулирования коммерческих долгов бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
  • предоставления кредитов заемщика в федеральном бюджете;
  • условий остановки обязательств по государственным ценным бумагам;
  • условий проведения реструктуризации задолженности конечного заемщика по кредиту, привлеченному под гарантии Правительства РФ;
  • условий предоставления гос. гарантий;
  • условий погашения товарных обязательств и тому подобное.

Бюджетная роспись служит утверждением детального распределения расхода федерального бюджета, учитывая и обслуживание государственных заимствований. Данная бюджетная роспись ведется Минфином Российской Федерации.

Выполняются требования, прописанные федеральных законом о государственном долге, путем выполнения отдельного управленческого решения. Так, регламентация объемом размещения гос. ценных бумаг, условий предоставления гарантий, операций на внешних и внутренних рынках, реструктуризация задолженностей и прочих операций происходит на основе отдельных нормативных документов (регламентируется указом Президента РФ, постановлением, распоряжением Правительства РФ, приказами, инструкциями Минфина РФ, Центральным банком РФ, Внешним Экономическим Банком).

Отдельные операции с долговыми обязательствами осуществляются путем:

Использования своповой операции. Наряду с предложением реальной торгово-финансовой обменной операции «долг-акции», которая при разрешении их использования на приватизационном конкурсе может способствовать поднятию стоимости приватизируемого объекта в несколько раз, необходимо провести расширение применения свопа «долг-недвижимости», «долг-аренды земли или лизинга оборудований», «долг-рублей» (для того чтобы пополнить оборотные средства, уплатить налоги и таможенные платежи), «долг-охраны окружающей среды».

Выкупа рыночных долгов с привлечением корпоративных структур. Для того чтобы стимулировать заинтересованность корпоративной структуры в участии в подобной операции, можно использовать практику зачета их задолженностей перед бюджетом в налогах, штрафах и пенях. Необходима разработка соответствующей методики оценивания зачета суверенного долгового обязательства за задолженность перед бюджетом корпоративной структуры и регионального органа власти. На сегодняшний день из-за неумолимого роста российского долгового обязательства на внешних и внутренних рынках происходит значительное и резкое снижение заинтересованности выкупа валютного обязательства со стороны других стран. Но, тем не менее, учитывая существенные колебания стоимости этих долговых бумаг, подобная операция может снова стать эффективной. Оценивать возможный эффект для бюджета от проведения подобной операции необходимо при подготовке очередного решения.

Осуществления операции, снижающей стоимость обслуживания задолженности (проведение финансирования определенного актива ценными бумагами, проведение выкупа или досрочного погашения самого дорогого долга). Необходимо также изменение Бюджетного кодекса РФ и разработка специальных нормативных актов, регулирующих ряд операций по выкупу и досрочному погашению долга.


Замещения внешнего долга внутренним и наоборот. Если заменить внешний долг внутренним, можно способствовать уменьшению валютной нагрузки и стоимости обслуживания заимствований. Управление внутренними долгами можно назвать более легким, потому как оно не подвергается каким-либо валютным рынкам. Обслуживать внутренний долг на сегодняшний день гораздо дешевле.

Расширения рыночных секторов во внешних заимствованиях. Только новые рыночные инструменты способны увеличить привлекательность инвестирования в экономику Российской Федерации. Необходимым становится проведение существенной диверсификации российских долговых бумаг.

Важно также создание комфортных условий для россиян в осуществление инвестирования в ряд валютных ценных бумаг, что может стать реальной альтернативой банковскому депозиту. Необходима разработка Программы по привлечению средств граждан в гос. долговые обязательства. Также становится необходимым изменение закона о валютном регулировании и валютном контроле, благодаря которому произошло бы снятие ограничений на покупку физическим лицом российских еврооблигаций. На сегодняшний день резидент может приобрести их только на биржевых рынках, из-за чего данный инструмент практически недоступен мелким инвесторам. [11]

Повышения эффективности в пользовании зарубежными финансовыми активами. Хотя Российская Федерация входит в Парижский клуб кредиторов и следует предписанным правилам, наряду с чисто финансовыми методами необходимо шире использовать те меры по урегулированию задолженности, которые основаны на расширении взаимного сотрудничества.

Принятия мер по возврату задолженностей по гарантированным государственным валютным кредитам, которые получили ряд предприятий и региональных органов власти. Правительством делаются попытки в возврате данных задолженностей, оно предлагает пред- приятию-должнику льготные условия реструктуризации этого долга в случае ее признания, зачет за любые валютные долговые обязательства государства. Но, тем не менее, такие меры не эффективны. Становится более необходимым активное применение административных мер, включая судебное преследование по отношению к должникам, а также по отношению к региональным администрациям и муниципалитетам, выступавшим в качестве поручителя по данному валютному кредиту.

Применения нестандартной схемы управления задолженностями. Список основных критерий стандартных схем управления задолженностью состоит из: