Файл: Правовой режим коммерческой тайны (в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако и здесь возникает ряд неразрешимых вопросов и противоречий. Во-первых, Федеральный закон «О коммерческой тайне» обязывает обладателя информации установить в отношении сведений, содержащих коммерческую тайну, режим коммерческой тайны и определяет указанный режим как комплекс правовых, организационных и технических мер по охране конфиденциальности информации. При буквальном толковании Закона [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] мы приходим к выводу, что режим коммерческой тайны – это именно совокупность указанных мер, поскольку в определении стоит союз «и», а не «или». Значит, правообладатель может рассчитывать на охраноспособность своего права только при принятии им совокупности как правовых, так и организационных, и технических мер. Однако в чем состоит каждая из групп данных мер, Закон не указывает. Представляется даже, что все перечисленные в Законе меры можно с уверенностью отнести к организационным. Категория же правовых мер вообще представляется неясной, особенно в контексте существования фактической монополии на информацию. Технические меры в ст. 10 также не удостоились внимания законодателя [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. Более того, в п. 4 ст. 10 средства и методы технической защиты оговорены как факультативные [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. И возникает ситуация, когда Закон в одной статье обязывает обладателя принять весь комплекс мер по охране конфиденциальности информации, а в другой – устанавливает, что достаточно только вышеперечисленных, групповая принадлежность которых сомнительна [Изотова О.В. Понятие и сущность коммерческой тайны: спорные вопросы / О.В. Изотова // Бизнес, менеджмент и право. – 2006. – №2 (11). – С.98].

Во-вторых, п. 1 ст. 10 устанавливает, что на материальных носителях (документах) должны обязательно присутствовать гриф «Коммерческая тайна» и реквизиты обладателя. Однако законодатель не учитывает возможность хранения такой информации в электронном виде и, по сути, ставит этот способ хранения конфиденциальной информации вне закона, поскольку данная мера названа в числе обязательных для установления режима коммерческой тайны. И, наконец, к коммерческой тайне может быть отнесена любая информация, кроме той, что прямо указана в законодательстве. Законодатель же не учел, что многообразие видов информации неизбежно влечет к многообразию способов ее хранения и передачи, а значит, для сохранения конфиденциальности информации различных видов необходимы и разнообразные средства и методы.


Таким образом, законодатель сам поставил в тупик себя и хозяйствующих субъектов, четко определив «необходимые» меры в рамках режима коммерческой тайны. Нам представляется, что рациональней было бы обязать обладателя устанавливать не прямо указанные в Законе конкретные меры, а меры разумно достаточные для сохранения конфиденциальности коммерческой информации. Тем более, что Закон содержит критерии «разумной достаточности» мер (п. 5 ст. 10 Закона) [Деева Н. Коммерческая тайна – понятие и сущность // Законодательство и практика масс-медиа. – 2005. – № 7–8. URL: http://www.medialaw.ru/ publications/zip/131–132/2.htm (дата обращения: 22.01.2017)].

Анализ понятия коммерческой тайны будет неполным, если не коснуться вопроса о соотношении коммерческой тайны и некоторых смежных с нею понятий. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайнах, тайне усыновления, тайне следствия и т. д.

Отношения, связанные с каждой из названных выше и некоторыми другими видами тайн, специально регламентируются соответствующим законодательством, устанавливающим как право на сохранение соответствующих сведений в тайне, так и ответственность лиц, разгласивших их без санкции правообладателя. Коммерческая тайна отличается от всех этих видов тайн тем, что сведения, ее составляющие, относятся к коммерческой деятельности предпринимателя и имеют коммерческую же ценность [Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М.: Проспект, 2014. С.659].

Подводя итоги вышеизложенному, предлагаем следующее определение коммерческой тайны:

Коммерческой тайной является информация, режим которой установлен обладателем, документированная или зафиксированная на определенных носителях, касающаяся предпринимательской деятельности обладателя, представляющая для обладателя действительную или потенциальную коммерческую ценность, исходя из видения реализуемого им вида предпринимательской деятельности, стоящих перед ним целей, и не подпадающая под ограничения, установленные законодательством Российской Федерации.

Очевиден тот факт, что понятие коммерческой тайны еще не устоялось в доктрине. Многочисленные неутихающие споры ярчайшее тому подтверждение. Нельзя отрицать, что корень всех споров и неясностей кроется в самой сущности коммерческой тайны. Категория коммерческой тайны крайне расплывчата, прежде всего, из-за многогранности самой жизни и гражданского оборота в частности. В условиях постоянно изменяющейся действительности правовой институт не может оставаться мертвым и неподвижным. В связи с этим возникает закономерный вопрос о необходимости дальнейшего законодательного регулирования вопросов коммерческой тайны.


Закон о коммерческой тайне будет тем более эффективным, чем чаще он будет оставлять вопросы правоотношений субъектов по поводу конфиденциальной информации для договорного разрешения на их собственное усмотрение. Сфера коммерческой тайны, как никакая другая, нуждается в диспозитивном законодательном регулировании, на основе которого может сформироваться цивилизованная практика правоприменения.

1.2. Субъекты права на коммерческую тайну

Одной из проблем института коммерческой тайны является определение круга лиц, которые могут выступать субъектами права на коммерческую тайну.

Важность определения этого круга лиц обусловлена тем, что в силу Федерального закона «О коммерческой тайне» только они имеют право признавать информацию коммерческой тайной и требовать возмещения убытков, причиненных в случае ее разглашения. Это положение вытекает из анализа ст. 4 Федерального закона «О коммерческой тайне» [См.: Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. Иные лица, так или иначе получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, лишь выполняют возложенные на них обладателем информации обязательства по охране ее конфиденциальности.

В настоящее время существуют разные мнения относительно того, кто может выступать в качестве субъекта коммерческой тайны. Так, некоторые исследователи в качестве субъектов называют только юридических лиц [Бандурина О.С. Коммерческая тайна в информационный век / О.С. Бандурина // Патентное дело. – 2011. – №10. – С.3].

Иные исследователи к субъектам права на коммерческую тайну относят юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью [Разбирин С.А. Информационная безопасность фирмы: (Организационно – правовой аспект) / Сергей Разбирин. – Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 2015. С.58]. Сторонники данной точки зрения обращают внимание на то, что коммерческой тайной признаются лишь сведения, касающиеся предпринимательской деятельности, поэтому субъектами права на коммерческую тайну являются лица, занимающиеся такой деятельностью [Ильиных Е.В. Институт коммерческой тайны в современном российском праве / Е.В. Ильиных // Законодательство и экономика. – 2002. – №11. – С.62].

С данной позицией стоит согласиться, так как анализ норм федерального закона «О коммерческой тайне», в частности, определяющих минимальный набор мер по охране конфиденциальности информации [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283], дает возможность сделать вывод о том, что для физических лиц, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, большинство из перечисленных в ст. 10 федерального закона «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] мер будут практически не выполнимы.


Верно мнение А.П. Сергеева о том, что некоммерческие организации, которые в силу ст. 50 ГК РФ могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и способствует достижению данных целей, могут выступать обладателями коммерческой тайны только в случае, если информация относится к разрешенной им предпринимательской деятельности [Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М.: Проспект, 2014. С.680].

Физические лица и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут выступать в качестве обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, с момента государственной регистрации в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Эта точка зрения нашла отражение в Федеральном законе «О коммерческой тайне», согласно которому меры по охране конфиденциальности информации могут принимать юридические лица и индивидуальные предприниматели [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283].

Таким образом, физические лица вправе выступать обладателями информации, составляющей коммерческую тайну, только после регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В литературе высказана еще одна точка зрения, согласно которой в качестве субъектов права на коммерческую тайну могут выступать юридические и физические лица, как занимающиеся, так и не занимающиеся предпринимательской деятельностью [Коломиец А.В. Коммерческая тайна в гражданском праве Российской Федерации / А.В. Коломиец. – М.: РАГС, 2016. С.47- 49; Гаврилов Э.П. Коммерческая тайна и результаты интеллектуальной деятельности / Э.П. Гаврилов // Патенты и лицензии. – 2002. – №4. – С.20].

Сторонники этой позиции отмечают, что такие лица могут быть обладателями коммерческой тайны, если получили ее в порядке наследования юридического лица, а также в составе имущества при заключении договоров дарения, мены, купли-продажи. Имущество должно продолжаться использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.

Уязвимость данной позиции заключается в том, что если физическое лицо становится собственником имущества, в состав которого входит коммерческая тайна и которое должно использоваться в предпринимательской деятельности, это лицо должно участвовать в предпринимательской деятельности. При приобретении юридического лица физическое лицо не становится обладателем коммерческой тайны, принадлежащей юридическому лицу, поскольку в силу ст. 48 ГК РФ таким обладателем остается само юридическое лицо [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301].


К субъектам права на коммерческую тайну относятся юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. В качестве обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, могут выступать граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, зарегистрированные и не зарегистрированные на территории России.

Указание Г.В. Дашкова на зависимость этого права от регистрации юридического лица на территории России не соответствует Конституции РФ и ГК РФ [Правоведение. Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2016. С.396].

В соответствии со ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ от 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301]. В ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и исполняют обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ (далее – СЗ РФ), 04.08.2014, №31, ст. 4398. Справочно-правовая система (далее – СПС) Консультант-плюс, 2018].

В качестве обладателей коммерческой тайны могут выступать физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, независимо от гражданства, а также регистрации, иностранные юридические лица на территории России.

Одной из особенностей коммерческой тайны является то, что помимо обладателя доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, имеет широкий круг лиц. Необходимо различать обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и лиц, имеющих доступ к этой информации. Последних можно разделить на следующие три большие группы:

1) физические лица, имеющие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, в силу трудовых отношений с ее обладателем;

2) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица в силу служебных полномочий;

3) контрагенты — стороны гражданско-правового договора, которым обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию [Сорокина А.Э., Эриашвили Н.Д. Субъекты права на коммерческую тайну / А.Э. Сорокина, Н.Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №9. – С.168].