Файл: Государственный долг и экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • погашения по графику, предусмотренному оригинальным соглашением;
  • погашения по графику, предусмотренному соглашением о реструктуризации;
  • погашения с помощью наличных платежей по номиналу срочных к платежу требований.

Список основных критерий нестандартных схем состоит из:

  • наличия элементов списания доли задолженности;
  • не денежной форма расчета- индивидуальный характер схем.

Преимущество нестандартной схемы заключается в:

  • экономии на процентном платеже из-за быстрого погашения основной доли задолженностей;
  • меньших фактических расходах федерального бюджета в сравнении с номиналом погашаемых задолженностях;
  • мультипликационном эффекте (наличие дополнительных налоговых и социальных платежей, поддержки экспортноориентированного производства).

Но, тем не менее, наличие значительных преимуществ нестандартной схемы для дебиторов ничуть не скрывают некоторые серьезные недостатки и ограничения, связанные с их применением:

  • нестандартная схема практически не подвергается тиражированию;
  • есть место значительным административным издержкам, возникающим в процессе разработки и осуществлении схем;
  • необходима строгая конфиденциальность для того, чтобы осуществить некоторые действия или же операции.
  • недостаточная развитость законодательного/нормативного обеспечения в данном направлении долговой политики;
  • пользование нестандартными схемами служит прямым доказательством того, что у дебитора имеются некоторые проблемы с обслуживанием и погашением накопленных задолженностей.

Нестандартная схема погашения государственных внешних задолженностей может состоять:

а) товарной схемы;

б) уступков прав требования;

в) замена фактического долга интеллектуальной собственностью;

г) зачета взаимных долговых требований и обязательств;

д) списания некоторой доли задолженности;

е) использования государственного внешнего финансового актива;

ж) обмена задолженностями;

з) других нестандартных схем. [13]

Товарной схемой принято называть самую популярную по числу и масштабам проводимую операцию.

Применение товарной схемы при урегулировании задолженностей Российской Федерации было зафиксировано по отношению к Венгрии, Германии, Китаю, Объединенным Арабским Эмиратам, Польше, Республике Корея, Румынии, Словакии, Турции, Уругваю, Финляндии, Франции и Чехии.

Под уступками прав требования принято понимать вторую по масштабам и первую по уровню бюджетной эффективности нестандартную схему урегулирования задолженностей.


Под заменой долга интеллектуальной собственностью принято понимать схему, реализованную в 2001 году с Италией (поставка документации по производству учебного самолета Як 130), которую по ряду признаков можно назвать товарным погашением. Но уникальность соглашения с Италией подчеркивается еще целым рядом других признаков.

Под зачетом взаимных требований принято понимать схему, отличающуюся своим ограниченным распространением в силу несовпадения географических структур государственного внешнего финансового актива и государственными внешними задолженностями бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Зачет был осуществлен при урегулировании задолженностей с такими странами, как Польша, Китай, бывшая Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Болгария и Румыния, а также при погашении долга, взятого у Египта, Уругвая, Чехии, Словакии.

Под списанием части долга принято понимать одну нестандартную схему погашения внешних задолженностей.

Тем не менее в ряде случаев Российская Федерация все-таки договорилась о списании значительной доли долгового обязательства.

Под использованием государственного внешнего финансового актива принято также понимать одну нестандартную схему погашения внешних задолженностей.

В принципе чуть ли не каждое поступление в счет обслуживания государственного внешнего финансового актива используется на платежи по государственных внешним задолженностям. Такой режим установлен в соответствующем счете во Внешнем экономическом банке. С этой точки зрения можно смело заявить, что финансовый актив непосредственно «вовлечен» в долговую схему.

Но, тем не менее, наибольший интерес представляет схема, предусматривающая погашение текущих задолженностей посредством финансового актива будущего периода.

Под обменом задолженностей принято понимать схему, имеющую два варианта, запомнившихся успешным применением Российской Федерацией в долговой политике.

Первый вариант является «принудительным». Он был применен в 1998 году без проведения предварительных переговоров. Кредитор- держатель государственных краткосрочных облигаций (ГКО) был поставлен перед фактом, что их требование обслуживаться больше будут, а будут заменены долгосрочными облигациями.

Второй вариант данной схемы является «добровольным». Он был использован в этом же году при замене части Государственных Краткосрочных Облигаций еврооблигациями Российской Федерации с различным сроком погашения и в 2000 году при замене обязательств Внешнего экономического банка (PRINs и IANS) российскими еврооблигациями с конечным сроком погашения в 2010 и 2030 годах.


Последняя операция обладает непереоценимым значением и большой эффективностью. Благодаря данной сделки, проведенной Российской Федерацией, произошло не только уменьшение государственного внешнего долга (приблизительная сумма около десяти миллиардов долларов Соединенных Штатов Америки), но и создание имеющего общемировое значение прецедента.

2.2.Анализ основных проблем управления отдельным государственным долговым обязательством

Привлечение и использование займа международной финансовой организации. В рамках контроля за государственными внешними задолженностями главным направлением предусматривается своевременно контролировать и анализировать целесообразность привлечения и эффективность использования средств займа международной финансовой организации (МФО).

По итогам проведенного контрольного мероприятия неоднократно делался вывод о значительном недостатке в ходе подготовки и реализации займа МФО по вопросу несогласованности цели заимствования, оттягивания срока согласования условий предоставления займа и освоения средств.

Данный недостаток был практически устранен в 2006 году. Произошло формирование тенденций в привлечении займа Международной Финансовой Организации только на цель реализации задачи, имеющей общегосударственное значение, повышая при этом российское софинансирование осуществляемого проекта. При этом данной тенденцией свертывается сотрудничество с Международной Финансовой Организации. Происходит лишь смещение акцента по отношению к Международной Финансовой Организации в сторону оказания Российской Федерации консультационно-аналитического содействия.

Долговая политика на 2007-2009 гг. была призвана сохранять и развивать данную тенденцию.

Другая важная задача предусматривает повысить эффективность действующего проекта. Данной задачей подготавливаются нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и методику оценки эффективности проектов, которые осуществляются с участием Международной Финансовой Организации.

Исходя из изложенного, помимо государственного финансового контроля за законностью расходования бюджета на первый план начинает выдвигаться контроль за эффективностью их расходования на каждой стадии бюджетного процесса.


Анализированием использования финансового займа, взятого в Международный банк реконструкции и развития (МБРР) с момента вступления РФ в 1992 году в данную МФО показывается, что возможность использования этого кредитного ресурса не была использована в полной мере. Это было обусловлено тем, что в Российской Федерации отсутствовала четкая система организации работы с займом МБРР, отстававшей от процесса привлечения этого кредита, не учитывавшей специфику организации работы банков и накапливаемого опыта сотрудничества с ними.

В то же время отсутствовала должная адаптация МБРР к российской социально-экономической ситуации. Выделять средства предполагалось в виде траншеи, формирование критерий которого происходило до начала реализации проекта, а контроль за выполнением обязательства проводился только после нескольких лет, не учитывая произошедшие за это время социально-экономические изменения в государстве.

Такой формальной оценкой рассмотрения результата проектов, наряду с ужесточением требований МБРР, происходила задержка выделения траншеи, а также выдвижение российской стороной решения об отказе от части неиспользованных средств. Это привело к тому, что возникли дополнительные расходы в федеральном бюджете за резервирование заемных средств.

Финансовые займы, привлеченные в начале 1990-х годов, смягчили отрицательные социально-экономические последствия в переходном периоде посредством критического импорта и стабилизации в федеральном бюджете (ряд реабилитационных займов). Важно заметить, что многими мероприятиями, предусмотренными соглашениями с МБРР о третьем займе на развитие экономики, продолжается осуществление, несмотря на аннулирование данного долга. [11]

Основной вывод по рассмотрению результата использования финансового займа МБРР следует отметить, что в условии чрезвычайной, острой проблемы состояния в социально-экономическом развитии России в 1990-х годах привлекать подобный займ было обоснованно.

В то же время показано, что, если возникнет необходимость в привлечении нового финансового займа в будущем, потребуется организация более четкой системы управления за расходованием заемных средств, а также более ответственность отношения органа исполнительной власти к принятию на себя обязательства перед МБРР. Важно также учитывание накопленного опыта сотрудничества с МББР при использовании ресурсов другой международой финансовоэкономической организации.

Предоставление и исполнение государственных гарантий. Предоставление государственных гарантий, включенных в состав государственного внешнего долга. Значительный объем предоставления гарантий Правительства Российской Федерации приходится на импортера - поставщика оборудования и услуг российскими хозяйствующими субъектами (под так называемый «связанный» кредит).


В ходе реализации контракта на поставку оборудования и услуг его конечная цель и условие неоднократно меняется в одностороннем порядке или иностранными поставщиками, или российским внешнеторговым посредником. Согласование указанных изменений с конечным получателем происходит редко. При несогласовании подобного изменения возникает значительное удорожание поставляемых оборудований, срыв и перенос его поставки на более отдаленный срок (от контрактного).

В ходе проведения контроля за состоянием данных видов задолженностей происходило неоднократное выявление фактов в отвлечении кредитных ресурсов и использовании заемных средств не по целевому назначению.

Конкурс по отбору проекта, который предусматривает Бюджетный кодекс Российской Федерации, часто не проводится или же обладает формальным характером.

На сегодняшний день нельзя привлекать новые «связанные» кредиты от правительства иностранного государства под государственный гарант, налагающего обязанность закупать ряд услуг, или товаров у страны, которая этот кредит предоставляет, и имеющего низкую экономическую эффективность.

Наряду с этим взаимодействие с Организаций экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также с агентством экспортного кредита и кредитного гаранта зарубежной страны будет продолжено как с целью использования накопленного ими опыта финансовой (гарантийной) поддержки национального экспорта, так и стимулирования перевода Российской Федерации в более высокую группу кредитных рисков по классификации ОЭСР.

Кроме того, в ближайшее время произойдет развитие государственных гарантий, предоставляемых для реализации социально значимого проекта, который не может быть реализован без участия государства в той или иной форме: гарантии возврата хозяйствующим субъектом займ; аванса, полученного от покупателя заказчика; покрытие разного рода политического риска во внешнеэкономической деятельности. Таким проектом также можно назвать проект, осуществление которого необходимо с целью социально-экономического развития страны, но который не реализуется частными секторами в связи с тем, что они имеют низкую рентабельность.

Будет оказываться государственная поддержка российскому производителю промышленной продукции посредством предоставления государственного гаранта Российской Федерации в иностранной валюте. Это, безусловно, продвинет российскую промышленную продукцию на внешний рынок.

Государственные гарантии Российской Федерации в российских рублях способствуют осуществлению государственной поддержки предприятию, участвующего в реализации приоритетных национальных проектов «Доступные и комфортнее квартиры — гражданам Российской Федерации», а также российским авиаперевозчикам по обязательству страхования военного риска, риска угона и другого подобного риска ответственности авиаперевозчика перед третьим лицом.