Файл: Правовой режим коммерческой тайны (в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эти лица обязаны соблюдать режим коммерческой тайны, использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, только в пределах, установленных обладателем коммерческой тайны, и несут ответственность в случае ее разглашения.

Итак, конфиденциальная информация — это информация, зафиксированная на материальном носителе, доступ к которой ограничен Федеральным законом «О коммерческой тайне».

Конфиденциальная информация в зависимости от вида информации и установленных в законодательном порядке условий ограничения доступа к ней подразделяется на 40 видов тайн [Сорокина А.Э., Эриашвили Н.Д. Субъекты права на коммерческую тайну / А.Э. Сорокина, Н.Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №9. – С.168].

Правовое регулирование информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется на основе Федерального закона «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283].

Несмотря на то, что информация имеет нематериальный характер, правовому регулированию подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе, доступном для восприятия третьих лиц.

Коммерческая тайна, несмотря на историческую связанность с результатами интеллектуальной деятельности человека, является видом такого объекта прав, как информация.

В ст. 6.1. федерального закона «О коммерческой тайне» перечислены следующие права обладателей информации, составляющей коммерческую тайну [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]:

1) устанавливать, изменять, отменять в письменной форме режим коммерческой тайны в соответствии с федеральным законом «О коммерческой тайне» и гражданско-правовым договором;

2) использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для собственных нужд в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации;

3) разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации;

4) требовать от юридических лиц, физических лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, которым предоставлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности;


5) требовать от лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в результате действий, совершенных случайно или по ошибке, охраны конфиденциальности этой информации;

6) защищать в установленном законом порядке свои права в случае разглашения, незаконного получения или незаконного использования третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну, в том числе требовать возмещения убытков, причиненных в связи с нарушением его прав.

Указывая на возможность разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, законодатель раскрывает способ реализации данного права обладателем, информации, составляющей коммерческую тайну, через категорию «передача информации». Под ней следует понимать передачу информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности (п. 6 ст. 3 федерального закона «О коммерческой тайне») [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. В данном случае передачу информации следует рассматривать частным случаем предоставления информации (действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц) [Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС Консультант-плюс, 2018]. При этом от предоставления информации следует отличать распространение информации, т.е. действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Однако федеральный закон «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] не содержит указания на то, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе разрешить иным лицам, например, контрагентам по гражданско-правовым договорам, использовать переданную информацию, составляющую коммерческую тайну, в своей предпринимательской деятельности. Но ранее приведенное определение передачи информации, составляющей коммерческую тайну, отсылает к некому договору, заключенному с контрагентом обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, в котором могут содержаться какие-то условия, например, о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности.


В связи с этим возникает вопрос: включает ли право на разрешение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, также и правомочие разрешать использование информации, составляющей коммерческую тайну, в предпринимательской деятельности контрагента?

Представляется, что на данный вопрос должен быть дан отрицательный ответ. Понятие доступа к информации четко определено сами федеральным законом «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. В соответствии с ним доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает только ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. Ни о каком использовании этой информации речь не идет.

Если же предположить, что у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, имеется только право ознакомить иных лиц с соответствующими сведениями, но не разрешать их использование с целью получения выгоды другими лицами, то это существенно снижает возможности коммерциализации информации, составляющей коммерческую тайну, в результате практически утрачивается такой ее существенный признак как действительная или потенциальная коммерческая ценность. Представляется, что подобный подход не соответствует условиям современного гражданского оборота. Следовательно, должны быть выявлены иные правовые модели, позволяющие в полной мере удовлетворить потребности обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, в извлечении коммерческой ценности информации всеми легальными способами.

Для решения данной задачи необходимо обратиться к такому близкому к информации, составляющей коммерческую тайну, объекту как секреты производства (ноу-хау) [Амелина К.Е. Ноу-хау и патентная форма охраны. Дис. канд. юрид. наук. – М., 2007. С.2]

Как известно, секреты производства (ноу-хау) действующим гражданским законодательством отнесены к объектам интеллектуальной собственности, в отношении которых за обладателем сведений закреплено исключительное имущественное право (ст. 1466 ГК РФ) [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СПС Консультант-плюс, 2018].

В отличие федерального закона «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] глава 75 ГК РФ не предусматривает возможность передачи информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // Справочно-правовая система (далее – СПС) Консультант-плюс, 2018].


Это обусловлено, с одной стороны, отнесением секретов производства (ноу-хау) к числу объектов интеллектуальной собственности, которые в силу п. 4 ст. 129 ГК РФ не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ от 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301]. С другой стороны, любая информация, в том числе и секреты производства (ноу-хау) обладает таким свойством как физическая неотчуждаемость. Исходя из этого, для включения секретов производства (ноу-хау) в гражданский оборот законодателем была избранна правовая модель, предусматривающая наделение обладателя секрета производства (ноу-хау) исключительным правом, которое может быть передана другим лицам на основании соответствующего гражданско-правового договора.

Стоит отметить, что такое решение проблемы включения секретов производства (ноу-хау) в гражданский оборот критикуется в юридической литературе. Так, Городов О.А. отмечает, что «прежде чем передать право на секрет производства, необходимо предоставить сам секрет производства или обеспечить к нему доступ с юридически закрепленной возможностью использования соответствующей информации в деятельности ее приобретателя [Амелина К.Е. Ноу-хау и патентная форма охраны. Дис. канд. юрид. наук. – М., 2007. С.5]. Первое, как мы видим, законодатель запрещает делать. Остается второй вариант, но он не закреплен должным образом ни правилами ГК РФ, ни законодательством о коммерческой тайне» [Серебряков А.А. Права обладателя информации, составляющей коммерческую тайну / А.А. Серебряков // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства. Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2015. С.368]. Данное замечание представляется справедливым. При этом необходимо добавить, что ключевым правомочием обладателя секрета производства (ноу-хау) в содержании исключительного права является возможность использования указанного объекта. Законодатель также допускает в отношении секрета производства (ноу-хау) передачу другим лицам указанного правомочия использования соответствующих сведений в полном объеме либо в установленных договором пределах.

В связи с этим, в числе прав обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, следует назвать по примеру с секретом производства (ноу-хау) право передавать правомочие использования информации, составляющую коммерческую тайну, для нужд контрагента в порядке, не противоречащем законодательству РФ и договору, на основании которого к соответствующей информации был предоставлен доступ.


Подтверждением существования вышеуказанного права служат также положения Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, касающиеся охраны закрытой информации [Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 37 (приложение, ч. V)]. В п. 2 ст. 39 данного международного акта установлено, что физическим и юридическим лицам предоставляется возможность препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация:

a) является секретной в том смысле что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной - лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией;

b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность;

c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию [Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 37 (приложение, ч. V)].

Указание на то, что закрытая информация может быть использована иными лицами без согласия ее обладателя свидетельствует о том, что обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит право разрешать иным лицам использовать ее для собственных нужд, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что ст. 6.1. федерального закона «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] должна быть дополнена указанием на наличие у обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, права разрешать иным лицам использовать информацию, составляющую коммерческую тайну, для нужд контрагента в порядке, не противоречащем законодательству Российской Федерации и договору, на основании которого к соответствующей информации был предоставлен доступ.

Подводя итог по первой главе можно прийти к следующим выводам.

На наш взгляд, наиболее оптимальным видится следующее определение коммерческой тайны: «Коммерческой тайной является информация, режим которой установлен обладателем, документированная или зафиксированная на определенных носителях, касающаяся предпринимательской деятельности обладателя, представляющая для обладателя действительную или потенциальную коммерческую ценность, исходя из видения реализуемого им вида предпринимательской деятельности, стоящих перед ним целей, и не подпадающая под ограничения, установленные законодательством Российской Федерации».