Файл: Государственный долг и экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост государственного долга всегда неразрывно связан с ростом государственного долга. Заемные деньги часто становятся единственной возможностью покрыть дефицит бюджета. Соответственно, на размер государственного долга в первую очередь влияет размер дефицита бюджета.

Необходимо определить, какие же причины приводят к появлению дефицита бюджета. Если исследовать исторические аспекты, то в большинстве случаев дефицит бюджета появляется в годы военных действий.

Любому государству в период военных конфликтов приходится переходить с выпуска продукции мирного назначения на производство товаров, необходимых армии. Увеличиваются расходы на содержание армии, флота, производство боеприпасов. Чтобы покрыть расход приходится выбирать один из трех возможных способов:

  • повышение налогов;
  • дополнительная эмиссия бумажных денег;
  • привлечение кредитов и займов.

Повышение налогов не может быть бесконечным. Может наступить такой период, когда предприятиям невыгодно будет работать, рабочие будут отказываться выходить на работу. В период военных действий наличие забастовок - лишний риск для государства.

Дополнительная эмиссия неизбежно приводит к росту инфляции и обесцениванию всех выпущенных денег. Наиболее разумным способом остается привлечение заемных средств, в том числе, на внутреннем рынке путем выпуска государственных долговых обязательств.

Не менее редкая причина появления и роста государственного долга - наличие нестабильности в экономике, переход в фазу стагнации или кризиса. Среди наиболее характерных признаков такого положения необходимо выделить: наличие спада в производстве, рост инфляции из-за значительной эмиссии денежной массы. Помимо этого, растут производственные издержки, промышленность, в основном, работает не на выпуск продукции мирного назначения, а на обеспечение потребностей ВПК. Предприятия предпочитают работать в теневом секторе экономики. Причиной кризисного состояния могут быть и следующие причины:

  • значительная часть бюджета тратится на выплату пенсий, пособий и иных выплат, не являющихся платой за труд. Подобная ситуация характерна для стран, где количество пенсионеров сравнимо с количеством трудоспособного населения;
  • повышаются расходы на содержание образовательных учреждений, создание новых рабочих мест, в том числе, для сотрудников, только начинающих работу.

Повышенные расходы обычно сопровождаются снижением налоговых поступлений. В комплексе все это приводит к росту государственного долга и дефициту бюджета.


В статье 98 Бюджетного Кодекса России приводится перечень форм долговых обязательств, составляющих государственный долг страны:

  • заимствования на государственном и муниципальном уровне, предназначенные для покрытия дефицита бюджета;
  • кредитные договора и соглашения, одной из сторон в которых является Россия, как государство. Договора могут заключаться с иными государствами, международными организациями, кредитными учреждениями;
  • государственные долговые ценные бумаги, выпущенные от имени России, как государства;
  • гарантии, предоставленные Россией, как государством, при поручительстве за третьих лиц;
  • долговые обязательства третьих лиц при условии, что они переоформлены в госдолг страны в соответствии с действующим законодательство страны;
  • соглашения о реструктуризации или пролонгации государственного долга страны за предшествующие годы.

До 1995 года Правительство для покрытия дефицита бюджета обращалось к Центробанку страны для получения кредитов в необходимой сумме. Центральный Банк страны, в свою очередь предоставлял Правительству кредиты, используя в качестве источника финансирования резервные фонды, денежные средства населения, внесенные в СБ РФ в качестве вкладов и депозитов. 26 апреля 1995 года в законную силу вступил ФЗ-65 «О Центральном Банке РФ (Банке России)». В соответствии с данным законом ЦБ РФ более не может заниматься кредитованием всех уровней бюджетной системы страны, равно как и кредитованием внебюджетных фондов, в частности, ПФР.

Значительная часть стран с развитой экономикой при формировании государственного долга использует такой инструмент, как выпуск государственных ценных бумаг или обязательств. В общей структуре государственного долга объем государственных долговых обязательств может достигать 90%.

Отдельным пунктом в общем перечне затрат, формирующих государственный долг страны, значится предоставление государственных гарантий и поручительств. Россия, как субъект экономических взаимоотношений в мире, может принимать на себя обязательства погасить полностью или частично долговые обязательства других стран, регионов страны, муниципалитетов ли юридических лиц. Гарантия может быть предоставлена и любой стране мира, и региону страны, и частному предприятию. [13.C.6]

Россия, как правопреемница СССР и Российской Империи, приняла решение переоформить невыплаченные долги СССР и Российской Империи в государственный долг России. Помимо этого, Россия, став правопреемницей имущества СССР, переоформила в госдолг страны, обязательства бывших союзных республик.


27 мая 1997 года между Россией и Французской Республикой было подписано соглашение, согласно которому Россия перевела в государственный долг страны обязательства, выпущенные Правительством Российской Империей до 07.11.1917 года. В основе данного соглашения - Меморандум о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников, принятый Россией 28.11.1991 года.

В Гражданский Кодекс России введена статья 818, регламентирующая новацию долга. Новация долга подразумевает, что имеющийся долг или долговое обязательство заменяется новым, оформленным соответствующим образом. При новации кредитор теряет право требовать исполнения обязательств по старому долгу и получает возможность требовать выплаты нового долга. Данное правило распространяется и на государственный долг России. Перезаключенные договора, реструктуризация старых долгов является одним из пунктов в структуре государственного долга России.

12 декабря 2008 года было издано Постановление Правительства РФ №178-р «О новации по государственным ценным бумагам». Данное постановление затрагивало долговые обязательства России, срок погашения которых наступал не позднее 31.12.1999 года. В соответствии с данным документом с собственниками ГКО и ОФЗ заключались новые договора, предполагающие замену старых обязательств на новые ценные бумаги. Собственникам облигаций государственного займа предлагался фиксированный постоянный купонный доход и частичная оплата в счет первоначального долга. [8]

Государственный долг предполагает, что государство несет определенные расходы, связанные с обслуживанием государственного долга и погашением. Денежные средства на погашение и обслуживание поступают из федерального бюджета. В случае несвоевременных выплат кредитор имеет право применить штрафные санкции, что становится причиной еще большей нагрузки на бюджет. Если заемщик не может своевременно выполнять обязательства по погашению основной части долга или выплате процентов, используются различные механизмы регулирования, к которым относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования, рефинансирование, консолидация, унификация и аннулирование.

Реструктуризация предполагает, что имеющиеся долговые обязательства заменяются новыми. При этом меняются существенные условия первоначального договора, в частности, сроки погашения, процентные ставки и т. д. Часто процесс реструктуризации предполагает частичное списание долга по первоначальному договору. [11]


Реструктуризация в большинстве случаев выгодна должнику. Он получает отсрочку по платежам, возможность платить меньшими суммами. Реструктуризация является одним из наиболее востребованных инструментов в практике обслуживания долговых обязательств, в том числе, на государственном уровне.

В Бюджетный Кодекс [1] страны заложены положения, в соответствии с которыми может быть проведена реструктуризация внутреннего государственного долга. Взамен имеющихся долговых обязательств на эту же сумму выпускаются новые долговые ценные бумаги. Новые долговые обязательства предлагаются держателям на новых условиях погашения.[2.C.32]

На проведение реструктуризации необходимо не только желание должника, но и согласие кредитора - иностранного государства или международной организации, предоставившей займ. При выработке условий реструктуризации за основу берутся условия, уже сложившиеся в мировой практике предоставления займов и кредитов. Международная ассоциация развития для проведения реструктуризации в соответствии с общепринятыми законами, предоставляет странам- должникам кредиты в размере до 100 млн. долларов на льготных условиях. Займы предоставляются на погашение имеющихся задолженностей. Для этой цели создан специальный фонд Debt-Reduction Facility Fund.

Реструктуризация применяется в большинстве случае тогда, когда государство-должник, может быть признано банкротом. Кредиторы, заинтересованные в возврате долгов, в большинстве случаев предлагают специально разработанные программы стабилизации ситуации. Инициатором и кредитором данных программ в большинстве случаев становятся МВФ и МБРР, разрабатывающие специальные программы, направленные на реорганизацию управления, экономики и других элементов государства-должника. [13.C.65]

Конверсия государственного долга предполагает использование механизмов правового и финансового характера, способствующих сокращению государственного долга. В большинстве случаев конверсия предполагает, что государственный долг заменяется иными видами обязательств, в частности, инвестициями, поставками определенного товара или услуг. В качестве примеров конверсии можно привести Приказ Минфина России «Об утверждении Положения об обслуживании государственных сберегательных облигаций» и постановление Правительства России от 21.03.2007 № 169 «О порядке проведения конверсионных операций "долг в обмен на товары и (или) услуги", связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации».


Новация государственного долга предполагает, что имеющийся долг прекращает свое существование, на замену ему приходит новое соглашение, предполагающее новый порядок погашения госдолга. Субъектный состав обязательства при новации не изменяется.

В качестве примера новации можно привести Постановление Правительства РФ от 11.08.2005 № 506 «Об ограничении срока проведения новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии». В соответствии с данным Постановлением все облигации внутреннего госзайма, входящие в данную серию, были заменены облигациями госзайма в валюте, выпущенными в 1999 году.

Новация предполагает не только замену одного долгового обязательства на другое. По результатам новации в государственный долг могут быть переведены долги по аренде имущества, в результате покупки какого-либо объекта и т. д. В качестве примера подобной новации можно привести ситуацию 1993 года, когда задолженность бывших республик СССР перед Россией были погашены поставками продовольствия. В счет долга были переданы под управление России пакеты акций наиболее крупных предприятий республик и иные ценности.

Аналогичная ситуация была в 1995-96 годах. Теперь уже Россия погашала долги перед странами, входившими в СЭВЗ, поставляя собственную продукцию. Основанием для подобной новации стали Постановление Верховного Совета РФ от 30.06.1993 № 5301-1 «О государственных кредитах правительствам государств — бывших республик Союза ССР», распоряжение Правительства РФ от 02.11.1995 № 1527-р «О порядке погашения государственного долга Российской Федерации странам — членам бывшего СЭВ товарными поставками». [12]

Пролонгация, консолидация - способы получения отсрочки платежей по государственному долгу. При использовании пролонгации государство производит погашение имеющихся долгов путем выпуска новых долговых обязательств. Консолидация предполагает, что по уже выпущенным долговым обязательствам должник получает возможность продлить сроки оплаты.

Унификация долга предполагает, что по нескольким займам долг объединяется. Для должника выгода состоит в сокращении расходов на обслуживание долгов. В большинстве случаев унификация и консолидация проводятся вместе.

Уступка право требования предполагает, что кредитор передает свое право требования третьему лицу или стране. Рефинансирование предполагает, то взамен имеющихся долговых обязательств выпускаются новые.

Аннулирование долгового обязательства предполагает, что должник отказывается погашать свои долги перед кредиторами. Возможен не полный отказ от погашения, а регрессивный обмен, с уменьшением количества долговых обязательств в определенной пропорции.