Файл: Государственный долг и экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно статье 115 Бюджетного кодекса под государственными гарантиями признаются способы обеспечения гражданскоправового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация - гарантирует письменные обязательства в ответ за исполнением лицами, которым происходит дача государственной или муниципальной гарантии, обязательств перед третьим лицом полностью или частично.

Фактически ситуация как правило складывается таким образом, что обязательство, обеспеченное гарантиями, выполняется средствами, взятыми в федеральном бюджете. Минфин Российской Федерации при содействии Внешнего экономического банка реализует свое право, как гаранта на возмещение сумм получателем гарантии, уплаченных по ней. Однако данное право не всегда поддается реализации из-за финансового состояния заемщика средств. [12]

Порядок финансирования импортной закупки в счет иностранного кредита, привлекаемого под гарантии, выдаваемые Правительством Российской Федерации, имеет следующие подпункты:

а) Российской стороной привлекается иностранный кредитный ресурс с погашением кредита, как за счет средств, взятых в федеральном бюджете, так и на возвратной основе (за счёт средств конечных получателей). Во втором случае между Минфин Российской Федерации, Внешний экономический банк и заемщик заключает Договор займа на условии компенсации федеральному бюджету всего убытка, понесенного Внешним экономическим банком и Минфином Российской Федерации, по привлечению и обеспечению кредитов. Если оборудование поставляется за счет полного обслуживания кредита из федерального бюджета, Договор займа с конечным получателем не заключается.

б) Распоряжение Правительства РФ о привлечении иностранного кредитного ресурса под его гарантию устанавливает страны- кредиторы и направление использования иностранных кредитов.

в) Для исполнения вышеуказанного распоряжения Правительства Российской Федерации между российскими импортерами и иностранными экспортерами заключаются контракта на поставку оборудования с платежом за счет кредитов.

г) После того как прошла ценовая экспертиза в Министерстве экономического развития и торговли РФ данные контракты с разрешительной визой Министерства экономического развития и торговли России направляются во Внешний экономический банк.

д) Внешний экономический банк спрашивает у Минфина РФ разрешение в оформлении кредитной документации. После получения разрешения Минфина Российской Федерации Внешним экономическим банком заключаются межбанковские кредитные соглашения с иностранными банками-кредиторами, в которых происходит указание сторон, сумм кредитов, процентной ставки по кредитам, срокам погашения кредитов и периода использования кредитов. Далее происходит направление копии соглашений в Минфин Российской Федерации.


е) На основании обращений российских импортеров, заключивших соглашения с иностранными представителями на поставку оборудования, Минфином Российской Федерации выдается разрешение Внешнему экономическому банку на открытие на основании соглашения аккредитив в пользу иностранных поставщиков.

ж) После того как были выполнены процедуры, согласованные с иностранными представителями, Минфином Российской Федерации происходит предоставление гарантии Правительству РФ в пользу иностранных банков кредиторов.

з) По мере поставки оборудования фирмы-экспортеры направляют соответствующую отгрузочную документацию в свои банка, которые проверяют их и осуществляют выплату средств экспортерам, известив при этом Внешний экономический банк как одну из сторон кредитного соглашения. По мере поставки оборудования и использования кредитов происходит увеличение задолженности по кредитным соглашениям. Иностранные банки-кредиторы, по мере наступления срока выплаты платежей, выставляют счета Внешнему экономическому банку в погашение возникших задолженностей, которые Внешний экономический банк оплачивает за счет средств, взятых в федеральном бюджете.

и) Если просрочена задолженность конечных получателей средств перед федеральным бюджетом Внешний экономический банк принимает меры по возврату этих средств в федеральный бюджет (направляет исковые заявления в ряд судебных инстанций, открывает процедуру банкротства, вводит временных управляющих и так далее).

к) Каждый месяц Министерство Финансов РФ получает полные отчеты от Внешнего экономического банка об использовании кредитных средств, погашении основных долгов, процентов и комиссий за обслуживание кредитов.

В нарушение требований статьи 115 Бюджетного кодекса Правительством Российской Федерации не в полной мере реализуется право, как гаранта на возврат средств, выплаченных за счет федерального бюджета в процессе исполнения гарантий, что является прямыми потерями для федерального бюджета.

Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внутреннего долга. Каждая государственная гарантия, включенная в состав государственных внутренних задолженностей, предоставлялась на основании постановления Правительства Российской Федерации и во исполнение закона о федеральном бюджете соответствующего года. В некоторых случаях постановление Правительства Российской Федерации выпущено при наличии отрицательного отзыва о финансовой ситуации получателей государственных гарантий. Некоторым постановлением определено, что получателям государственных гарантий не будет предъявляться эквивалентные требования по возмещению федеральных затрат на исполнение гарантии.


Текстовая статья, включенная в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год, уточняет условия предоставления государственных гарантий. Однако положения статьи 126 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год» противоречат нормам статьи 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части обязательного проведения проверки финансовой ситуации ор- ганизаций—получателя государственной гарантии.

Государственная гарантия общей суммой около одиннадцати миллиардов рублей предоставлены Правительством РФ компаниям, которые имеют отрицательный отзыв Минфина Российской Федерации об их финансовой ситуации.

Государственная гарантия по страхованию военного и связанного с ними риска ответственности авиаперевозчика перед третьим лицом в объеме тридцати миллиардов рублей предоставлена в 2003 году, нарушая статью 217 в Бюджетном кодексе РФ, т.к. не был определен источник ее возможного исполнения.

Из-за расширения сферы применения государственных гарантий происходит повышение значимости государственного контроля, как за законностью, так и за эффективностью их предоставления и исполнения.

  • Накопленный практический опыт позволяет сделать вывод о том, что финансирование импортной поставка под гарантии Правительства Российской Федерации обладает достаточной эффективностью.

В результате финансирования проектов за счет кредита (займа) под гарантии Правительства РФ реализуются социально значимые проекты, эффект от которых нельзя оценить экономической оценкой.

Тем не менее в целях выбора оптимальных вариантов финансирования проектов требуется провести сравнение альтернативных вариантов финансирования, оценить возможный финансовый результат.

  • Необходимо охватывание существующей нормативноправовой базой в части данных вопросов всех аспектов предоставления и исполнения гарантий и мобильно совершенствование с целью оптимизации управления государственными задолженностями.
  • Действующей системой и методологией учета проводимой операции должно обеспечиваться полное и достоверное отражение операции в различном учетном регистре и в принятой форме отчетности.
  • Необходимо утверждение действенного механизма анализа и оценивания присущего данным схемам риска.
  • Действующей системой предоставления и исполнения гарантий Правительства РФ должен обеспечиваться максимально возможный в конкретной ситуации возврат средств в федеральный бюджет.

Задолженность по кредитам правительства иностранного государства. Основной проблемой здесь являлся тот факт, что указанные задолженности представляют собой нерыночные составляющие государственных внешних задолженностей, и при управлении ими не могут быть использованы преимущества текущей ситуации на рынке.

Проведенное в 2005 году досрочное погашение задолженности перед членами Парижского клуба кредиторов в объеме пятнадцати миллиардов долларов и в 2006 году - около 21,5 миллиардов долларов США за счет средств, взятых в Стабилизационном фонде, позволило достичь следующих целей:

  • произошло значительное укрепление долговой устойчивости Российской Федерации - по уровню основных долговых показателей (долг/ВВП, долг/экспорт и др.) наше государство относится к числу государств, имеющих низкий уровень задолженности;
  • произошло уменьшение нагрузки на федеральный бюджет, связанной с высоким бременем обслуживания государственных внешних задолженностей; это позволило в существенной степени ослабить зависимость его исполнения от внешних факторов, прежде всего от состояния нефтяного рынка, и повысило предсказуемость бюджетной политики.
  • произошло улучшение структуры государственных задолженностей. Выросла доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга РФ, и тем самым уменьшилось влияние валютного риска на расходы федерального бюджета по обслуживанию и погашению государственных задолженностей.

Существенно увеличилась доля рыночной (торгуемой) части государственного долга Российской Федерации.

В части задолженностей перед кредитором, не входящим в Парижский клуб, актуальной остается проблема завершения урегулирования задолженностей бывшего Союза Советских Социалистических Республик, не оформленной до сегодняшнего дня двусторонним межправительственным соглашением с Мальтой, Объединенными Арабскими Эмиратами, Словенией, странами бывшей Югославии. Кроме того, необходимо начать погашение задолженности перед странами, с которыми уже согласованы соответствующие схемы, т.е. перед Кувейтом, Оманом, Таиландом, Китаем, Хорватией, Сербией и Черногорией, Боснией и Герцеговиной. Во всех этих случаях речь идет об организации поставок товаров (услуг) в счет погашения долга бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Здесь могут возникнуть проблемы не только с подписанием межправительственного и далее межбанковского соглашения по урегулированию внешнего долга бывшего Союза Советских Социалистических Республикой, но и с организацией производства товаров, выбором производителя, определением коэффициента бюджетного финансирования производства и размером аванса производителю. Кроме того, например, на сегодняшний момент не подписаны межправительственные, а соответственно и межбанковские соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами, тем не менее товарные поставки туда осуществляются еще с 1996 года, а долг не списывается, в том числе по причине отсутствия межбанковского соглашения, которое в свою очередь не может быть подписано ранее межправительственного соглашения. [13]


В связи с вышесказанным, повышается необходимость в государственном контроле за расходованием средств на финансирование производства товаров для их дальнейших поставок в счет погашения государственных внешних задолженностей, а также за своевременностью и полнотой списания кредитором погашенного таким образом внешнего долга.

Государственный долг и социальная политика. Для решения, с одной стороны, проблем пенсионных накоплений, которые согласно действующему законодательству должны быть инвестированы в государственные ценные бумаги, а, с другой стороны, в целях повышения ликвидности рынка ГКО-ОФЗ разработан новый вид государственных ценных бумаг — государственных сберегательных облигаций (ГСО), предназначенных прежде всего для консервативного инвестора, то есть для пенсионного фонда. Минфин Российской Федерации в 2006 году разместил ГСО на рынке.

Таким образом, к концу 2006 года в Российской Федерации происходило функционирование двух сегментов рынка государственных ценных бумаг: рынок ГКО-ОФЗ и рынок ГСО, что, как ожидается, должно повысить качество рынка ГКО-ОФЗ, поскольку, можно предположить, что его покинет пассивный инвестор в лице пенсионного фонда.

Но при этом на федеральный бюджет ляжет нагрузка в обслуживании задолженности. То есть, обеспечив Пенсионному фонду надежное вложение средств и получение на них доходов, государство несет соответствующий убыток.

Таким образом, в рамках проведения финансового контроля необходимо будет предусмотреть проведение соответствующего контрольного мероприятия по вопросу выпуска ГСО и инвестирования средств Пенсионным фондом.

Еще одним социально значимым вопросом является проводимая политика по отношению к восстановлению дореформенного сбережения граждан, которая нацелена на повышение объема средств, направляемых на компенсационные выплаты, и, соответственно, на расширение категорий граждан, которые получают подобные компенсации.

Если за период с 1996 по 2005 год владельцам дореформенных сбережений, помещенных во вклады (взносы) в Сбербанк Российской Федерации и учреждения Росгосстраха, было всего выплачено около ста миллиардов рублей, то в федеральном бюджете на 2006 год было предусмотрено направление на выплату компенсации по дореформенным сбережениям сорок миллиардов рублей.

Это способствует распространению нормы, связанной с выплатой, начавшейся в 2005 году повторной компенсации участникам и инвалидам Второй мировой войны, на всех граждан РФ по 1935 год рождения включительно. Кроме того, будет продолжена выплата компенсации из расчета остатка вклада (взноса) гражданам РФ в возрасте свыше шестидесяти четырех лет, или по 1942 год рождения включительно.