Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причинами профессионального выгорания организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, то есть в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании [7, с. 11]. Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекции [14, с. 123].

Итак, проблема профессионального выгорания очень остро стоит перед учеными всего мира. Профессиональное выгорание – это частный случай профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания связан с продолжительным воздействием стрессобразующих факторов различной интенсивности, связанных с профессиональной деятельностью. По сути, профессиональное выгорание - это длинный хронический стресс [13, с. 94]. Профессиональное выгорание характеризуется возникновением чувства безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетентности и профессионализма. Одной из наиболее важных задач медиков и психологов является – помощь людям, испытывающим стресс, связанный с профессиональной деятельностью.


Глава 2. Особенности профессионального выгорания на примере медицинских работников

Среди медицинских работников наиболее подвержены синдрому эмоционального выгорания прежде те специалисты, которых в наибольшей степени отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда прийти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед пациентом и желание соответствовать определённым этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др. [4, с. 23].

Так настоящий медик в их представлении – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью [13, с. 200].

Выделяют три типа медицинских работников, которым угрожает развитие профессионального выгорания:

1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе);

2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;

3-й – «эмоциональный», состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с саморазрушением [4, с. 24].

Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы, возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.

Профессиональная деятельность работников сферы психического здоровья несёт в себе потенциальную угрозу развития синдрома эмоционального выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание медицинских услуг пациентам.

Причём, последние отличаются от лиц основной массы населения психической неуравновешенностью и девиантным поведением в той или иной форме. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряжённости, интраверсии имеют определённое значение в формировании профессионального выгорания [4, 23].


В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлечённости и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь [19, с. 3]. Подвержены формированию профессионального выгорания и другие категории медицинских работников, прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжёлыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях.

Сотрудники «тяжёлых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряжённостью и сложностью труда и пр., а в результате постепенно формирующегося профессионального выгорания возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам [16, 24]. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе социального взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищённости и других морально-психологических факторов [19, с. 9].

В последние годы в мировой медицинской и консультативной практике все активнее развивается тенденция рассматривать состояние здоровья персонала как один из важных факторов оценки качества работы учреждения, поскольку это отражает степень удовлетворения интересов не только пациентов (клиентов), но и оказывающих им помощь профессионалов [17, с. 89].

Один из очевидных выводов, которые вытекают из многочисленных исследований профессионального «выгорания», заключается в принципиальной возможности сделать работу медиков, психологов-консультантов и других «помогающих» профессионалов менее стрессовой без снижения требований к ней, но при этом более эффективной за счет добавления к ней новых «степеней внутренней свободы».


2.1. Описание выборки, методик исследования профессионального выгорания у медицинских работников

Мы провели эксперимент на базе двух медицинских организаций. Первая организация: поликлиника № 3 г. Севастополя. Поликлиника занимается консультативным приемом, работает только в дневное время. Обслуживает пациентов Нахимовского района города. Выборку составили 30 человек медицинских работников разного возраста и разного стажа работы.

Вторая организация: стационар терапевтического отделения 3 городской больницы г. Севастополя. Стационар работает круглосуточно, отделение ургентное, пациенты поступаю круглосуточно. Выборку составили 30 человек медицинских работников различного возраста и стажа работы.

Цель исследования: изучить уровень профессионального выгорания у медиков.

Задачи нашего исследования: оценить уровень профессионального выгорания у медицинских работников; выявить уровень реактивной и личностной тревожности у медицинских работников; дать рекомендации по реабилитации.

В ходе проведения эмпирического исследования для достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:

  • Анкета-опрос (приложение 1).
  • Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), (Приложение 2).
  • Методика «Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (Приложение3).

В начале исследования мы подготовили анкету-опросник, чтобы выяснить возраст сотрудников и стаж работы (Приложение 1).

Следующая часть нашей работы связана с выявлением уровня реактивной и личностной тревожности.

Для этих целей была использована следующая методика: Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) (Приложение 2).

Цель методики: дифференцированно измерить тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.


Реактивная или ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Тест-опросник содержит две шкалы: шкалу ситуационной тревожности и шкалу личностной тревожности.

Каждая из шкал содержит по 20 утверждений.

Для первой шкалы выбираемые ответы соответствуют четырем альтернативам («Нет, это не так»; «, Пожалуй, так»; «Верно»; «Совершенно верно»).

Для второй шкалы ответы также соответствуют четырем альтернативам («Никогда»; «Почти никогда»; «Часто»; «Почти всегда»).

Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключами к методике оценки тревожности.

Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов.

Инструкция: Необходимо прочитать внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.

Над вопросами не надо долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Интерпретация: «Нет это не так» - 1 балл. «Пожалуй, так» - 2 балла. «Верно» - 3 балл. «Совершенно верно» - 4 балла.

Обработка и интерпретация результатов:

Показатели РТ (реактивная тревожность) и ЛТ (личностная тревожность) подсчитываются по формулам (Смотри приложение 2).

При интерпретации результат можно оценивать так:

  • до 30 - низкая тревожность;
  • 31 - 45 - умеренная тревожность;
  • 46 и более - высокая тревожность.

В результате этой методики человек может оценить свое состояние, это очень важный и существенный компонент самоконтроля и самовоспитания.

Следующая часть нашей работы связана с выявлением уровня профессионального выгорания.

Для этих целей была использована методика: «Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)» (Приложение 3).

Данный опросник предназначен для определения степени выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента, в том числе медицинских работников.

Цель нашей работы: определить степень выраженности и распространенности синдрома выгорания (перегорания) среди профессионального контингента.