Файл: Правовой режим коммерческой тайны (в гражданском обороте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Появившись в конце XIX в., наибольшее развитие институт коммерческой тайны получил во второй половине XX в., что обусловлено увеличением роли и ценности информации в современном мире. В настоящее время информация, представляет собой самостоятельный товар на рынке. Большей коммерческой ценностью обладает информация, составляющая коммерческую тайну, и в силу своего характера представляющая ее обладателю при существующих или иных обстоятельствах возможность увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду, которая к тому же неизвестна широкому кругу лиц. Появление коммерческой тайны в гражданском законодательстве Российской Федерации связано с принятием Закона РСФСР от 25.12.1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [Закон РСФСР от 25.12.1990 №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (утратил силу) // СПС Консультант-плюс, 2018]. В ст. 28 этого закона было закреплено право предприятия не предоставлять информацию, в отношении которой руководитель предприятия принял решение об отнесении ее к коммерческой тайне. Введение в ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301] понятия «коммерческая тайна» позволило, как отмечает С.И. Суслова, утверждать лишь одно: государство допускает формирование закрытого блока конфиденциальной информации в сфере предпринимательской деятельности [Суслова С.И. Тайна в праве России. Цивилистический аспект: Дис. канд. юрид. наук. – Иркутск, 2003. C.3-4]. Отсутствие законодательного акта прямого действия, систематизирующего положения законодательства РФ и регулирующего отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, оборотом такой информации и охраной ее конфиденциальности, вело к оттоку коммерчески ценной информации, полученной в результате интеллектуального труда. Принятие Федерального Закона «О коммерческой тайне» [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283] способствовало окончательному формированию института коммерческой тайны. В то же время абсолютная новизна регулируемых отношений порождает огромное количество теоретических проблем, неоднозначность решения которых вызывает значительные затруднения при их практическом применении. Все это, а также фактически полное отсутствие судебной практики по защите информации, составляющей коммерческую тайну, никак не способствует распространению в Российской Федерации (далее – РФ) института коммерческой тайны, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на инвестиционную привлекательность страны в глазах зарубежных партнеров.


Таким образом, актуальность темы настоящей работы очевидна и не вызывает сомнений.

Целью исследования является комплексный анализ правового режима информации, составляющей коммерческую тайну, в современном гражданском праве.

Постановка указанной цели определяет необходимость решения следующих задач исследования:

• определить понятие коммерческой тайны;

• выявить субъектный состав лиц, имеющих права на коммерческую тайну;

• показать место коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав;

• выработать предложения по совершенствованию законодательства, касающегося правового института коммерческой тайны.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу коммерческой тайны. Предметом изучения являются нормы гражданского законодательства, а также других законодательных актов, затрагивающие проблемы коммерческой тайны.

Информационную базу работы составили нормы российского цивильного законодательства, федеральные законы, правоприменительные акты судов РФ, относящиеся к коммерческой тайне.

Главным источником по нашей работе явился федеральный закон о коммерческой тайне, который вышел в свет в 2004 г. Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. Также важным подспорьем явились две части Гражданского кодекса – первая и четвертая [Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ от 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) // СПС Консультант-плюс, 2018].

Если говорить о литературе, то стоит выделить материалы периодической печати, так как они наиболее актуальны и весьма ценны с точки зрения исследования нашего вопроса. Среди них стоит выделить статьи таких авторов как Сорокина А.Э., Эриашвили Н.Д. [Сорокина А.Э., Эриашвили Н.Д. Субъекты права на коммерческую тайну / А.Э. Сорокина, Н.Д. Эриашвили // Вестник Московского университета МВД России. – 2009. – №9. – С.168 – 169], Соболев А.А. [Соболев А.А. О соотношении понятий «секрет производства», «ноу-хау» и «информация, составляющая коммерческую тайну» / А.А. Соболев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». – 2014. – Т.14. – №2. – С.113 – 116], Ситишко Д.А. [Ситишко Д.А. Секрет производства (ноу-хау) и коммерческая тайна: некоторые особенности использования секрета производства / Д.А. Ситишко // Право и политика. – 2009. – №4. – С.893 – 900] и др. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Глава 1. Коммерческая тайна в гражданском обороте

1.1. Понятие коммерческой тайны

До середины 90-х гг. прошлого века государство практически монопольно выступало субъектом правоотношений по поводу владения, пользования и распоряжения информационным ресурсом. Проблема информационной безопасности довольно успешно решалась с помощью хорошо организованной системы защиты государственных секретов и служебных сведений.

В настоящее время отсутствие монополизма и жесткая рыночная конкуренция заставляет предприятия любой формы собственности, а особенно предприятия-производители испытывать потребность в защите сведений, не подпадающих под категорию государственной тайны, но имеющих конфиденциальный характер. В рыночной экономике информация является ценным товаром и подчиняется законам товарно-денежных отношений.

Защита коммерческой тайны – важное условие получения хозяйствующим субъектом максимальной прибыли, предотвращения банкротства. Основными вопросами защиты конфиденциальной информации являются: определение содержания сведений, в отношении которых хозяйствующим субъектом устанавливается режим коммерческой тайны, и создание правового механизма защиты прав обладателя информации [Бабенко О.И. К вопросу о защите информации, составляющей коммерческую тайну: проблемы судебной практики / О.И. Бабенко // Экономика, социология и право. – 2014. – №1. – С.149].

До принятия Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее по тексту – Закон) нормы о коммерческой тайне содержались в самых разнообразных актах. Закон в некоторой степени упорядочил громоздкую систему правовых источников. Закон четко отграничивает законодательство о коммерческой тайне от законодательства о государственной тайне (ст. 1 Закона) [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283].

Очевидна и разная отраслевая принадлежность норм: коммерческая тайна – гражданско-правовой институт; государственная тайна – институт административного права.

Наиболее значительным нововведением Закона стало само определение коммерческой тайны. Закон попытался восполнить этот пробел, однако насколько удачной оказалась эта попытка – вопрос спорный. В доктрине споры не утихают до сих пор.


При анализе нормативного определения коммерческой тайны, данного законодателем в Законе, в первую очередь обращают на себя внимание его сложность, громоздкость, запутанность и даже некоторая искусственность, проявляющаяся в отступлении от традиций нормативной регламентации правового режима конфиденциальной информации, характерных для российской правовой системы [Прокудин А. Интеллектуальная собственность и коммерческая тайна: правовые аспекты статуса понятий / А. Прокудин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2005. – №5. – С.45]. Закон под коммерческой тайной понимает конфиденциальность информации, позволяющую ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить свои дохо-ды, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (ст. 3 Закона).

Ряд исследователей, например, В.В. Погуляев, считают, что, «коммерческая тайна (…) представляет собой не разновидность информации, а определенное ее состояние – конфиденциальность» [Адамов А.В. Понятие и нормативное содержание института коммерческой тайны / А.В. Адамов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2009. – №3. – С.19 – 22]. Однако, если обратиться к общеупотребительному определению понятия «тайна», то точка зрения В. В. Погуляева окажется не совсем корректной.

В соответствии с Толковым словарем русского языка С. И. Ожегова, тайна – это нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. Исходя из этого, следует признать более удачным определение Э.П. Гаврилова. Несмотря на то, что Закон разделяет понятия коммерческая тайна и информация, составляющая коммерческую тайну, Э.П. Гаврилов предпринял удачную попытку свести их воедино и несколько их упростить: коммерческая тайна – это любая не ставшая общедоступной информация, которая сохраняется ее законным обладателем в режиме коммерческой тайны [Гаврилов Э.П. Вопросы правовой охраны коммерческой тайны / Э.П. Гаврилова // Хозяйство и право. – 2004. – № 11 – C.10]. Сходного мнения придерживается и А.П. Сергеев [Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М.: Проспект, 2014. C.676].

А.П. Сергеев приходит к выводу, то, будучи объектом интеллектуальной собственности, информация, составляющая коммерческую тайну, обладает рядом следующих специфических особенностей: 1) фактическая монополия определенного лица на некоторую совокупность знаний; 2) ее наибольшая универсальность среди других объектов интеллектуальной собственности по сравнению, например, с патентоспособной информацией, виды которой четко определены в законе; 3) неограниченность срока охраны коммерческой тайны; 4) отсутствие требований о ее обязательной регистрации и официального признания ее охраноспособности [Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М.: Проспект, 2014. C.677 – 678].


Представляется обоснованным считать, что коммерческая тайна должна рассматриваться не в качестве объекта гражданских прав, а в качестве правового режима информации.

Введение в законодательство нашей страны понятия коммерческой тайны зафиксировало право ее обладателя охранять свои интересы во взаимоотношениях с государством, другими субъектами рыночных отношений. Ключевой фигурой в системе правоотношений, складывающихся в сфере коммерческой тайны, является обладатель информации, составляющей коммерческую тайну. Согласно п. 4 ст. 3 Закона [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283], это – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении нее режим коммерческой тайны. Субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются коммерческой деятельностью – обладатели конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну, и их правопреемники. Обладателями коммерческой тайны могут быть физические (независимо от гражданства) и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации). Правопреемникам информация, составляющая коммерческую тайну другого лица, становится известной в силу служебного положения, по договору или на ином законном основании. Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздержи вались от использования незаконных методов получения данной информации.

Обязательным условием возникновения прав обладателя и условием охраноспособности данных прав в соответствии со ст. 6.1 Закона является установление режима коммерческой тайны [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283]. Режим коммерческой тайны считается установленным обладателем информации после принятия им правовых, организационных, технических и иных мер по охране конфиденциальности информации (ст. 10 Закона) [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283], с учетом перечня сведений, в отношении которых режим коммерческой тайны не может быть установлен (ст. 5 Закона) [Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №32. – Ст. 3283].